Муфтий Бердиев: КЦМСК будет совершенствовать механизмы работы

Исмаил Бердиев


Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев рассказал ИА IslamNews о том, чем живут сегодня мусульмане Северного Кавказа, и какие вызовы и приоритеты существуют на текущий момент у возглавляемой им организации. По его словам, КЦМСК намерен развиваться структурно и активизироваться в плане просветительской работы.

- Исмаил хаджи, Вы – один из старожилов исламской деятельности в России. Какие изменения в жизни мусульман произошли за эти годы?

- Если в советское время всех подряд направляли к атеизму, то сегодня большинство людей имеет представление о своей религии. Как исповедовать религию – это уже другой вопрос. Когда я пришел работать, у нас было всего 15 мечетей, а на сегодняшний день уже более ста – это только в Карачаево-Черкессии. Такие изменения сложно не заметить. Но дело даже не в количестве мечетей, а в тех, кто в них приходит. Если раньше в мечети сидели одни старики, то сегодня уже 70% – молодежь. Вот это самое главное изменение. И в обществе уже совсем по-другому воспринимается религия: если раньше, в советские времена, религия считалась опиумом для народа и чем-то экзотическим, то сейчас знание своей религии и ее соблюдение является потребностью. На мой взгляд, это и есть главные изменения.

- А как изменили религиозную жизнь российских мусульман современные технологии?

- Сегодняшняя молодежь, в основном, смотрит интернет, который часто вызывает разночтения, я бы сказал смуту. Любой человек может взять и написать отсебятину, что он думает о религии, другие могут прочесть и решить, что это религия и есть. Но о религии должны говорить только знающие люди, получившие духовное образование. Человек, который только начинает познавать религию, еще ничего не знает. Почему раньше, да и сейчас нужно получать образование? В медресе мы в свое время учились 7 лет, потому что за короткий промежуток времени понять религию невозможно. Нужны систематические занятия, одной книгой не обойтись. По одному толкованию Коран невозможно понять, а несколько толкований уже дают понимание аятов, ниспосланных Всевышним. И только тогда человек может говорить, «в Коране сказано так-то».

- Какое место ислам занимает в кавказском обществе?

- Для верующего человека вера всегда находится на первом месте. Есть люди, которые ведут так называемый светский образ жизни: для них религия связана с похоронно-поминальными обрядами, и все.

- Но большинство жителей региона – все-таки верующие или светские люди?

- В настоящее время процентов 70 – верующие. Как это определяли в советское время: считали, сколько человек идет в мечеть от общего числа, и судили на этом основании, объявляли какой-то мизерный процент. А в настоящее время ситуация сильно изменилась.

- Сегодня много говорится о конфликте поколений в исламе, который, как утверждается, возник еще и потому, что многие молодые люди смогли получить знания за границей, а потом вернулись на Родину. Ощущаете ли вы нечто подобное?

- Нет. Оттого, что они учились за границей, ничего не меняется. Если человек отправляется за границу, зная основные принципы своей религии, то его сбить с пути нельзя. Он уже имеет четкие основы, представляет, в каком направлении нужно развиваться, и получает за границей углубленные научные знания. А вот тот человек, который едет, ничего не зная, может попасть неизвестно в какие руки, в том числе, к тем, кто толкует религию неправильно или умышленно искажает ее. И это скорее всего будет заблудший человек.

- В чем вы видите роль Координационного центра мусульман Северного Кавказа?

- Я бы сказал, что КЦМСК играет очень важную роль на Северном Кавказе, хотя она может быть и не столь заметна со стороны. Судите сами: вначале у нас было Духовное управление мусульман Северного Кавказа, и этим все довольствовались. После развала Союза в каждой республике появилось свое духовное управление. Тогда и возникла потребность в поддержании духовного единства северокавказской уммы. Часто бывало, что в одной республике мусульманские праздники отмечали в один день, а в соседней – в другой. Такое разделение противоречит духу нашей религии, хотя формально каждый может быть прав в определении начала праздника – все зависит оттого, кто и когда увидел новолуние. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был дотошным в формальных вопросах, главным для него было единство всех мусульман.

К этому же стремились и мы, создавая Координационный центр. Когда в Чеченской республике шла война, и бандиты хотели вершить свои дела, прикрываясь нашей религией, еще тогда мы остро ощутили потребность в единении. Нужно было общими усилиями противостоять террористам, доводить до людей, что ислам – это не то, что делают они, ислам – это то, что нам ниспослано Всевышним. Это и стало отправной точкой создания КЦМСК.

- Как сегодня происходит координация между муфтиятами на Северном Кавказе?

- Мы периодически собираемся и обсуждаем проблемы, возникающие в каждом регионе. Решаем их сообща. Основная наша деятельность направлена именно на повышение религиозной грамотности и профилактику экстремизма. Экстремизм возникает от незнания, непросвещенности. Когда к молодому человеку, не знающему, куда приложить свои силы, приходят и начинают обучать его лже-исламу, говорят, «если ты мусульманин, иди убивай неверных, если тебя убьют – ты попадешь в рай», он думает, что это действительно так. Наша задача показать ислам таким, каким он является на самом деле. Ислам – это религия миролюбия. Его сущность емко отражена в исламском приветствии «ассаламу алейкум» – то есть «мир вам!» Ислам – самая миролюбивая религия. Но некоторые хотят перевернуть ее с ног на голову.

- Какой из северокавказских муфтиятов является наиболее активным в деле просвещения, а какие, возможно, нуждаются в активизации?

- Самый активный муфтият у нас в Чеченской Республике, а также в Дагестане. В этих регионах много делается для распространения знаний, недопущению чуждого нам влияния. В тех регионах, где меньше мусульман, и активности поменьше.

Сказать, что нужно как-то с места увеличивать активность…Тут время нужно. Когда человек начинает познавать религию, интересоваться верой, тогда возникает ниша, которую мы должны заполнить знаниями, чтобы молодежь не рылась в интернете, не кидалась из стороны в сторону.

- Есть ли у вас планы по развитию КЦМСК, укреплению его роли на Северном Кавказе, а возможно, и на общероссийском уровне?

- Что касается Северного Кавказа, то мы будем развивать свою работу, совершенствовать механизмы взаимодействия, проводить съезды мусульман и другие совместные мероприятия. Кстати, недавно отчетно-выборные съезды мусульман прошли в трех субъектах Федерации. А на общероссийский уровень мы не претендуем. Пусть этим занимаются общероссийские мусульманские религиозные организации.

- Несколько лет назад в России появилась тенденция к увеличению численности самостоятельных религиозных организаций. Например, ДУМ Татарстана вышел из СМР, а ДУМ ЧР – из КЦМСК. Как вы оцениваете эту ситуацию?

- На мой взгляд, здесь нет ничего критичного, если это не приводит к разногласиям в религии и разобщению мусульман. Если люди думают, что так будет лучше, Всевышний им судья. Все равно обойтись без координации между духовными управлениями невозможно. В этом я твердо убежден.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика