Может ли быть «неисламским» интернет?

Общение в интернете - грех или необходимость

Общение в интернете - грех или необходимость

Теги:

0
04 Мая 2016г. (26 Раджаб)
Общение в интернете – ошибка? Привычка? Вынужденная мера? Потребность?

Общение заполонило интернет. Ну а может ли быть иначе, ежели ни сотни тысяч километров расстояния, ни отсутствие встреч в реальном пространстве, совершенно не влияют на сближение между людьми? Мало того, как бы это и не показалось кому-либо парадоксальным, природные катаклизмы, политико-экономические кризисы, да и минусы иного порядка также не ослабили накала бесед. И не суть важно, данное общение ведется в кругу масс людей различных вероисповеданий и национальностей из разных географических широт по геополитической, теологической или социально-культурной  тематике, либо оно затрагивает исключительно двоих, внезапно почувствовавших некую взаимофлюидную ауру, если можно так выразиться.

Однако, именно последний контекст очень часто становится камнем преткновения для верующего сообщества – с точки зрения допустимости общения данного рода. Безусловно, мировая паутина стерла многие границы, нередко "непроходимые" в реальном пространстве. Речь тут, однако, совершенно не о беспределе вседозволенности, а, скажем, о возможности более беспроблемного пути к общению. Когда наличиствуют идентичные интересы, взгляды, а нередко проявляется необходимость (в буквальном смысле слова) услышать слово поддержки или конкретный совет в отношении складывающейся с человеком ситуации.

Важнейший же нюанс тут в том, что нередко оба лица вдруг оказываются перед фактом взаимного ожидания писем (остановимся на этом формате, избегая акцента на развитие отношений). И тогда ты как бы окунаешься в такой пазл жизнедеятельности, где размеренный фон жизни обрамляется (или дополняется?) новыми очертаниями.

Наверняка, непосредственно эта канва способствует "осуждению" многими мировой паутины, чуть ли не сознательно "растлевающей" порядочных в реальной жизни людей.

Но давайте будем объективны, разве в случае такого "ожидания писем" нужно винить уникальный технологический прогресс сегодняшнего дня? А как иначе, воскликнет некто, коль те же лица в реале вообще могли бы не столкнуться и даже при случайной встрече не позволили бы себе сделать шаг навстречу? Возможно, так оно и так, не поспоришь, однако, куда деть вопрос – по какой все-таки причине двое вдруг (вдруг ли?) начинают ощущать взаимную потребность для бесед (ограничимся этой формулировкой)?

В данном аспекте невозможно не согласиться со сказанным Папой Римским Франциском, назвавшим "цифровой" мир "общественной площадкой, раскрывающей широкий горизонт для масс людей". По его словам, "электронные письма, текстовые сообщения, социальные сети и чаты могут принимать форму общения между людьми", посему "интернет – "это дар Божий". Но, как подчеркивает глава мировых католиков, паутина подразумевает (в т. ч.) "значительную ответственность", ибо сети могут подводить как "к росту общественного блага", так и "к дальнейшему разделению между отдельными лицами". Потому, резюмирует понтифик, далеко "не технология определяет суть общения, а человеческое сердце и способность индивидуума разумно применять средства, находящиеся в его распоряжении"(1).

Действительно, в этом ракурсе совершенно нет разницы между реальным и виртуальным пространством, ибо во всех случаях выбор остается за нами. Технологии же – не более, чем оболочка для реализации наших внутренних позывов.

Здесь вспоминается фраза из интереснейшего российского фильма "Небесный суд": "Поступок человека – это отражение его личности, и от каждого, даже от самого маленького, как круги по воде, расходятся последствия". А вот каковы они, причем не только для вдруг почувствовавших притяжение, но и близких им людей? Сложнейший вопрос... Одни убеждены, что неожиданно (неожиданно ли?) возникшая связь не выходит за рамки двоих, другие, – уверены в ее негативном влиянии на взаимоотношения с ближайшим окружением. Хотя очень часто совсем нелегко именно тем, кто оказался виртуально (виртуально ли?) рядом. Причем рядом – по многим параметрам.

Вполне очевидно, значительная часть из читающих эти строки назовут происходящее изнанкой жизни, т. е. противоречием религиозным предписанием. Тут, к слову,  можно прооперировать цитатой из еще одной художественной ленты – "Съемки в Палермо" – где один из героев, в преломлении к фотографическому искусству, произносит: "Идея негатива – обратная сторона жизни, обратная сторона света [когда] теряется сущность, и теряется довольно часто". Не исключено, что кто-то приведет в назидание мысль, озвученную немецким христианским мыслителем XVI-XVII вв., называемым родоначальником западной софиологии (учение о «премудрости Божией»), Якобом Беме: "Подобно тому как яблоко на дереве становится червивым и дряблым, когда постигает его стужа, зной и медвяная роса, и легко отпадает и портится, так и человек, когда он дает господствовать в себе диаволу с его ядом"(2).

Наверное, немало лиц обеими руками проголосуют "За" сказанное, но ведь те двое, даже при собственном понимании "изнанки" происходящего, вполне искренне находят свой ответ на имеющее место. Или, скажем, обоснование – посредством оперирования к недостающим чувствам или иным проявлениям, до которых, вследствие определенных причин, не удается дотронуться в реальной жизни.

Трудно не признать проблематичность (мягко говоря) ситуации. Впору сослаться на выражение: "Все было бы так просто, если бы не было так сложно". Конечно, у всего есть свои причины, в особенности в делах социального (скажем так) порядка. Легче всего осудить, вслед за чем пригвоздить к "позорному столбу". Безусловно, легче, но расставятся ли этим все точки над I?

В одной из своих статей современный мусульманский мыслитель Сальман аль-Оуда (Salman Al-Oadah) пишет о преимуществе "в исламском праве" заповедей "над запретами", милосердия – "над строгостью", и завоевания сердец – "над мерами по сдерживанию и устрашению"(3). Говоря иными словами, рубить с плеча, возможно, эффектно, но эффективно ли? Будет ли таким способом найден знаменатель, могущий позволить всем "приближенным" к действу вдохнуть свежего воздуха полной грудью?



1.Pope's message 'Communication and Mercy: A Fruitful Encounter'

http://en.radiovaticana.va/news/2016/01/23/popes_message_communication_and_mercy_fruitful_encounter/1202897

2.Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...

http://www.lib.ru/INOOLD/BEME/aurora.txt

3.Сальман аль-Оуда. Прямой путь и перемены

http://islam.com.ua/osnovi-islama/985-pryamoy-puty-i-peremeny

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика