Без мигрантов - не лучше

В этом году месяц Рамадан пришелся на самые длинные световые дни. Ежедневный пост для жителей Москвы длился по 19 часов, а для жителей Санкт-Петербурга и ряда других городов – свыше 20 часов.

Для некоторых москвичей-немусульман это, как ни странно, составило определенные неудобства: так, в одном из супермаркетов в центре столицы по вечерам на кассах образовывались очереди. После захода солнца кассиры-среднеазиаты ненадолго отходили перекусить (на что имели полное право), оставшихся касс для обслуживания потока посетителей не хватало.

От очередей в магазинах россияне за последние десятилетия, конечно, отвыкли – а некоторые даже не помнят, что это такое. Громче всех скандалили мамаши с колясками: звали администрацию, требовали разобраться. Прочие посетители, понимающие, в чем дело, либо покорно стояли в очереди, либо с недовольными лицами нервно переминались с ноги на ногу, поглядывая на часы.

Вообще выход для москвичей, казалось бы, прост: не нравится, что у части обслуживающего персонала свои законы – садись за кассу сам. Не нравится акцент дворника в собственном дворе – бери в руки метлу и ни в чем себе не отказывай. Но москвичи, как известно, не лыком шиты: стоит с территории исчезнуть нерусским дворникам – на районе начинается локальный зомби-апокалипсис, как когда-то в Щукино. Стоит в подъезде появиться луже – пишут письмо Собянину, умоляя его приехать и лично отмыть лужу.

Сами москвичи рождены не для тяжкого физического труда, а для того, чтобы сдавать бабушкины квартиры и отдыхать на островах.

Между тем, по мнению эксперта IslamNews Ибрагима, компромисс в ситуации с кассирами был возможен. «Есть можно прямо в кассе, шариатом это не воспрещается, – пояснил он. – Бутерброд, банка с компотом, и вопрос закрыт».

Тем же, кто предпочел бы видеть на кассах родные славянские лица, эксперт напоминает: «если кассирши постятся, значит, не будут обсчитывать, хотя обычно кассирши в силу специфики работы – люди далеко не религиозные, без стыда и совести».

И вообще, кассир, не боящийся кары Божией, – злейший враг покупателя. «Еще с советских времен в кассу шли для того, чтобы обсчитывать лоховатых покупателей. Так что покупатели пусть сами выбирают между постоянной угрозой кидалова и обычаем кассиров попить чаю в Рамадан".

"Зло или не зло?"

Но противоречивый русский дух не сдается. Самим работать неохота, но и мигранты – «не торт». Неудивительно, что, вдобавок ко всему прочему, у россиян периодически вспыхивает подозрение в том, что мигранты отнимают их рабочие места.

«Нелегальные мигранты не должны занимать рабочие места жителей Верхневолжья», – пишут «Тверские ведомости». – Сводки криминальных новостей редко обходятся без упоминания лиц, незаконно пребывающих на территории нашей страны. Мы боимся даже ненадолго отпустить детей поиграть на улице без присмотра. Мы знаем, что в каналах сбыта наркотиков, в деятельности преступных группировок и террористических организаций зачастую задействованы нелегалы. И, конечно, ни для кого не секрет, что так называемые гастарбайтеры без всяких разрешительных документов трудятся на стройках, пилорамах, в сельском хозяйстве, торговле, такси, подпольных швейных мастерских и пекарнях… Они занимают огромное количество рабочих мест, получают низкие зарплаты, сбивая расценки на рынке труда для местных жителей, не выплачивая налоги и тем самым нанося колоссальный ущерб экономике. Согласитесь, это тоже преступление».

В то же время, как выяснил в конце марта ВЦИОМ, против мигрантов-чернорабочих коренное население в большинстве своем уже практически не возражает, но вот идею допустить их в более высокие сферы категорически не приветствует. По мнению экономистов, россияне просто не хотят уступать мигрантам рабочие места, столь ценные в кризис.

Согласно мартовскому опросу, лишь пятая часть опрошенных россиян (21%) готова была поддержать кандидатуру приезжего другой национальности в качестве няни, медсестры или воспитателя. Против таких работников выступили до 68%, еще 11% затруднились ответить.

«Использование труда мигрантов в коммунальном хозяйстве и сфере услуг стало уже привычным для россиян, – говорят авторы исследования. – Если в 2006 году только 39% опрошенных позитивно относились к использованию труда мигрантов в коммунальном хозяйстве и только 42% одобряли наем иностранной рабочей силы для работы в сфере услуг, то нынче, в марте 2016-го, эти показатели выросли до 53% и 50% соответственно».

К использованию труда мигрантов при строительстве и ремонте положительно относятся 42% россиян, тогда как 50% этого не одобряют. Привлечение мигрантов к работе в других сферах вообще не приветствуется. Категоричнее всего опрошенные высказываются о работе приезжих других национальностей в органах местной власти (против этого – 75%) и в правоохранительных органах (72%). Присутствие мигрантов в образовательной отрасли не приветствуют 68%, в медицине – 66%. Только 29% россиян поддерживают использование труда приезжих в сфере общественного транспорта (против – 61%), а на продовольственных и вещевых рынках – 35% (54% опрошенных предпочли бы видеть местных продавцов).

По мнению экспертов, отнятие рабочих мест у россиян – это миф. Даже Сергей Собянин недавно заявил о том, что "У нас рабочих мест в Москве больше, чем людей, которые здесь проживают". «Мой знакомый искал дворника для обслуживания кооперативного дома в Москве, – рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Зарплату предлагал 30 тысяч рублей, но из россиян на эти деньги никто не соблазнился – слишком мало для столицы. А для гражданина Таджикистана сумма оказалась приемлемой».

Ведущий научный сотрудник лаборатории исследований уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская обращает внимание ещё на одно обстоятельство. «Мигранты, которые сейчас работают по патентам, платят налог в отличие от значительного числа российских граждан, работающих в тени, – подчеркнула она. – 80% налоговых отчислений приезжей рабочей силы приходится на граждан Узбекистана и Таджикистана».

А вот с нелегалами все сложнее. Эксперты уверены: к росту числа нелегалов приводит тот факт, что за малейшую административную провинность гастарбайтера сегодня могут выдворить из страны и надолго закрыть въезд (в списках «невъездных» уже более полутора миллионов иностранцев, в основном выходцев из республик бывшего СССР). Правозащитники призывают «амнистировать» мигрантов, совершивших незначительные правонарушения.

И еще один немаловажный вопрос: куда подадутся те мигранты, которых из России попросили на выход? На родине у них никаких перспектив, отмечают наблюдатели. «По возвращении домой многих бывших трудовых мигрантов ждет безработица. Это, в свою очередь, упрощает задачу вербовщиков «Исламского государства», которые предлагают хорошие деньги за участие в боях на стороне исламистов. Наемники из Средней Азии уже играют важную роль в сирийском конфликте. В настоящий момент в рядах террористов на территории Сирии воюют от пяти до семи тысяч выходцев из среднеазиатских стран. Пока, однако, неизвестно, задействуют ли международные террористы наемников из Средней Азии в борьбе против России», – пишут немецкие СМИ.

Так что всем будет и выгоднее, и безопаснее, если мигранты останутся в России. Безусловно, какая-то нормативная база, регламентирующая их пребывание в стране, существовать должна, но учитывать в этом непростом вопросе необходимо все нюансы.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика