Как в Российской империи запрещали и разрешали строить мечети

Казань XIX века, виден минарет мечети «Марджани»

Казань XIX века, виден минарет мечети «Марджани»

Теги:


1
21 Июля 2016г. (15 Шавваль)
Первым законодательным актом, который  официальным образом рассматривал вопрос о существовании на территории Российского государства молитвенных зданий мусульман, стал указ от 18 июля 1593 года. Царь Федор Иоаннович адресовал его  казанским воеводам Воротынскому, Вяземскому, и дьякам Осорьину и Карпову.

Это, по сути, ответ на письмо казанского митрополита Гермогена,  о новокрещенах – жителях бывшего Казанского ханства, по тем или иным причинам принявших православие. Он  жаловался на то, что  « … многие скверные татарские обычаи новокрещены держат безстыдно … и конечно от христианской веры отстали». Он также указал, что если после взятия Казани в течение 40 лет в Татарской слободе, единственном месте, где было разрешено проживать мусульманам, не было мечети, «то ныне учали  мечети близко посаду. Всего как из лука стрелять».

Указом предусматривался ряд мер по утверждению новокрещенных в православной вере и уничтожение всех мечетей в Казани и окрестностях. Выполнение этого распоряжения возлагалось в первую очередь на воевод.

В основном это были мечети, которые находились в деревнях, где совместно проживали мусульмане и новокрещенные, и сделано это было «дабы новокрещенным от магометан не было никакого соблазна».

Стоит отметить, что в сельской местности, в местах компактного проживания мусульман мечети сохранились.

Со временем этот указ перестал строго выполняться и процесс строительства мечетей явочным порядком без уведомления властей продолжался.

XVII  и начало XVIII века были богаты различными бурными событиями в истории Российского государства и начавшийся процесс  хоть и  медленной, но неуклонной секуляризации правящего класса отодвинул несколько в сторону вопрос о крещении иноверцев, но к 40-ым годам XVIII  века он встал с новой силой.

Так, в 1741 году руководитель «Конторы новокрещенских дел» архимандрит Дмитрий Сеченов известил Синод о случаях перехода в ислам чувашей целыми деревнями и строительстве в них мечетей, и в числе прочего призвал снести все «новопостроенные» мечети.

19 ноября  1742 года по следам этого сообщения Сенат выпустил указ, в котором говорилось: « … Все имеющиеся в Казанской Губернии новопостроенные за запретительными указами мечети… сломать и впредь строить не допущать».

В местах же компактного проживания мусульман «в отдалении от новопросвещенных» мечети  должны были быть взяты на учет и их будущее должно было быть определено губернскими канцеляриями совместно с епархиальными архиреями.

Согласно сведениям, изложенным в Сенатском указе от 22 июня 1744 года, по  этому указу только в Казанской губернии было снесено 418 мечетей из 536.

По другим источникам в Сибирской губернии во исполнение этого указа было снесено 98 из 133 мечетей, в Астраханской – 29 из 40. (данные Указа Сената от 23 августа 1756 г.)

В 1744 году власти несколько смягчили свои требования. Поняв, что «ежели у них, татар, все мечети их сломать то из того не иное что последовать может, токмо одно им, татарам, в их законе оскорбление».

Сенату также пришлось учитывать и международный фактор: « … И от того б не могло до разглашения дойти в такие места, где между Магометанами, в других государствах живут люди Греческого исповедания и построены Божьи церкви, и не произошло б какого тем церквам утеснения…»

Согласно этому указу  «в Казани, в Татарской слободе, для Татар, Магометанского закона, велеть им построить, ежели все сломаны, только две мечети … В губерниях, где магометанцы ж имеют жительство особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещенных нет, а … по переписи мужеска пола душ написано не менее, как от 200 до 300 душ … Губернаторам обще с епархиальными Архиереи до строения тех Татарских мечетей, ежели где старыя сломаны, их допускать…».

По указу от 23 августа 1756 года строительство мечети в населенном пункте запрещалось, если в нем христиане составляли более 1/10 части населения.

С вступлением на престол Екатерины II ситуация коренным образом поменялась: в 1767 году в Сибири возведение мечетей было отведено на рассмотрение сибирского губернатора.

В том же году при посещении императрицей Казани татары обратились к ней с просьбой о постройке мечети в черте города, и она дала на это устное разрешение.

Тем не менее, это вызвало противодействие со стороны православного духовенства.

Ответом на этот конфликт стал «Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам» от 17 июня 1773 года.

«Устав благочинного или полиции» от 1782 года уточнил, что осуществлять контроль за строительством молитвенных зданий в городах должна полиция.

После учреждения в Уфе 20 апреля 1789 года  «Духовного собрания магометанского закона» и в соответствии с указом от 8 апреля 1801 года до рассмотрения ходатайств о постройке мечетей губернское начальство должно было  предварительно получить заключение Духовного собрания.

В именном царском указе от 31 мая 1829 года «О постройке мечетей в татарских деревнях, по приложенному образцовому плану и фасаду» были конкретизированы основные требования, которые должны были  выполняться при строительстве мусульманских культовых зданий. Мечеть в селении  можно было построить  только одну, независимо от количества его жителей, но при условии проживания не менее 200 душ мужского пола мусульманского вероисповедания.

[caption id="attachment_501452" align="alignleft" width="300"]474 Мечеть "Марджани" стала первым каменным мусульманским храмом в Казанской губернии[/caption]

В 1857 году в «Уставе строительном», который также являлся одним из законов Российской империи,  в статье 262 было зафиксировано положение о том, что в поликонфессиональном населенном пункте мечеть может быть возведена без учета численности христиан и мусульман, но лишь в том случае если это  не представляет «опасности соблазна в вере». Эту «опасность» согласно «Общим учреждениям губернским»  должны  были определять местные власти, но при этом они должны были в обязательном порядке согласовывать свое решение с православным епархиальным начальством.

В 1862 году правило о согласовании было отменено указом императора, и гражданская власть стала  единолично решать вопросы строительства неправославных храмов, но в 1885 году по инициативе обер-прокурора Синода  К.П. Победоносцева по высочайшему повелению от 10 октября  прежний порядок был восстановлен.

Закон от 15 декабря 1886 года  установил новый норматив строительства мечетей в населенных пунктах – наличие 200 мусульман мужского пола, реально проживающих в нем, а не просто числящихся  по ревизским спискам.

Возможность строительства мечетей в населенных пунктах со смешанным мусульмано-православным населением сохранялась, но опять лишь «в случае если от этого не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан».

Степень «соблазна» опять-таки определяли местные власти совместно с местными православными иерархами.

Существовало и наказание за незаконное возведение мечетей без разрешения местной администрации – штраф. Его сумма определялась «Уложением  о наказаниях уголовных и исправительных» в 200 рублей. Кроме этого незаконно построенное культовое здание могло быть перенесено на другое место  или закрыто.

В общих чертах законодательство о строительстве мечетей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

В советское время новых мечетей не строилось. Наоборот, для хозяйственных нужд изымались уже существовавшие здания мечетей. Многие здания мечетей были уничтожены.

В виде исключения после разрушительных землетрясений в Ташкенте и на территории Узбекистана были отреставрированы несколько всемирно известных старинных мечетей, являвшихся памятниками архитектуры.

К 1 января 1970 года на территории СССР действовал по своему прямому назначению лишь 1% мусульманских культовых зданий из числа существовавших до революции.

Положение изменилось лишь в годы перестройки, когда местные органы власти стали выдавать разрешения на строительство культовых зданий в местах компактного проживания мусульман.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кылчык 21 Июля 2016г.
Ответить

Россия - тюрьма народов! ©

Яндекс.Метрика