Внутренний и внешний ислам в СССР

Соборная мечеть Москвы 1970 год

Соборная мечеть Москвы 1970 год

Теги:


2
18 Сентября 2016г. (15 Зу-ль-хиджа)
Атеистическая кампания 1960-69 годов была больше похожа на погром.

На 1 января 1970 года на территории страны имелось  всего 314 зарегистрированных мусульманских объединений,  в которых «служили»  543 зарегистрированных служителя культа, подавляющее большинство из которых были  пожилыми людьми.

Как писал Первый заместитель Председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР А. Барменков в «Информационном отчете о состоянии мусульманской, католической, протестантской, иудейской, буддийской религий, церкви евангельских христиан-баптистов и сект (по материалам отчетов уполномоченных Совета по делам религий за 1969 год):  « При высокой религиозности среди народов, в прошлом исповедовавших Ислам, массовом соблюдении религиозных обрядов, существующие зарегистрированные мечети, составляющие, кстати, немногим более 1% дореволюционного количества мечетей, не в состоянии удовлетворить религиозные потребности населения. Поэтому, наряду с ними, в районах распространения ислама действуют многочисленные незарегистрированные мусульманские объединения и служители культа».

Это относилось в основном к республикам Средней Азии – Узбекистану, Таджикистану, и в меньшей степени, к Туркмении. Здесь практически в каждом селе действовали незарегистрированные муллы, которые выполняли различные мусульманские обряды и обучали детей основам ислама. Среди них было немало людей, пострадавших за свои религиозные убеждения и прошедших ад  сталинских лагерей. Они были живыми примерами верности идеалам ислама и их уже ничто не могло напугать в этой жизни.

Это не могло не тревожить руководителей Коммунистической партии и Советского государства.

В июле 1971 года вышло постановление ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания населения». В соответствии с ним Совету по делам религий было предписано «выявлять факты примиренчества к религии и попустительства церковникам» со стороны местных органов власти.

Особое внимание предписывалось уделять «пресечению противозаконной деятельности незарегистрированных служителей культа».

Однако как показывают цифры «Информационного отчета Совета по делам религий о состоянии ислама в СССР за 1973 год» представленного в ЦК КПСС количество незарегистрированных мулл не снижалось. ( данные по сборнику «Ислам и советское государство (1944-1990) Выпуск 3. М.2011)

Так же большую озабоченность СДР вызывало наличие многочисленных мазаров («святых мест») – 612 на территории СССР,  как местных, так и общепризнанных (например, мавзолей имама аль-Бухари в (поселке Хартанг) или мавзолея имама Тирмизи (г. Термез) в Узбекистане, которые посещали многочисленные верующие, по одиночке и группами, и рядом с которыми действовали многочисленные самодеятельные муллы.

В отчете также отмечался непрерывный рост пожертвований со стороны населения в пользу зарегистрированных мусульманских организаций.

По данным того же отчета в 1973 году общий доход мечетей составил 3 миллиона 221 885 рублей. (Солидная сумма, учитывая, что средняя зарплата в СССР в то время была немногим более 100 рублей в месяц).

Согласно данным того же отчета 28% этих средств  были изъяты «на патриотические цели»: в Фонд Мира и в фонд охраны памятников архитектуры и истории.

Уполномоченные так же отмечали, что «основными мотивами большинства  проповедей мусульманского духовенства являются  проблемы единства социализма и ислама».

Так, муфтий Духовного управлением мусульман Средней Азии и Казахстана З. Бабаханов говорил в одном из своих выступлений перед верующими: «Религия ислама является активной сторонницей строительства социализма и коммунизма в нашей стране. Забота о нравственном совершенствовании людей, направление мусульман на путь ислама и социализма – в этом видят главную свою задачу Духовное управление мусульман. Все руководители религиозных организаций Средней Азии и Казахстана».

Деятели сферы научного атеизма оценивали эти проповеди весьма по-своему: «Современный мусульманский проповедник пытается втиснуть в религиозную схему сложнейшие вопросы революционного преобразования общества. Оказывается сам Бог избрал великих атеистов для руководства действиями масс  по осуществлению его предначертаний о замене строя угнетения и эксплуатации новым общественным строем. Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить». (Аширов Нугман. Эволюция ислама в СССР, М. 1972)

Работники СДР приводили в своих отчетах примеры проповедей, в которых представители официального духовенства «предостерегали верующих от совершения поступков, хотя и диктуемых мусульманской традицией, но неодобряемых официальным общественным мнением». Так имам-хатыб Абдурахим Джамалетдинов, выступая в ташкентской мечети Чапан-ата в проповеди 28 декабря 1973 года, посвященной предстоящему празднику Курбан-байрам заявил: «В настоящее время   когда народ живет  одинаково счастливо, с достатком, никто не нуждается в помощи мясом. В наше время семьи рабочих, колхозников и пенсионеров имеют полный достаток в жизни. Если же эти семьи будут откладывать часть зарплаты для жертвоприношения, то этим они могут вызвать затруднения в семье в материальном отношении, из чего следует, что нет никакой необходимости и интереса делать жертвоприношение в праздник Ид Курбана». («Информационный отчет Совета по делам религий о состоянии ислама в СССР за 1973 год» Цитата по  сборнику «Ислам и советское государство (1944-1990) Выпуск 3. М.2011)

[caption id="attachment_506192" align="alignleft" width="200"]f514f81239f4 Глава Египта Гама́ль А́бдель На́сер в Соборной мечети Москвы[/caption]

Отчет также фиксирует методы борьбы против религии, которые практиковали местные советские и партийные органы и которые являлись нарушением даже куцего советского законодательства о религиозных культах. Так, например, в Аджарии представители партийной организации во время праздника Курбан-байрам окружали мечеть и препятствовали прохождению верующих, на рынках была запрещена продажа животных для жертвоприношения. В результате  верующие были вынуждены собираться в своих домах нелегально.

К сожалению, в отчете нет никаких сведений о том, понесли ли ретивые коммунисты наказание за нарушение «социалистической законности».

В 70-ые годы по республикам Средней Азии прокатилась целая волна судебных процессов над «незарегистрированными служителями исламского культа». Их обвиняли в том, что они по просьбе граждан совершают религиозные обряды и берут за это деньги. Согласно приговорам подсудимые, в основном, люди преклонного возраста (65-70) лет получали за это по полгода – году тюремного заключения. У них также конфисковалась часть имущества «незаконно приобретенного путем мошенничества», те деньги и подарки, полученные ими за исполнение религиозных обрядов.

В советской политической практике и официальной идеологии почти вплоть до распада СССР в отношении ислама был принят двойной стандарт. Если применительно к «зарубежному исламу» допускались предположения относительно его позитивной роли (сам генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в речи на XXVI съезде КПСС констатировал, что «в некоторых странах Востока... активно выдвигаются исламские лозунги» и признал, что «под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба»),  то отношение к «внутреннему исламу» оставалось негативным.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Дуло 19 Сентября 2016г.
Ответить

Соотношение Внутреннего и Внешнего,в сути и есть баланс,в котором пребывает всё мироздание!!

Дуло 18 Сентября 2016г.
Ответить

А по моему сегодня контроля не меньше,и да же в какой то степени и больше.Фсбшники могут сегодня такие трюки,что раньше такое и представить не возможно б было..Вообще вот это вот соотношение,-Внешнего и Внутреннего.,это весьма важное обстоятельство,это касаемо и государства и личности,и по моему любой сущности наделённой Душой..

Яндекс.Метрика