Воспоминание о мусульманском интеллигенте

Валиахмет Садур (слева) со своими соратниками

Валиахмет Садур (слева) со своими соратниками

Теги:


0
24 Октября 2016г. (22 Мухаррам)

18 октября 2006 года ушел из жизни Валиахмет Садур. Вроде бы это было недавно, но минуло уже десять лет. Время бежит быстро и кажется, что нас, живущих в это мире, и шейха Валиахмета, ушедшего в вечность, разделяет целая эпоха. И прошедшие годы еще раз подтвердили – нам очень не хватает академических ученых из числа мусульман.

К сожалению, востоковедная наука изучает ислам извне и зачастую довольствуется лишь описанием процесса, происходящего внутри мусульманского сообщества, не давая глубокого анализа. Как заявил один из известных специалистов по изучению ислама А. Игнатенко, выступая 4 декабря 2013 года в Общественной палате: «Современное российское исламоведение находится в состоянии жесточайшего кризиса». Развивая свою мысль, он добавил: «Исламоведение превратилось в загон для людей, которые об исламе имеют очень смутное представление». А ведь Садур писал еще в далеком 2005 году: «…Исламовед, и религиовед в лучшем случае лишь проживали в исламском окружении, но совершенно не испытывали и не испытывают желания узнать мусульманство (даже выхолощенное до набора чисто бытовых традиций) изнутри. Да и зачем? Все равно, чужая душа – потемки. Тем более мусульманская…» («О социальном в исламе» – «Тюрки, татары, мусульмане. М.: 2012)

Садур не питал иллюзий относительно положения мусульманской уммы на постсоветском пространстве: «Мусульманская умма в странах СНГ лишена одного важного свойства, которое делает общину самодостаточной, уверенной в своем будущем. Это свойство состоит в способности к восстановлению своего умственного потенциала без помощи извне» ( «О необходимости исламской академии наук в СНГ»). Поэтому он призывал овладевать не только знаниями о мусульманской догматике, но и позитивными научными знаниями. Садур и сам был живым примером того, чего может достичь мусульманин, проявив настойчивость и усердие.

Окончив Институт восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки при МГУ) он посвятил свою жизнь изучению истории мусульманских народов. Ученый знал с десяток языков: английский, французский, немецкий, испанский, португальский, датский, шведский, греческий, индонезийский и малайский. И это не считая родного татарского и родственных с ним башкирского, казахского, узбекского и русского, которым он владел в совершенстве.

В годы советской власти он по соображениям чести и совести отверг все конъюнктурные предложения и предпочел скромную должность младшего научного сотрудника в Институте общественной информации по общественным наукам АН СССР. Затем, увлекшись изучением языков различных народов мира, он переходит на работу в отдел фольклора Института мировой литературы. Здесь он вплотную занимается изучением наследия тюркских народов и, работая над переводом киргизского эпоса «Манас» впервые сталкивается с мощным пластом их народной культуры, на которую самым непосредственным образом повлиял ислам. Уже позже, в своей работе «Тюрки, татары, мусульмане…», он указал какую роль сыграла эта религия в процессе складывания современной татарской нации: «С принятием ислама усилилась этническая консолидация уже возникшего к тому времени господствующего этнического компонента Золотой Орды – татар». Осмысливая исламское наследие народов России, он писал: «Конфессиональные, культурные и региональные различия в Российской Федерации для сохранения ее должны стать ее преимуществом. Единообразие губительно для развития…». Одновременно он предостерегал от попыток замены религией ушедшей в прошлое марксистской идеологии: «…Религия – не замена идеологии марксизма-ленинизма…Религия в нашем обществе – это прежде всего средство объединения, в основе которого лежит не выгода, а этика…Нужно пробуждать не звериное чувство обладания, а человеческую этику, человеческое отношение к ближнему». («Исламское наследие народов России сегодня и завтра»)

В конце 80-х годов Садур стал одним из организаторов Научного общества татароведения. Активно участвуя в жизни возрождающегося татарского национального движения, он все ближе подходил к пониманию того, что единственным путем сохранения татарского этноса является его возвращение к исламу. С 90-х годов Садур начинает активное сотрудничество с исламскими общественными организациями, возникшими на волне демократизации и перестройки. Он активно ездил и выступал с лекциями в регионах компактного проживания мусульман в Поволжье, Урале, Сибири, а также в высших учебных заведениях Москвы, Казани и других крупных городов. Садур посетил ряд зарубежных стран – Великобританию, Малайзию, где выступил с курсом лекций на тему «История и этнология мусульманских народов России». Он сделал много для налаживания неформальных дружеских контактов российских мусульман с их единоверцами из разных стран. Используя средства «народной дипломатии» Садур пытался донести до них правдивую информацию о жизни мусульман на постсоветском пространстве.

Как ученый-этнолог он первым поднял вопрос об истории компактного проживания мусульман в столице страны, результатом чего стала его работа «Татарское население Москвы (1860-1905 гг.)», написанная в 1987 году и щедро делился материалами на эту тему с известными москвоведами. Именно в этой работе впервые за много лет был поднят вопрос о существовании закрытой мечети на Большой Татарской улице в Замоскворечье (в то время улица Землячки). Он не успел получить признания научных кругов при жизни. Но такова, зачастую, участь тех, кто избегает компромиссов с собственной совестью в угоду сложившейся конъюнктуре и сиюминутным выгодам. Правда же, в конце концов, восторжествовала – в 2012 году издательский дом Марджани совместно с Ассоциацией культурно-просветительских объединений «Собрание» («Меджлис»), где последние годы работал Садур выпустили сборник его работ в который вошли его статьи, очерки, эссе и стихи разных лет.

По словам руководителя Ассоциации Мухамеда Саляхетдинова: «Валиахтет Садур был мусульманским интеллектуалом, который прививал нам навыки интеллектуальной и академической работы в которой крайне нуждается современная умма».

Ученый российской исламской уммы Валиахмет Садур умер в конце месяца Рамадан. По рассказам очевидцев в последние дни своей жизни он много и напряженно работал. Без сомнения Валиахмет Садур один из выдающихся представителей российской мусульманской уммы и его имя займет подобающее место в ряду достойных упоминания моральных авторитетов когда схлынет пена эпохи перемен и время сотрет из памяти потомков имена разного рода «Остапов Бендеров» от ислама.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика