Татаризация ислама: за и против

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин обвинил главного имама Московской Соборной мечети Ильдара Аляутдинова в раздувании несуществующей проблемы после того, как тот высказался против проведения хутб (пятничных проповедей) в мечетях Татарстана исключительно на татарском языке.

Как известно, на пленуме ДУМ РТ в августе этого года было принято решение все пятничные проповеди в мечетях Татарстана проводить исключительно по-татарски.

В своей статье, опубликованной на сайте ДУМ Москвы, Аляутинов выразил опасение, что отказ от проведения хутб на русском языке может подтолкнуть верующих, не знающих татарского, в секты.

Он отметил также, что духовенство может призвать верующих к обязательному изучению лишь арабского языка, на котором был ниспослан Коран, но никак не татарского.

"С одной стороны, можно с пониманием отнестись к инициативе ведения пятничных проповедей на татарском языке. Видимо, чтобы не утратить национальную идентичность в условиях проживания по соседству с другими народами, данным образом делается попытка решить проблему изучения и сохранения родного языка на территории Республики, – говорится в статье Аляутдинова. – С другой стороны, очень важно не отдалить многонациональную мусульманскую часть населения от религии. Существует опасность того, что, не поняв смысла проповеди, не владеющие татарским языком прихожане (а их немало), покинут мечеть, так и не наполнившись полезными наставлениями".

По мнению муфтия Татарстана, его московский коллега занимается раздуванием несуществующей проблемы и не знаком с ситуацией в Татарстане.

"Человек просто не знает ситуации – у нас всего лишь в трех мечетях вагаз читался на русском языке. Просто эту проблему искусственно раздули. Не было такого, что в 50 процентах мечетей читалось на русском языке, и муфтий, такой нехороший, запретил. Это было 100-процентным решением [ДУМ РТ], все поддержали меня. Этого хотели все, кто был на пленуме, видели, как они яростно отстаивали свою позицию», – цитирует Самигуллина "Бизнес Online".

Кроме того, муфтий назвал противников "татарских проповедей" немногочисленной группой, отметив, что они "не отличаются прилежным слушанием проповедника".

«Пара мечетей посылали одних и тех же своих ходоков. Смотришь, многие ребята, которые ратуют за проповедь на русском языке, сами не всегда даже вовремя приходят на молитву – их цель просто помолиться, они даже не всегда внимательно слушают 30-минутную проповедь», – пояснил Самигуллин.

По его словам, если некоторые верующие и примкнули к радикальным течениям, то точно "не из-за того, что проповедь была на татарском языке".

С мнением председателя ДУМ РТ согласен муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов.

По его мнению, Татарстан не должен пойти по пути ослабления связей между мечетями и национальной культурой, татарским духом.

«К сожалению, уже в больших мечетях вагазы идут на русском языке, и это реальность, – сказал изданию Крганов. – Но нельзя нам отказываться от своих корней, мы, даже уважая свою историю и основателей московских мечетей, должны вести часть проповеди на татарском языке, организовать уроки татарского языка. Глобализация коснулась и мусульманской уммы. Наши мечети, нужно признать, связь с татарами потеряли, она уже не та, что была в нашей истории. Полномочный представитель Татарстана в Москве недавно вручал целому ряду имамов медаль Муса Джалиля. Интересно, спрашивал ли он тогда у них о сохранении татарами Москвы родного языка. Я бы этот вопрос ему задал: за что имамам дали медали?»

При этом муфтий напомнил, что в Москве издревле проповеди шли на татарском языке, сейчас же ситуация изменилась.

«Соборная мечеть была разрушена, на ее месте построили другую, большую, но с уходом здания ушло и внутреннее состояние или суть прихода, – отметил собеседник издания. – Сегодня многие обращают внимание, замечают, что того исторического татарского духа там уже не найдешь. Татары – вторая по численности национальность в РФ, и сегодня и всемирный конгресс татар и другие организации ставят вопрос: что делать?»



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

XAK 22 Ноября 2016г.
Ответить
-4

янеспорю, видимо во время атаки на сайт, кто-то заодно подчистил мои шовинистические, татарофобские, русофильские комментарии, заодно убрав весомые аргументы близнецов о том, почему нетатарам не стоит посещать и понимать джумаа и какое в этом для них и для всего ислама благо, если они (русские оккупанты и прочие кавказцы) не услышат речей местных муфтиев...

янеспорю 19 Ноября 2016г.
Ответить

Ассаламу Алейкум ! Позвольте высказать своё мнение . Я татарин , но считаю , что хутбы надо проводить на русском и татарском , ну , и естественно , на арабском . И ведь долгое время так оно и было . И те кто столь яростно тут ратует за татарский , я думаю , лукавят . Ведь никто татарский не запрещает , а вопрос как раз в том , что запрещается русский . И именно так надо ставить здесь вопрос . Обьясните , пожалуйста , на основании чего на русском вдруг запрещено теперь проводить пятничные хутбы ? По поводу приходить за пятнадцать минут не работает . Кочкару лично от себя скажу - брат , меня , т...
Читать дальше

Muslimov 18 Ноября 2016г.
Ответить

пусть Аляутдинов следит у себя за порядком и не сует свой нос в Татарстан. Без него разберутся. Serenity. Самигуллин нмного грамотнее него и является Коран хафизом и имеет другие заслуги, в отличии от какого то Аляутдинова. Аляутдинов выпускает свои книги на обложках которых рисунки шайтанов, голых баб с сигаретами и другой нечисти. Лучще ему следить за своими грехами и не тыкать в сторону Татарстана. Татары в первую очередь Татарстанцы сами разберутся без сопливых москалей.

Qoşqar Nohbalayev 18 Ноября 2016г.
Ответить

Что за понты?? Я лично против чтоб хуту был прочтен на татарском языке! Я лично каждую пятницу иди в пятничную намаза, и я не понимаю о чём это татары читаю хуту! МНЕ ЭТО РАЗДРОЖАЕТ!

Динар Заман 18 Ноября 2016г.
Ответить

Просветительская деятельность и призыв к Исламу (дагъват) в России (в том числе и в Татарстане), в большинстве своём, ведётся на русском языке. Пятничный намаз для каждого мусульманина- сокровенное. Поскольку, в миру, в Татарстане, благодаря светским властям РТ, престиж татарского языка на "уровне плинтуса", желание Камиля Самигуллина я понимаю- поднятие престижа татарского языка через привязывание его к религии Ислам, через сакральное- пятничные проповеди, ведь городским татарским детям, их родной татарский язык уже кажется ущербным, и они(дети), в большинстве своём, стесняются на нём общатьс...
Читать дальше

Dag 18 Ноября 2016г.
Ответить

Сам Камиль не особо ладит с татарским. Просто руководство республики поставило задачу отатарить население и хутбы на татарском часть этой программы. В принципе это не плохо, чем больше людей будут чувствовать себя татарами, тем больше они будут осозновать себя мусульманами. Но несколько мечетей, конечно стоило бы оставить на русском. Все таки 50% населения Казани русскоговорящее в отличии от 4% Чечни, которую часто любит ставить в пример муфтий К.Самигуллин.

Serenity 18 Ноября 2016г.
Ответить

Ильдар Аляутдинов очень грамотный человек. И говорит по сути. Можно вести хутбу на двух языках, к примеру. Или хотя бы оставить мечети, куда ходят нетатары, с проповедями на русском. Их было-то всего три, как говорится в статье, и то запретили! Ну не обязан человек учить татарский. Но обязан ходить на джума! Тут обязательное (посещение пятничной проповеди) идет в ущерб желательному (сохранение языка и культуры).

Яндекс.Метрика