На протяжении многих веков исламские богословы делили территории государств на Дару-ль-харб (территорию войны) и Дару-ль-Ислам (территорию ислама).
Вопрос о том, каково с точки зрения ислама положение мусульман в немусульманской стране встал перед российскими мусульманами еще в конце 16 века.
Одним из первых исламских ученых сформулировавших подход к данной проблеме был Йунус ахунд бин-Иванай живший в 17 веке, который в своей фетве, ссылаясь на книгу «Мухтасар ал-Кудури» Абу ль-Хусаина Ахмада бин Мухаммада аль-Кудури аль-Багдади, постановил, что если мусульмане уплачивают исламские налоги, в частности, 'ушр, десятую долю доходов в продукции земледелия, значит, что они живут на территории ислама.
Еще раз этот вопрос был затронут в сочинении «Рисаля фи дар аль-харб», принадлежавшем перу Муртазы бин Хусаина аль-Бурали (родом из Бирска в Башкирии).
Он, опираясь на средневековое сочинение «Аль-Мультакит фи ль-фатава ль-ханафийа» делает вывод, что если у мусульман в данной местности есть лицо, которое разбирается в законах шариата, совершает пятничные и праздничные молитвы, вводит поземельный налог, отправляет правосудие и заключает браки по шариату, то этот регион не выключается из Дар аль-ислам.
Другой видный татарский ученый богослов начала 19 века
'Абданнасыр аль-Курсави поддерживал эту точку зрения и считал, что тот, кто живет на «территории войны», не в состоянии познакомиться с предписаниями ислама, потому что они в принципе там неизвестны и не могут преподаваться. Мусульмане же проживающие в Российской империи, имеют возможность получать знание об исламе. Кроме этого он указывал, что у них есть возможность совершать пятничную молитву.
Современные факихи разделяют эту точку зрения и дополняют ее. Так, доктор
Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых указывает в этой связи, что если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией ислама.
В
фетве-ответе 126 исламских ученых главарю ИГИЛ (запрещено в России) также указывается, что если мусульманам на определенной территории не угрожает опасность и существует свобода вероисповедания, то эту территорию нельзя рассматривать как территорию войны.
В любом случае современные улемы, сталкиваясь с проблемой определения той или иной территории с точки зрения исламского права, указывают, что если закон страны защищает право мусульман на исповедание своей религии, то у них нет никакого повода выступать против нее с оружием в руках. Более того, это считается преступлением с точки зрения ислама.
Так, улемы широко известного Даруль-Улюм Деобанд, находящегося в Индии Зейн-уль-Ислам Касми, муфтий Вакар Али, муфтий Махмуд-уль-Хасан Буланшехари определяют: «Порождение раздора и беспорядков в обществе, волнений, кровопролития, грабежей, мародерств, нарушение общественного порядка, убийства невинных людей в любом уголке земли – ВСЕ это рассматривается исламом в качестве бесчеловечных преступлений… Одним словом, ислам отвергает все виды недозволенного насилия, нарушения общественного порядка, кровопролития, убийств и грабежей и не разрешает их в какой бы то ни было форме».
Для уточнения можно добавить, что понятие даруль-харб применялось в основном в средние века, когда существовали государства, открыто провозглашавшие целью своего существования уничтожение ислама как религии и всех его последователей. В таких государствах мусульмане были вне закона, и в этом случае не могло быть и речи об их правах. Сейчас право на свободу вероисповедания является краеугольным камнем современного мироустройства, а современные государства уже далеко ушли от концепции межрелигиозного противостояния и идеологии крестовых походов.
Поэтому это дает основание современным исламским ученым определять все ныне существующие государства как «землю мира», на которой, согласно международных договоров, запрещена вражда.
Такой точки зрения придерживается в частности
Шейх Абдалла Бин Байя – вице-президент Международного Союза Мусульманских Ученых, член Европейского совета по фетвам и исследованиям, выступает экспертом на форумах Организации Исламского Сотрудничества член Всемирной благотворительной исламской организации, член Организации по научным открытиям на основе Корана и Сунны.
Шейх Абдалла Бин Байя является автором Московской богословской декларации которая была принята на конференции «Исламская доктрина против радикализма» 25 и 26 мая2012 года в Москве. Декларация затрагивает вопросы джихада, халифата запрета на кровопролитие, необоснованного обвинения кого-либо в неверии, отношения к иноверцам.
В одном из ее пунктов, в частности, говорится: «
Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе ислама, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все как граждане одной страны имеют соответствующие права, хотя бы и исповедуя другую религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман и находящихся под властью ислама…
Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека.
Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах».
Таким образом современный ислам призывает своих последователей находить общий язык с представителями различных религий, сторонников разных философско-социальных систем и адептов разнообразных культур. Именно на это должен быть направлен интеллектуальный потенциал нынешних мусульман, ибо только путем диалога в современном мире возможно продвижение исламских ценностей. Ведь ислам – это мир во всех смыслах слова.
.
Войти с помощью: