Проект "Русский ислам" не утратил своей актуальности, так как мощная русскоязычная мусульманская община нуждается в насыщенной богословском фундаменте, полагает один из отцов-основателей проекта Петр Щедровицкий. Об этом он рассказал в интервью "Бизнес Онлайн".
Как напоминает издание, в 2002-2005 годах Петр Щедровицкий совместно с Сергеем Градировским из Центра стратегических исследований ПФО изучал роль ислама в социально-экономическом развитии Поволжья, в исследовании были подняты проблемы разобщения российской уммы, радикальных исламских течений. Проект подвергся критике православного духовенства.
– Эти идеи, к сожалению, в тот период исказили и переврали! Честно говоря, даже не знаю, зачем, но могу догадываться, – рассказал Щедровицкий. – Речь же шла о простой вещи: нам нужна работающая востоковедческая школа на русском языке. В том числе школа, занимающаяся историей и философией ислама. И такая школа, кстати, была создана в России еще в Х1Х веке и ее центр тогда находился в Казани. Здесь также впервые в мире возник центр китаеведческих исследований. В Казанском университете была самая мощная в России школа восточных языков. Потом Николай I забрал библиотеку на восточных языках и часть специалистов в Санкт-Петербург.
«Имея столь мощную исламскую диаспору, нельзя не иметь на русском языке соответствующую теорию, философию, религиоведение»
Мне кажется, что сегодня эта школа может быть восстановлена, и её центр может находится именно здесь. Не уверен, что стоит возвращать назад увезённую библиотеку, да и не уверен, что она сохранилась. Но исследования могут и должны разворачиваться именно здесь. Речь идёт об огромной работе по переводу и толкованию: имея столь мощную исламскую диаспору, нельзя не иметь на русском языке соответствующую теорию, философию, религиоведение.
Именно это мы имели в виду в начале 2000 годов, но из этой идеи сделали какой-то жупел. А теперь придется заново разрабатывать эту идею, искать для нее возможности реализации, политические и организационные ресурсы для воплощения в жизнь.
Напомним, что в свое время против проекта "русский ислам" выступила не только РПЦ, но и некоторые татарские муллы, которые увидели в русских мусульманах потенциальных конкурентов. Тогдашний муфтий Татарстана Гусман Исхаков вообще заявил, что русские не должны переходить в ислам, оставаясь в лоне традиционного для них православия.
Изоляционистские тенденции сохраняются в Татарстане по сегодняшний день. Недавно в республике отказались от проведение пятничных проповедей на русском языке.
Ответить
На самом деле предложение Щедровицкого направлено на ускорение насильственной ассимиляции, принятой за основу реальной (но не артикулированной)национальной государственной политики в РФ. Издательства не менее 70-80% своей продукции об Исламе выпускают на русском языке, исламских сайтов на национальных языках - мизер, почти нет. Темпы русификации Ислама даже превышают темпы этнической языковой ассимиляции. Именно осознанием этого факта было продиктовано отчаянное, может не совсем продуманное, но совершенно правильное в своем тренде, решение ДУМ РТ. Кто-то скажет: ну и что плохого?, исла...
Читать дальше
Ответить
Пишут: Тогдашний муфтий Татарстана Гусман Исхаков вообще заявил, что русские не должны переходить в ислам, оставаясь в лоне традиционного для них православия. А он что серъезно это заявил? Если он реально это заявил тогда он не мусульманин.
Ответить
Нет русского Ислама. Религия для всех. "Русский Ислам" - чисто яхудский проект.
Ответить
"Изоляционистские тенденции сохраняются в Татарстане по сегодняшний день. Недавно в республике отказались от проведение пятничных проповедей на русском языке". Какая "изоляционистская тенденция"? Да вы шо, Исламньюс- не говорите обидно за Татарстан и перестаньте делать своё мнение другим. Я вас умоляю,- изучайте татарский язык (в школах Татарстана детям преподают)- и все всё поймут.
Ответить
Как понять, русский ислам?
Ответить
Знание - сила!