Что кричат перед смертью авиапилоты разных стран?

За секунды до крушения Ту-154  в Сочи  25 декабря 2016 года речевые самописцы самолета зафиксировали  последние слова пилотов с нецензурной лексикой: «Закрылки, …, чё за… !!! Высотометр! Нам… Командир, мы падаем!» .

20 декабря 1995 года, когда Boeing 757 авиакомпании American Airlines, летевший в Кали, Колумбия, плашмя врезался в гору. Погибли 160 человек, выжили лишь четверо.

Последними словами пилотов были: ««Э-э … где мы? Куда летим?» Система предупредила о потере высоты и об опасном сближении с землей. «О, (нецензурно), осади, детка! Легче, легче. Выше, детка… еще, еще. Вверх, вверх, вверх!». То есть и американские летчики перед смертью выражают свои эмоции в том числе и с помощью ненормативной лексики.

Катастрофа Як-42 с ярославской хоккейной командой «Локомотив» 7 сентября 2011 года так же сопровождалась нецензурной бранью. Последние слова командира экипажа и второго пилота были сплошь нецензурными.

По свидетельству председателя Научно-технической комиссии Межгосударственного  авиационного  комитета  Виктора Трусова: «Ни один российский летчик перед гибелью не произнес ни слова молитвы. Все как один восклицают: "…».

В  связи с этим в социальных сетях даже разгорелась оживленная дискуссия признаком чего стоит считать мат в смертельной ситуации: душевной слабости или же наоборот показателем крайнего напряжения в смертельно опасной ситуации, когда человек делает все возможное, чтобы избежать гибели?

Между тем, стоит обратить внимание на то, что представляет из себя так называемая ненормативная лексика.  Исследователи русского языка сходятся на том, что матерные слова по своему происхождению являются языческими.

Как утверждает  советский и российский филолог, семиотик, историк языка и культуры Б.А. Успенский: «Матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве, <…> широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения  – свадебных, сельскохозяйственных и т. п.,  – то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит безусловно ритуальный характер…». (РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РУССКОЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ (Структура текста – 81. Тезисы симпозиума. – М., 1981. – С. 49-53).

Исследования ученых Килского университета (Великобритания) считают,  что матерная ругань помогает справляться с физической болью.

Употребление мата напрямую связано с речевой агрессией, когда собеседника хотят унизить, навязать определенную точку зрения, заставить сделать что-то, что, собеседник  не желает, сломить его волю к сопротивлению, оскорбляя его моральные ценности.

Это качество матерной ругани использовали воины, выкрикивая оскорбления в адрес противника. Не случайно поле битвы еще назвалось «полем брани».

Так,  Новгородская первая летопись рассказывает, что в 1346 году великий князь литовский Ольгерд пришёл с войском к Новгороду, заявляя: «лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». Тогда новгородцы, желая помириться с Ольгердом, убили на вече Остафия Дворянинца, который своей бранью вызвал поход Ольгерда, после чего был заключен мир. (Б.А. Успенский. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Анти-мир русской культуры.  – М.: Ладомир, 1996.  – С. 9-107.  – 409 с.)

В то же время по свидетельству средств массовой информации пилоты из мусульманских стран  перед гибелью  вспоминают Аллаха.  Так, например,  последними словами пилота «Боинга»  малазийской авиакомпании AirAsia, разбившегося  28 декабря 2014  года в районе Яванского архипелага были: «Аллаху Акбар».

Это настолько сильно шло вразрез с поведением пилотов-немусульман, что активные исламофобы поспешили обвинить погибшего в том, что он совершил крушение намеренно так как якобы являлся приверженцем экстремистских взглядов. Властям страны даже пришлось опубликовать запись речевого самописца в последние полторы минуты падения самолета. На них отчетливо слышно, что пилоты пытаются всеми доступными средствами предотвратить авиакатастрофу, вспоминая  величие Аллаха.

О величии Аллаха вспоминал в последние секунды  и известный пакистанский   проповедник Джунайд Джамшид, чей двухмоторный самолет ATR-42 с 48 пассажирами на борту  потерпел катастрофу у города Абботабад 7 декабря 2016 года.

На память невольно приходят строки из Высоцкого:

«…Повалился он в траву, охнув по-турецки,

И по-русски,  крикнув «…Мать», рухнул капитан…»

Остается только констатировать, что культура и обычаи в разных странах разные.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Игнат Шалимов 08 Января 2017г.
Ответить

Возможно в последние минуты перед смертью люди не совсем контролируют свои эмоции. Но в одном моменте соглашусь с автором статья. Все-таки у мусульман вера в бога сильнее, они во всех трудных ситуациях прославляют Аллаха, заметил это уже давно. И да, мне бы тоже хотелось, чтобы истинно верующие обрели покой с тем, кого они вспоминали в последние минуты своей жизни.

Serenity 06 Января 2017г.
Ответить

Когда я лечу в самолете с немусульманами, я усердно молюсь. Потому что понимаю, что маловероятно, что еще кто-то молится на борту. С мусульманами в самолете легче. Десятки сердец обращены к Аллаху.

Мария Карпеченко 06 Января 2017г.
Ответить

Да,когда человек Божий,то он постоянно находится в надежном Ковчеге-и при возникшей опасности всегда призывает имя Господа;никогда не надо говорить,что эта тема не корректна,напротив:молчать признак невежества и кроме того хорошо ли являться невеждой в важном вопросе

Rinat Khametov 05 Января 2017г.
Ответить

На тему мусульман не мусульман. Два факта, данная катастрофа произошла в еврейский праздник Ханука (так вроде) самолет почему то завернули в сочи, хотя в Моздоке была прекрасная погода. С французским (а чем француз от евреея отличается я не понимаю) военным кораблем с оборудованием РЭБ, тоже не все ясно, ибо быстро замолчали в СМИ на его сторону. Не забываем что авиабаза в Чкаловским прям на днях переименована в авиадивизию, что предполагает разгон частных шарашек из Чкаловска и ужесточение пропускного режима (то есть до нового года пропускной режим был несколько другой) Все еще буд...
Читать дальше

Rinat Khametov 05 Января 2017г.
Ответить

за темой слежу... звукозапись опубликована непонятно откуда... ибо речевой самописец, на момент фейка, был еще не вскрыт... на первой пресс конференции от 29 декабря, обещали предварительные итоги через 10 суток. Вот и ждем, что скажут....не фантазируем. А моя точка зрения, ставить аэродором, на путях миграции перелетных птиц, причем культивировать сие действие, созданием орнитологического парка, есть тупость.

Мариям Исаева 05 Января 2017г.
Ответить

Я думаю, что писать о таких вещах некорректно, я бы даже добавила- аморально!

Garib 04 Января 2017г.
Ответить

Мусульмане читают Шахаду и кричат "Аллаху Акбаааррр !!!!!!" - "Аллах Велик !!!!"

Кылчык 04 Января 2017г.
Ответить

Надеюсь, все они будут навечно с теми, кого упоминали в последние мгновения жизни! Амин! И ещё сто раз подумаешь, стоит ли садиться в самолёт к пилоту-немусульманину, а тем более к атеисту, или язычнику!

Яндекс.Метрика