Гордиев узел из платков в Белозерье

Слава Белозерья распространилась далеко за пределы Мордовии

Слава Белозерья распространилась далеко за пределы Мордовии

Теги:

14
17 Января 2017г. (18 Раби ас-сани)


Страсти по платкам в сельской школе Белозерья побуждают к поиску первопричин возникшей там проблемы. Напряжение вокруг татарского села в Мордовии сложилось далеко не вчера – нынешняя конфликтная ситуация имеет богатую предысторию.

Представляется, что речь идет не столько о платках как таковых, сколько о культурном разломе, который прошел по территории Ромодановского района республики. Жители Белозерья еще в советские времена были известны своей предпринимательской жилкой, что выгодно отличает это село от соседей. Так совпало, что в унисон с бурным расцветом эры  предпринимательства в селе произошел так называемый духовный прорыв, который, однако, базировался не на подзабытой дореволюционной татарской богословской традиции, а представлял собой кальку с арабского ислама, причем зачастую в его фундаментальных аравийских трактовках. Это в полной мере отразилось на внешнем виде местных жителей – как мужчин, так и женщин.

Смесь материального и духовного прогресса получилась действительно гремучей. Сельчане обрели новую идентичность, где ключевую роль играла их исключительность и даже элитарность на фоне соседей, которые не добились столь же внушительных результатов в социально-экономическом строительстве. Тем более, что о горделивых нравах белозерцев еще при советской власти в Мордовии ходили легенды. Достаточно упомянуть, что там – как на Кавказе – сохранялись обычаи щеголянья своим социальным положением и даже похищения невест.

Но как говорится, грех гордыни в исламе пока еще никто не отменял. Формирующаяся новая идентичность требовала новых идей и форм, позволяющих «элите» эффектно выделяться из общей «серой» массы. Неоценимую помощь в этом деле оказали молодые односельчане, отправившиеся на учебу в арабские страны. Оттуда они привезли местные трактовки ислама и гардеробные традиции, которые, возможно и были гармоничны для своей ойкумены, но выглядели довольно экзотично в постсоветских реалиях. Эти новшества и стали фундаментом для разделительной стены, которой белозерцы, сами того не ощущая, стали отгораживаться от остального общества.

Следует отметить, что сам по себе современный арабский платок-хиджаб отнюдь не является выражением каких-то радикальных взглядов.

- Форменный хиджаб получил распространение в первой половине 20 века на территории Египта и соседних арабских стран, – рассказал ИА IslamNews специалист по современной истории ислама, руководитель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов. – До этого все мусульманские народы, так же как и христианские женщины, носили национальные головные уборы. Если взять Кавказ, то у каждого из многочисленных горских народов был свой фасон покрывала-хиджаба. Традиционные убранства были у мусульман Поволжья, Урала и Сибири. Несмотря на разнообразие, все формы национальных хиджабов всегда стремились соответствовать канонам шариата, за соблюдением которых строго следили местные имамы и старейшины.

Однако с началом глобализации и появления современных средств коммуникаций все большую популярность приобретает форменный хиджаб, зародившийся в арабских странах. В том или ином виде он распространился в разных странах мира и особенно среди мусульманского меньшинства. Однако до сих пор сохранились консервативные страны, такие как Саудовская Аравия или Иран, где продолжает доминировать специфические формы хиджаба.

Особым путем пошли турецкие модельеры, разработав хиджаб, отличный от арабского, который впоследствии стал визитной карточкой турчанок по всему миру.

Похожие процессы сегодня протекают в российской мусульманской моде. Многочисленные мусульманские и немусульманские модельеры предлагают поборницам скромности и благочестия стильные фасоны хиджабов, основанные на глубоких русских, татарских, кавказских и иных традициях. В основе всех этих современных моделей лежит главный принцип: все новое –   это хорошо забытое старое.

Как пояснил ИА IslamNews муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, национальный хиджаб вполне отвечает нормам мусульманской веры.

- Если взять весь спектр взглядов на хиджаб богословов исламского мира, то к золотой середине относится сокрытие тела женщины, кроме овала лица, кистей рук и ног до щиколотки. Под этот срединный стандарт сформировалась современная форма хиджаба. Что касается крайностей, то с одной стороны звучат требования полного сокрытия женского тела, включая лицо, от посторонних мужчин, а с другой – допускаются послабления в зависимости от сложившихся традиций. Например, в Судане и Индостане женщины носят покрывало, которое не закреплено иголками, как форменный хиджаб, и может время от времени открывать некоторые части головы или шеи. И многие местные богословы относятся к этому снисходительно. Это правило применимо ко всем неформенным фасонам – как старым, так и современным.

Если исходить из этого видения, то большинство предлагаемых мусульманскими модельерами современных фасонов женской одежды, сшитых в национальных традициях, не противоречат нормам шариата, пояснил собеседник агентства.

Что касается проблемы жителей Белозерья, то мне импонирует предложение русского православного священника Александра Пелина, который призвал стороны начать процедуру присвоения Белозерской школе статуса школы с углубленным изучением татарского языка и культуры, при этом в школьном дресс-коде предусмотреть возможность хождения детей в национальной татарской одежде. В этой ситуации тема платков отпадет сама собой.

К этому соломонову решению остается еще лишь напомнить кораническую заповедь, что Всевышний сотворил людей племенами и народами, дабы они познавали друг друга. Как людям с пережитками ущербной советской ментальности, основанной на преклонении перед всем заграничным, нам катасторофически не хватает понимания ценности и самодостаточности своих собственных традиций, чего требует от нас Создатель.

Разве кто-то станет отрицать, что традиционные ценности татарского народа в полной мере соответствуют и духу, и букве ислама. При этом, будучи органической частью общей российской культуры, они, с одной стороны, не вызывают отторжения в обществе, а с другой – являются эффективной привкой против радикальных религиозных трактовок и проявлений, насаждаемых враждебными исламу мозговыми центрами под видом священной борбы за веру – джихада. Об этом, кстати, должны больше говорить религиозные деятели, претендующие на звание духовных лидеров уммы. Ибо как показывает практика, дежурные возмущения решениями чиновников абсолютно не способствуют урегулированию конфликта, а лишь подталкивают людей к противозаконным, деструктивным мерам.

Возможно, все платочные тенденции Белозерья и воспринимались бы как сельская экзотика. Вот только местные жители, как назло, стали частенько фигурировать в криминальных сводках. Причем не в банальных разборках на почве коммерции, а в передрягах экстремистского характера, отправляясь в запрещенные террористические структуры типа Аль-Каиды или ИГИЛ, которым российское государство повсеместно объявило непримиримую войну. В этом, скорее всего, и кроется секрет неприятия чиновниками арабского фасона, как неотъемлемого, по их ощущениям, элемента радикальных взглядов. Иными словами, у руководства Мордовии, не без помощи местных мусульман, сформировался устойчивый образ последователя радикального ислама со всей сопутствующей ему внешней "атрибутикой". Развеять этот стереотип не сможет ни один, даже самый талантливый и традиционный дизайнер мусульманской одежды. Это под силу только самим жителям Белозерья – преуспвшего во многих отношениях татарского села.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Динар Заман 23 Января 2017г.
Ответить

http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/net-popraniyu-prav-natsionalnostey/?_utl_t=fb "НЕТ ПОПРАНИЮ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ! Открытое письмо Главе Республики Мордовия В.Д.Волкову В Исполком Всемирного конгресса татар обратились жители татарского села Белозерье Республики Мордовия с просьбой о помощи в отстаивании их национальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. С недавних пор власти Республики Мордовия стали разжигать конфликт в одном из самых успешных и процветающих татарских сел страны, которое может служить примером экономической активности для современной ...
Читать дальше

Artur 19 Января 2017г.
Ответить

Во-первых, учительницы там и так согласились носить платок вместо арабского хиджаба, и их заставляют снять сейчас именно ПЛАТОК. Во-вторых, посмотрите на сотни тысяч татарских женщин по всей России. Они - образец скромности что ли? А вы решили докопаться в статье до несчастной горстки женщин в селе, которые ещё не ассимилировались до конца и не стали в коротких юбках расхаживать, как остальные татарки повсюду. Я понимаю, надо власти продемонстрировать свою лояльность в статье - но хотя бы чуточку заботьтесь о своём народе и о его будущем. Вы добьете последние остатки целомудренных женщин. И к...
Читать дальше

Rustam 18 Января 2017г.
Ответить
-5

Пятерка за экскурс по истории хиджаба

Muslim__ 18 Января 2017г.
Ответить
-7

На всех фото и учениц школы, и учителей видно, что на них обычные "татарские" платки. Если автор статьи в потоке своей лжи нашел хоть капельку совести у себя, то написал бы, что претензии мордовских чиновников НЕ к фасону или цвету платка, а претензии к самому факту наличия платка на головах девочек и женщин. А на них обычные белые платки, которые подобраны и по цвету (БЕЛЫЕ), и по фасону так, чтобы гармонировать со всей школьной формой и с деловым фасоном и цветом одежды.

Динар Заман 18 Января 2017г.
Ответить
10

Статья повторяет слова Фагима Шафиева, наверное, энтот Марат Расулов, в одном, с ним инкубаторе вырос. Врут и не краснеют. Ютуб пестрит всевозможными интервью и фильмами про Белозерских мусульман. Я лично не видел там ни одной мусульманки, одевающейся на арабский лад. Всё традиционно татарское- белые или цветные платки(шали) и верхняя одежда. Некоторым "товарищам" не нравится то, что Белозерье идёт в авангарде Российского Ислама, совмещая в жизни шариат и законы РФ. Таких сёл по всей России всего два. Вторая- Средняя Елюзань Пензенской области. Их тоже лет 7-10 назад пытались оклеветать через ...
Читать дальше

Кылчык 17 Января 2017г.
Ответить

Бредятина! "Форменный хиджаб" "превращает людей в экстремистов"!? Это похлеще технологии "производства манкуртов" по Айтматову! Прямо ноу-хау, золотое дно!

Фидарис 17 Января 2017г.
Ответить

Автор публикации Марат Расулов, как мне показалось, пытается "заболтать" проблему, мол от природы деловой,строптивый, а потому и не лишенный греха гордыни народ Белозерья под влиянием каких-то молодых, неправильно образованных имамов (фамилии не указаны)встал на дыбы - не хочет выполнять приказы местного начальства - "снять женщинам платки". Всего бы ничего, подумаешь, "сельская забава" - платки носить, но все серьезно - зачастили белозерцы в ИГИЛ (запрещенная в Р.Ф террористическая организация). И не обижайтесь, пожалуйста, на местное начальство - связь все-таки есть: "платки исламские" - "те...
Читать дальше

MariamD 17 Января 2017г.
Ответить
15

Слышала, некоторые преступники надевают штаны. Надо бы запретить. Повсеместно.

Serenity 17 Января 2017г.
Ответить

Статья бредовая! Автор сам себя понял?

MariamD 17 Января 2017г.
Ответить

Это не соломоново решение, а полумера. Неотъемлемые конституционные права девушек и женщин Москвы, Ставрополя, соседнего Кривозерья будут нарушаться с чистой чиновничьей совестью.

Яндекс.Метрика