Ахмадулла, мурза Ичкинского Юрта

Ахмадулла Хабибуллин, патриот «Ичкинского Юрта»

Ахмадулла Хабибуллин, патриот «Ичкинского Юрта»

Теги:


13
27 Апреля 2011г. (23 Джумада аль-уля)

На самом деле Ахмадулла Шайдуллович Хабибуллин является депутатом Шадринской районной думы Курганской области, заместителем председателя областного отделения Всемирного конгресса татар, однако друзья, знающие историю этих краев, в шутку называют его мурзой Ичкинского Юрта. В прошлом он – глава администрации родного села Юлдус, сегодня – предприниматель-фермер.

Ахмадулла построил на личные средства в Юлдусе мечеть, которая носит название «Соборная мечеть ичкинских татар». Красивейшая мечеть, для строительства которой Ахмадулла Хабибуллин специально пригласил мастеров из Средней Азии, возвышается на самом высоком месте и видна издалека. Любознательная публика, следующая по трассе «Курган-Екатеринбург», частенько заворачивает в Юлдус, увидев высокий минарет. Однажды в мечеть заглянул некий китаец, ехавший агитировать за проведение универсиады в Казани.

«Мы вместе с ним прочитали намаз, – вспоминает Ахмадулла. – Он не мусульманин, но ради уважения встал за мною на намаз и повторял движения».

Китаец оставил свои пожелания в книге для почетных гостей, теперь мусульмане Юлдуса гадают, что такого им написал посланец поднебесной. В книге также пожелания на арабском, английском, японском языках. Оставил тут слова благодарности и губернатор Курганской области Олег Богомолов. Из Америки однажды в Юлдус пожаловала целая семья, побывали в селе и югославы.

Всем, кто приезжает в «Соборную мечеть ичкинских татар», меценат рассказывает историю села, которое еще лет сорок назад носило название Ичкино. Официально считается, что ему 455 лет. Якобы основали его татары, покинувшие Поволжье с падением Казанского ханства. Согласно легенде, переселенцы искали место с чистой водой, и тут они нашли то, что искали, отсюда Ичкино – «эчкен», что значить «пить».

Ахмадулла, однако, убежден, что это поверхностный подход. На прошлой неделе он принимал участие в международной научной конференции в Кургане, посвященной истории, экономике и культуре тюрко-татарских средневековых ханств Зауралья, и делал доклад об «Ичкинском Юрте» – о княжестве рода ички, входившем в разное время в состав Золотой орды, Тюменского и Сибирского ханств. Ученые мужи, за некоторым исключением, скептически отнеслись к докладу «любителя истории» из села Юлдус, не обладающего регалиями доктора исторических наук, но, видно, зря.

О роде «ички», например, упоминается в «Шайбани-намэ» Камал-ад-дина Али Бинаи (1453 – 1512). Повествование начинается с рассказа о том, как Абулхаир-хан, покидая Чинги-Туру (Тюмень, свою первую столицу) оставил даругами (наместниками) в вилайете Чинги-Тура верных людей – «общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана». В числе сподвижников, которые «проявили верность и завоевали страны» упоминаются люди рода «ички – Имин-ходжа и Сафар-ходжа».

«Другое общество из казаков (говорится далее), [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа». Здесь же упоминаются эмиры и батыры родов найман, курлаут, уйгур, конграт, мангыт, дурман, туман, кушчи.

Понятно, что зауральские земли до прихода атамана Ермака не пустовали. Ичкинский Юрт вполне мог существовать, как и Аялинский Юрт, о котором помнят разве что лишь потомки (род сибирских татар аялы населяет север Омской области). Разные Юрты (улусы) в совокупности и составляли Тюменское, Сибирское ханства.

«Казанские татары пришли в 16 веке сюда в уже обжитой край, к своим братьям по крови и вере», – убежден Ахмадулла.

После того, как Зауралье оказалось в составе Московского царства, ичкинские татары несли пограничную службу на границе со степью, их называли белокаменными казаками.


«В 18 веке население Кургана и Ичкино были равны по численности, и там и тут проживало по три тысячи человек, – рассказывает Ахмадулла. – Сегодня в Юлдусе меньше одной тысячи жителей. Есть у нас и средняя школа, дом культуры, пять-шесть магазинов. Народ в основном живет за счет личного хозяйства».

«Ичкинские татары со временем переселялись, пускали корни в других краях, – продолжает он. – Сегодня в Сафакулевском и Альменевском районах Курганской области пять деревень ичкинских татар. Есть ичкинцы и в Челябинской области. Многие из них помнят, что корни их тут, в Юлдусе, периодически приезжают на историческую родину».

«Почему сменили название села с Ичкино на Юлдус?» – поинтересовался я.

«В семидесятых годах с объединением двух районов в одном нашем Шадринском районе оказалось два населенных пункта с одинаковыми названиями – Ичкино. Чтобы не было неразберихи с почтой, партийные органы переименовали наше село. Сейчас мы хотим обратиться к руководству области с просьбой вернуть старое название. Всегда можно найти компромисс. Не обязательно называть «Ичкино», можно «Ички», или «Ицки», по-нашему правильней последнее название».

С семидесятыми годами связана еще одна любопытная история. Семья Ахмадуллы приобрела в Екатеринбурге на слом добротный старинный дом. (В тот период в Свердловской области первым секретарем парткома был Борис Ельцин). Оказалось, что это один из домов купца Ипатьева, возможно, тот самый, в подвале которого расстреляли царскую семью. Сегодня Ахмадулла с женой Валентиной проживают в Ипатьевском доме, одетом в кирпич. Жена «мурзы Ичкинского юрта» – русская. Валентина – хаджия, т.е. человек, совершивший хадж в Мекку. Супруги Хабибуллины вырастили трех дочерей.

Мать Ахмадуллы Хуржиян-апа была абыстай, к которой за религиозными знаниями шли земляки, поэтому ислам был частью его жизни с детских лет. В 1998 году Ахмадулла совершил свой первый хадж, исполнил волю отца, ушедшего из жизни год назад. Там, на земле Пророка, мир ему, и загорелось желание построить в родном селе мечеть. (Всего в хадже меценат был трижды).

«В конце 90-х годов в нашем селе уже была небольшая деревянная мечеть, – рассказывает Ахмадулла. – Сначала я хотел расширить ее, но потом решил, нет, надо строить новую, каменную, чтобы на века. Год копил стройматериалы (кирпичи, пиломатериал), ездил в Тюменскую область знакомиться с архитектурой старинных мечетей в Ембаево. Долго не мог сконструировать купол. В итоге сварил его из арочных каркасов. Проект мечети менялся-корректировался по ходу строительства, что-то свое внесли мастера из Узбекистана, строившие ее».


У «мурзы Ичкинского Юрта» 500 гектаров земли, где он выращивает пшеницу. В конце 90-х был свой мясной бизнес, который во многом и помог приобрести стройматериалы и заплатить за работу. «Соборную мечеть ичкинских татар» построили за полтора года. Это первая каменная мечеть в Курганской области. На ее торжественное открытие съехались сотни людей из разных областей.

«Когда в Юлдусе появилась красивейшая мечеть, бабушка из соседней деревни Кызылбаево, где тоже живет род ички, сказала: «О Аллах! Будет ли и у нас в Кызылбаево когда-нибудь мечеть? Увидят ли ее мои глаза? Найдется ли и у нас такой человек как Ахмадулла!?» – рассказывает тюменский казый Фатых Гарифуллин, с которым мы вместе ездили в Курганскую область. – Наш брат Ахмадулла помог построить мечеть и в Кызылбаево».

Еще один дом Всевышнего помог построить, точнее, восстановить, «мурза Ичкинского юрта» – в деревне Сибирки, в пяти километрах от Юлдуса. Зайдя однажды в полуразрушенное здание бывшей школы в Сибирке, приготовленное к сносу, он увидел михраб. «Это же бывшая мечеть!» – осенило его. Словно ток прошел по всему телу. Тогда же, стоя у михраба, Ахмадулла дал себе слово восстановить старинную дореволюционную мечеть. Открытие ее состоялось в прошлом году. А строение ведь могли и снести, не окажись тогда рядом мецената из Юлдуса.


Мечеть теперь в Сибирке есть, но нет людей, посещающих ее. В Юлдусе картина несколько лучше. Мечеть на джума – пятничный намаз – здесь посещают около десяти человек. Нет в Курганской области медресе, хромает просветительская работа. Мусульмане, с которыми я разговаривал в областном центре, считают, что местные чиновники «не любят ДУМАЧР», они хотят, чтобы мусульманские организации области вошли в состав ЦДУМ, тогда им будет дан «зеленый свет» (мечети Юлдуса и Кургана относятся к ДУМАЧР) для полноценной работы.



Полпред муфтия ДУМ азиатской части России Фатых Гарифуллин говорит, что десять лет назад в составе Курганского казыята насчитывалось 48 мусульманских организаций, сегодня менее десяти. Общины «ушли» не без помощи чиновника, курирующего религиозные вопросы. Казый считает, что это болезни времени, все образуется, если двигаться дальше, отстаивая свои права. Не так давно через суд удалось опровергнуть ложные нелестные сведения, распространенные в местных СМИ и затрагивающие ДУМАЧР. СМИ опубликовали официальное опровержение.

Юлдус расположен в живописном месте, в окружении леса. Вокруг тишина. К дому Ахмадуллы в самом начале села иногда выходят косули. На улицах почти всегда бывает пусто. «Мурза Ичкинского Юрта» хотел бы видеть на улицах больше малышей в тюбетейках, которых бы провожали на занятия в мечеть их мамы в мусульманских одеяниях. Чтобы в родном селе бурлила жизнь, как это было, наверное, две сотни лет тому назад, когда население Ичкино было в несколько раз больше, чтобы возрождался древний ичкинский род.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Kalim 18 Сентября 2011г.
Ответить

Ахмадулле Хабибуллину бик зур рәхмәт за его старания и патриотизм.

Kalim 18 Сентября 2011г.
Ответить

Мой отец из Юлдуса, я наполовину ичкинский татарин. Дак я скажу, что мой отец 100% ичкинский татарин, голубоглазый и светловолосый, кожа тоже не смуглая. Так что ты exmuslim глубоко заблуждаешься. Цвет глаз кстати что у меня что у моего отца точно такой же как и у Ахмадуллы Хабибуллина. За 1000 лет проживания на территории современного Татарстана и за 500 лет в Юлдусе чернокожим не станешь.

Rentus 02 Мая 2011г.
Ответить

Учись, кяфир, и запоминай: в исламе нет различий по цвету кожи и национальности.

exmuslim 02 Мая 2011г.
Ответить

Судя по лицу тюркской крови совсем не осталось, всех уже славяне перебрюхатили.

Kalim 18 Сентября 2011г.
Ответить

Ахмадулле Хабибуллину бик зур рәхмәт за его старания и патриотизм.

Kalim 18 Сентября 2011г.
Ответить

Мой отец из Юлдуса, я наполовину ичкинский татарин. Дак я скажу, что мой отец 100% ичкинский татарин, голубоглазый и светловолосый, кожа тоже не смуглая. Так что ты exmuslim глубоко заблуждаешься. Цвет глаз кстати что у меня что у моего отца точно такой же как и у Ахмадуллы Хабибуллина. За 1000 лет проживания на территории современного Татарстана и за 500 лет в Юлдусе чернокожим не станешь.

Rentus 02 Мая 2011г.
Ответить

Учись, кяфир, и запоминай: в исламе нет различий по цвету кожи и национальности.

Яндекс.Метрика