Запрет на процент и его влияние на распределение богатства

Исламский запрет на ссудный процент - путь к сбалансированной и справедливой экономической системе

Исламский запрет на ссудный процент - путь к сбалансированной и справедливой экономической системе

Теги:



4
08 Мая 2011г. (04 Джумада ас-сани)
Одно из ключевых различий между исламской системой и капиталистической в отношении распределения национального богатства заключается в том, что капитализм разрешает проценты, а Ислам запрещает. Проведем беглую оценку другого аспекта этой проблемы – каковы последствия запрета на ссудный процент?



На самом деле, запрет ссудного процента оказывает глубокое и далеко идущее положительное воздействие на всю систему воспроизводства материального богатства. Самое простое последствие запрета на ссудный процент заключается в том, что он приводит к сбалансированности и единообразию в распределении благосостояния. Одна из важнейших характеристик экономики, основанной на ссудном проценте, такова – прибыль одной из сторон (той, которая владеет капиталом) гарантирована и составит фиксированную величину при любых условиях, а прибыль другой стороны (труда) остается неопределенной и будет вовсе необязательно получена вообще. Крупные коммерческие предприятия, независимо от уровня их прибыльности, не являются полностью защищенными от риска. На самом деле, хотя риски крупного бизнеса и сократились из-за широкой доступности средств производства, они в тоже самое время увеличились из-за некоторых внешних факторов. Чем крупнее предприятие, тем выше риски. То есть, при капиталистической экономике, баланс распределения богатства становится очень нестабильным. С другой стороны, иногда предприниматель зарабатывает огромную прибыль, а человек, предоставивший капитал, получает лишь незначительную ее часть.



В противоположность этому, при исламском запрете на ссудный процент на практике осуществимы только две основные формы инвестирования капитала – партнерство и кооперация. Обе эти формы полностью лишены несправедливости и неуравновешенности в распределении благосостояния. В рамках этих двух форм инвестирования, если и возникает убыток, то он будет понесен обеими сторонами, а если возникает прибыль, то обе стороны получат пропорциональные ее доли. Такой способ капиталовложений служит эффективным препятствием для чрезмерной концентрации богатства в руках отдельных групп, которая является главным злом капиталистической системы. Благосостояние, вместо того, чтобы накапливаться в руках немногих, распределяется между значительным числом лиц, и получается, что никто не становится жертвой несправедливости.



При капиталистической системе, основанной на ссудном проценте, капиталисты не только получают доступ к большей части национального богатства, но и могут контролировать целый рынок, могут управлять им исходя из своекорыстных интересов. В результате естественные механизмы предложения товаров и ценообразования перестают функционировать, становятся насколько искусственными и бесчестными, что ни одна сфера жизни, начиная с экономики, поведения людей и нравственности, и заканчивая политикой, не может избежать негативных последствий этого.



Запрещая ссудный процент, Ислам пресекает эти пагубные явления на корню. В рамках исламской системы каждый, кто инвестирует свои деньги, получает долю в предприятии и его деятельности, а также делит его прибыль или убытки.



Необходимо прояснить одно сомнение, которое может здесь возникнуть. При обсуждении негативных сторон экономики, основанной на ссудном проценте, мы отметили, что она создает дисбаланс в распределении богатства, и что одна из сторон в предприятии всегда страдает от этого. Некоторые могут возразить, что человек, несущий убытки по сделке, связанной с процентами, несет их по собственному выбору – ведь он сам подвергает себя такому риску. Тогда зачем закону Шариата вмешиваться в его право так поступить?



На самом деле даже поверхностное ознакомление с исламским образом жизни разрешает этот вопрос – ведь по Исламу согласие двух сторон не всегда оправдывает сделку между ними. Если человек хочет быть убитым от руки другого человека, его желание не освобождает убийцу от ответственности. Даже в случае внебрачной связи, которую Запад в силу своей недальновидности считает личным делом каждого, взаимное согласие двух сторон не освобождает их от ответственности за совершаемое. Вопрос распределения богатства и экономического благосостояния выходит далеко за пределы этого. Согласно священному Корану, богатство по сути является имуществом самого Аллаха, и Аллах дарует его человеку на определенных условиях, установленных самим же Всевышним. Поэтому Ислам не позволяет считать взаимное согласие сторон оправданием для сделки, которая является заведомо несправедливой и может негативно повлиять на коллективное благополучие общества.



В этом заключается глубокий смысл строгого запрета, который оговаривал Пророк Мухаммад в отношении покупки зерна с караванов из сельской местности до того, как они достигнут города; покупки товаров из сельской местности через посредника во времена голода; обмена зерна, которое еще колосится на поле, на уже собранное зерно; обмена фруктов, находящихся на деревьях, на уже сорванные фрукты. Таким образом, взаимное согласие сторон не может служить приемлемым оправданием совершения сделки, основанной на несправедливости, в т.ч. на ссудном проценте.



В ранний период Ислама люди, воспитанные в доисламские времена, приводили против запрета ростовщичества такую мысль – «Ведь лихоимство – то же, что и торг» (2:275). Но в Священном Коране приводится опровержение этому: «Аллах разрешил торговлю, но запретил ростовщичество».



Стоит отметить, что, опровергая это утверждение, Аллах не сообщил ни одну причину или принцип запрета на ростовщичество, но просто объявил торговлю разрешенной, а ростовщичество запретным и велел верующим придерживаться этого независимо от того, понимают они природу этого запрета или нет. Вместо того, чтобы разъяснить причины запрета на ссудный процент, священный Коран отсекает на корню всякие возражения этому запрету.



То есть, исламский запрет на ссудный процент есть мудрейшее решение проблемы, которое устраняет все пагубные проявления капиталистической экономики и не приводит к необходимости внедрять противоестественную систему социализма. Это срединный путь, который в одиночку способен спасти современный мир от двух крайностей – вседозволенности и порабощения, и который приводит к сбалансированной и справедливой экономической системе. Французский востоковед Луи Массиньон сказал по этому поводу очень правильную вещь:



«В конфликте между капитализмом и социализмом только та культура сможет обеспечить себе спокойное и светлое будущее, которая не только запретит ссудный процент, но и заставит народ следовать этому запрету».



Перевод с англ. Аш-Шамс Медиа

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Iron Hammer 11 Мая 2011г.
Ответить

navalny Новости борьбы с коррупцией 10/05/2011 15:20 Ура. Наконец-то кампания по борьбе с коррупцией дала первые плоды, а следственные органы вышли на настоящих злодеев. На Навального завели уголовное дело. Об этом Life News сообщил информированный источник в правоохранительных органах. Речь идет все о том же государственном предприятии «Кировлес», которое из-за Навального потерпело убытки на 1,3 млн рублей. Материалы проверки в отношении советника губернатора Никиты Белых были направлены в Следственный ...
Читать дальше

رشيد 09 Мая 2011г.
Ответить

Потише... Да, надо бороться за будущее наших детей, Да, надо убрать воров из власти, Да, надо чистить историю от лжи, иначе у народа не помнящего прошлого - нет будущего. Да, нестерпимо видеть негодяев, которые предали кровь дедов наших, и обворовывающих нас и наших детей.

Iron Hammer 09 Мая 2011г.
Ответить

Богатейшие природные ресурсы нашей родины должны в равной степени приносить пользу каждому россиянину, а не только врагам и предателям нашего народа в результате финансовых махинаций и мошеннических действий лишивших нас всего за что сражались и умирали и что создали наши отцы и деды, которые сейчас жируют и паразитируют за счет нужд, пота и крови нас и наших детей!

رشيد 09 Мая 2011г.
Ответить

Потише... Да, надо бороться за будущее наших детей, Да, надо убрать воров из власти, Да, надо чистить историю от лжи, иначе у народа не помнящего прошлого - нет будущего. Да, нестерпимо видеть негодяев, которые предали кровь дедов наших, и обворовывающих нас и наших детей.

Яндекс.Метрика