ИСЛАМСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ЗАПАДНОМУ “НОВОМУ МИРОВОМУ ПОРЯДКУ”

Идеология и мировоззрение мира волей-неволей опираются на определенные убеждения и воззрения, оценку сущего, комментарий и анализ мира. Идеология нуждается в особом виде мировоззрения, которое:

– отвечало бы на основные вопросы миропознания, относящиеся ко всему миру, а не к его части;
•–давало бы человеку надежное, устойчивое и вечное, а не временное и непостоянное, знание;
•–давало бы такое представление, которое имело бы ценность с точно зрения теории и истинного отображения мира, не будучи только научно-техническим.
Религиозное мировоззрение обладает такими чертами, как вечность, стабильность, универсальность, которые совершенно отсутствуют в научном мировоззрении, а также освящение (придание святости) принципов видения мира.
Исламское мировоззрение является монотеистическим, а сам монотеизм выражен в исламе в самом чистом и незамутненном виде. С точки зрения ислама, нет ничего и никого, подобного Богу, и ничто нельзя уподобить Ему. Господь не нуждается абсолютно ни в чем, но все нуждается в нем. Господь всеведущ и всемогущ. Он вездесущ, и нет места, где бы Его не было. В какую бы сторону мы не встали лицом, все равно будем стоять перед Ним. “Он ближе к человеку, чем его сонная артерия» (Коран: сура “Каф”, 6). Он не есть тело и не виден глазу. Мир есть продукт создания, сохраняемый Божественной мудростью и вниманием. Создание мира не было неправедным, напрасным или просто игрой. В создании человека и мира присутствуют мудрые цели. Ничто не создавалось не на своем месте и неразумно. Существующее строение бытия есть самое лучшее и совершенное. Человек сотворен, чтобы быть в нем наместником Бога, которого Он предпочел ангелам, несмотря на людскую склонность предаваться пороку и проливать кровь, тогда как ангелы могут только прославлять и возвеличивать Его.
Далекие от Бога учения предвещают человеку небытие и уподобляют его смерть падежу скота, что в массовом порядке наблюдается сегодня на нашем демократическом телевидении. Не случайно, что с каждым днем и с каждым часом растет число душевнобольных и самоубийц; люди все больше прибегают к наркотикам, алкоголю, транквилизаторам и т.д. – с тем, чтобы уйти от жизненных проблем. Поэтому же развиваются молодежные культовые течения, отрицающие законы и нормы человеческой жизни. Все это происходит из-за неверия в будущее и отчаяния, которое угрожает существованию человеческого общества. Если не будет надежды на вечную жизнь и развития до состояния совершенства и если человек будет думать, что смерть – это конец его существования, почему ему не покончить с собой раньше? Ведь впереди ничего нет, кроме долгих лет печали и страданий. Такова перспектива человека в материалистическом мировоззрении и таково убеждение того, кто не чувствует себя под Богом и не понимает, что такое богобоязненность, приближение к Богу, вечная жизнь и вечный рай.
Критерием познания в божественном мировоззрении является ощущение и разум. Разумное подвластно познанию, даже если оно не дано в ощущении – поэтому бытие распространяется на объективно существующее и невидимое, которое может существовать вне материи. Так же, как материальная сущность воплощается в отдельном объекте, эмпирическое познание опирается на разум. Коран критикует саму основу материального мышления и тех, кто считает, что если Бог не видим, то Он не существует на самом деле. Такие люди говорят: «Мы тебе не поверим, пока открыто лик Господен не увидим». Коран отвечает: «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры – Он проницателен и вездесущ». Божественный девиз “Нет бога, кроме Бога” лучше всего определяет практический монотеизм, утверждая, что нет ничего достойного поклонения, кроме самого Бога.
Человек стремится к абсолютной истине, чтобы раствориться в ней, в Господе. Стремление к вечной жизни заложено в каждом человеке, и оно свидетельствует о существовании бессмертного мира. Последователь учения Платона мусульманский философ Сохреварди писал, что “материя и любой другой материальный объект нуждается в истинном Свете, не досягаемом для ощущения, а эмпирическое знание человека о самом себе не нуждается в материальных проявлениях”. “Истинное знание есть сущность, не зависимая от материи, и любое размышление нематериально и не подчиняется правилам материи”, – говорил другой великий мыслитель исламского мира, Мулла Садр. Как это соотносится с современными научными теориями, можно судить по открытиям в области квантовой физики и лептонной биологии.
Мусульманские ученые, философы, богословы активно использовали в своих трудах античные материалы, ровно как и священные книги христиан. Что же предпринимала Европа, помимо крестовых походов, в отношении Ислама в средние века? Основываясь на выводах исламоведов, можно смело сказать, что все раннелатинские переводы Корана, так же, как и дореволюционные русские переводы Корана (Постников, Веревкин, Богуславский, Саблуков и др.), например, имели одну цель – доказать несостоятельность претензий мусульман на обладание Священным писанием. Христианские авторы активно использовали “дьявольский закон” и “учебник насилия” в антимусульманской полемике. При этом, однако, уровень ознакомления мусульманских авторов с библейскими текстами был значительно выше уровня их оппонентов в изучении Корана. Это объясняется тем обстоятельством, что священные книги христиан и иудеев – “людей Писания” – рассматривались в исламе как Священные писания, ниспосланные Богом, и были одним из источников толкования Корана. Принципиальное различие заключалось в том (и это положение, судя по высказываниям иерархов Русской Православной церкви, сохраняется и поныне), что если для общественного сознания христианской Европы было характерно неприятие Ислама как такового, то для мусульман иудаизм и христианство – лишь ступени на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном.
Одним из вопросов, поднимаемых на Западе и активно используемых против Ислама политиками, действующими по принципу «разделяй и властвуй», является вопрос разделения исламской уммы на различные течения, иногда противостоящие друг другу. Как известно, истоки этого конфликта восходит к времени начала Халифата. Разногласия, породившие конфликт и разделение уммы, все еще остаются; однако, за многие века исламские ученые сделали немало для преодоления барьера. Современное состояние мусульманской общины таково, что внешние силы не дают возможности реализоваться идее об окончательном единстве; тем сильнее этот порыв, ощущаемый особенно сильно сегодня, в момент подъема исламского мира – и среди простого народа, и среди научной и политической элиты исламских наций.
Современные исламские ученые в значительно меньшей степени, нежели ранее, придают принципиальное значение второстепенным, малозначительным вопросам, разделяющим умму. Теперь общепризнано, что в основе разногласий лежит в первую очередь вопрос личностный (а не догматический, как в христианских церквях или течениях буддизма) – разные характеры разных людей (имамов, правителей, учителей) определяют несомненную разницу между их последователями. Это ни в коем случае не должно приводить к расколу в области вероучения; имеющиеся же на сегодня идеологические противоречия должны быть сведены к минимуму.
Есть база положений, которым следует «центристское течение». Эта база называется «золотым фондом». Вот некоторые ее положения, изложенные одним из крупнейших исламских ученых современности (из числа тех, кого на Западе, да и в России, принято называть «фундаменталистами») д-ром Юсуфом аль-Кардави: – «будем сотрудничать по решению вопросов, о которых мы договорились, будем прощать друг друга, если наши мнения разошлись». Все мы [т.е. представители всех мусульманских течений] не приемлем атеизм: мы будем воевать против атеизма, все мы против вольнодумства. Все мы против несправедливости: будем же вместе выступать против нее. Все мы против империализма: будем же вместе выступать против него. Все мы хотим оказывать помощь слабым и бедным: будем же вместе действовать и ликвидировать невежество. Есть вопросы, по которым наши мнения расходятся: будем же терпимы друг к другу и прощать друг друга, ибо трудно, чтобы все люди были согласны в одном! Источники Ислама известны [Коран и Сунна пророка Мухаммада (с.а.в.)], они признаются широкими массами мусульман… В конечном счете большая часть положений Ислама согласована. Все мусульмане верят в Аллаха, Его ангелов и посланников, верят в возмездие и воздаяние в потустороннем мире.
Различие – это еще не противоречие. Наш Всевышний и Всемогущий Господь сотворил мир, проявляющийся в различных видах. Различие – благодать, богатство и ценность для уммы».
После своего появления Ислам одновременно сподвигся на два революционных изменения. Ислам не стал говорить, что надо устранить дискриминацию, несправедливость и собственность, и тогда все само собой образуется. Он также не стал утверждать, что следует совершенствоваться изнутри, не обращая внимания на то, что снаружи, то есть, что посредством нравственного самоусовершенствования исправится и все общество. Ислам одновременно призвал к внутреннему, психологическому единству под сенью веры во Всевышнего и поклонения только одному Богу и в то же время возвысил свой голос во имя общественного единства в джихаде и борьбе против общественных недостатков. Реализм и широта взгляда Ислама на проблему хорошо проявляется в приводимом ниже аяте, который Пророк ислама (с.а.в.) приводил в своих пригласительных посланиях главам других стран: “Приходите к слову, равному для вас и для нас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи” (Коран, сура “Аль-Имран”, 64). Исламское общество является естественным обществом. В нем нет дискриминации и нет уравниловки. Коран признает существование естественных различий и различных степеней способности с точки зрения мироздания, а также одобряет связь между людьми в виде «взаимного подчинения».
Человеческое общество – это место соревнования во имя прогресса и развития. Священный Коран в суре “Толпы” (аят 29) говорит о неприкаянности, раздвоенности, разброде и шатаниях, бесцельности движения человека при многобожии и внутреннем единстве, обретении единых ориентиров и становлении на путь эволюционного прогресса в монотеистическом обществе.
В начале 1989 г. лидер Исламской Республики Иран имам Хомейни направил послание председателю Президиума Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву, в котором призывал его пересмотреть основные аспекты политической линии Советского Союза с точки зрения их соответствия религиозному монотеистическому мировоззрению. «Основная проблема Вашей страны лежит не в вопросах собственности, экономики и свободы. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего… Материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и Востоке… Я настоятельно призываю Вас к тому, чтобы разрушая здание марксистских иллюзий, Вы не оказались в плену Запада и Великого дьявола...»
Нравственные проблемы в западных обществах настолько обострились, что Папа Римский Иоанн Павел II в своей беспрецедентной энциклике 1994 г., обращаясь к институту семьи, указал, что этот институт и нравственность на Западе находятся в опасности. Помимо всего прочего, он также критиковал современные телевизионные программы в качестве большой опасности для общества, заявляя: «Передавая вредные фильмы, телевидение не только в привлекательном виде выставляет насилие и секс, но и беззастенчиво распространяет ложные ценности».
«Западная мысль привела к социальным потрясениям, человеческим несчастьям, и только Ислам с его огромным потенциалом является заменой [западному мировоззрению], на которую с надеждой взирает весь мир… Ислам – это краеугольный камень всех цивилизаций на земле, это цель, от которого зависит будущее всего человечества… Новый мировой западный порядок, который нам навязывается – это религия, о которой вслух не говорят. …Логика рынка, вбирающая в себя нынешнее противостояние и будущую конкуренцию – это логика войны, приведшая к резкому нарушению равновесия между Севером и Югом, накапливающие огромные богатства на одном полюсе и ужасающую нищету на другом. Америка превратила мир в «джунгли», где дерутся за власть и деньги, где анархия насилия, бросая вызов Богу, противопоставляет себя Его законам. Конечный результат развала западной цивилизации будет очень тяжелым…»
«Следствием борьбы [Запада против религии] стал абсурдизм и отсутствие какой-либо гармоничной этической системы в жизни общества. Вместо того, чтобы работать с опорой на веру, общественные структуры пытаются навязать новый культ, основанный на нерелигиозном материализме, лишенном какой-либо духовности. С помощью лозунга «нового человека», который отрицает этическую природу и боговдохновленность человека, воздействуют на общество так, что оно просто распадается… Только Ислам сможет решить те … проблемы, которые создала секуляристская западная цивилизация.»
«Наука старалась монополизировать (даже поработить) наше сознание. Религия и наука разлучены. Наука старалась отнять природный мир у Бога, расщепляя бытие, отнеся святость к второстепенной и не практичной области нашего сознания и превращая нашу жизнь лишь в прозаическое существование. Только теперь мы столкнулись с катастрофическими результатами. На Западе мы как будто перестали чувствовать совершенство нашей природы и нашу огромную и неизбежную ответственность перед человечеством. …В углубляющемся размежевании науки и нравственности скрывается темный и ужасный смысл. Закономерность не является явлением, придуманным человеком, а является Божьим даром для того, чтобы почувствовать природное созвучие и настоящую гармонию, вытекающие из единства противоположностей. Закономерность отражает закон вечности бытия. …Западный взгляд на науку и искусство полностью противоположен, например, взгляду исламского гончара, который выполняет свою работу не для собственной выгоды и не для того, чтобы продемонстрировать свои способности, а для того, чтобы содержание его художественных работ служило Аллаху. Такой взгляд, как я полагаю, находит свое отражение в следующем аяте Корана, где говорится: «Куда бы они не обращались, там Аллах. Поистине, Аллах Всезнающ». …Исламская культура борется за сохранение совершенного духовного мировоззрения… В этом отношении есть много, чему мы можем научиться у исламского мировоззрения… Исламская духовность несет миссию сохранения ценностей цивилизации».
Сегодня, когда человек как бы «просыпается» после долгой «спячки», пытается найти свое место в жизни, в первую очередь он обращается к духовной, непознанной стороне своего существования. Наблюдается трансформация отношения людей к религии. Постепенно человек познает свои истоки, осознает себя причастным к великому таинству бытия и начинает ощущать свою Веру. Возрождающийся Ислам все более укрепляет свои позиции в России и во всем мире – через возвращение старых и возведение новых храмов, через увеличение числа молодежи, обучающихся религии, через интерес людей к исторической правде об этой религии, через повседневный быт, праздники и обряды, и, самое главное, через духовное становление Личности. Нравственные ценности религиозно-философского учения Ислама в обществе, переживающем духовный кризис, способны благотворно влиять на сознание людей и заполняют вакуум, образующийся после крушения идолов лже-богов. «Когда придет помощь от Аллаха и победа, и ты увидишь людей, входящих в религию Аллаха толпами – восславь хвалой своего Господа и вопроси прощения, поистине, Он – Принимающий покаяние» (Коран, сура “Помощь”).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика