Сущность социальной справедливости в исламе

Саид Кутб

Невозможно понять сущность и природу социальной справедливости в исламе, не освоив всего комплекса основополагающих представлений этой религии о Божественном, окружающем мире, жизни и самом человеке. Социальную справедливость необходимо понимать как часть того великого начала (асл), к которому восходит все учение ислама.

Ислам, осуществляя организацию всей человеческой жизни, не допускает произвольной трактовки ее различных сторон, не ограничивается их рассмотрением как частностей, так как в нем заложено универсальное и совершенное представление о Божественном, окружающем мире, жизни и человеке, с которым связаны все доктрины, законы, обряды поклонения (ибадат) и повседневные дела людей (муамалят). Во всем исходя из этого всеобъемлющего и совершенного представления, ислам не решает каждую проблему в отрыве от других проблем.
Осмысление этого всеобъемлющего исламского представления облегчает исследователю понимание принципов ислама, его основ, помогает соотнести частное с общим, тщательно проследить его (представления) направления и тенденции, отметить наличие тесной взаимосвязи между ними. Они представляют одно неделимое целое, и приносят плоды лишь в единстве различных его частей и направлений.
Подлинное и целостное исламское представление можно найти только в истинных источниках ислама – Коране, сире (житии пророка Мухаммада – мир ему) и сунне (его практических действиях). Этих источников достаточно для любого исследователя, чтобы он мог постичь всеобъемлющий взгляд ислама, на котором основано все исламское учение.
Ислам затрагивает природу и суть отношений между Творцом и Его творениями; между окружающим миром, всем существующим в нем и человеком, в частности; между человеком и его душой; между индивидуумом и социумом; между гражданином и государством; между социальными группами и обществом в целом.
На протяжении эпох человечество не имело целостного представления о Создателе и Его творениях, об окружающем мире, жизни и человеке, пока не пришел ислам со своим всеобъемлющим представлением о мире и всеобъемлющими законами.
Ислам – религия единства всего сущего (в подчинении воле Создателя). Ислам – религия единобожия и единства всех религий в религии Всевышнего, а также единства всех посланников Бога в их призыве к этой единой религии еще на заре возникновения жизни.
В Священном Коране сказано: “Поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!” (Пророки: 21: 92).
Ислам – религия единства ибадата с муамалятом, идеологии с шариатом, духовного начала с материальным, экономических ценностей с моральными, ценности мирской жизни с ценностью жизни загробной.
Осознавая глобальный характер и природу исламского видения Божественного, окружающего мира, жизни и человека, мы осознаем также основные характеристики социальной справедливости в исламе.
Прежде всего, это справедливость, охватывающая все стороны и предпосылки человеческой жизни. Она не сводится лишь к ограниченной экономической справедливости, а затрагивает все аспекты жизни, все стороны жизнедеятельности человека, а равно – его чувства, поведение, совесть, душу, сердце, интуицию, внутренний мир. Ценности, к которым апеллирует эта справедливость, не ограничиваются лишь экономическими категориями и материальными ценностями вообще. Это совокупность всех ценностей: духовных, моральных и материальных.
Жизнь, с точки зрения ислама, – взаимное милосердие, любовь, сотрудничество и взаимопомощь между всеми членами человеческого сообщества, вообще, и между мусульманами, в частности.
Ислам идет к осуществлению социальной справедливости двумя путями:
1) абсолютное, гармоничное, уравновешенное единство;
2) всеобщая солидарность индивидуумов и социальных групп, принимая при этом во внимание основные факторы человеческой природы и не игнорируя человеческий потенциал.
Священный Коран говорит о человеке: “Поистине, он тверд в любви к благам!” (Мчащиеся: 100: 8). Коран указывает на то, что человек скупой по своей натуре: “При душах постоянно пребывает скупость” (Женщины: 4:128), описывает особенность человеческой натуры: “Скажите: Если бы вы обладали сокровищницами благодаря милости Господа моего, и тогда бы вы воздерживались из боязни обеднеть? Поистине, человек – скуп!” (Путешествие ночью: 17:100).
Утверждая законность и правопорядок, ислам не обходит вниманием врожденную любовь человека к самому себе и его имманентную скупость. Однако ислам лечит корысть и скупость в своих наставлениях и законах. Он не обязывает человека делать больше, чем тот может, учитывая при этом общественные нужды и интересы, а также высшие жизненные цели индивидуума и общества, которые формировались на протяжении многих веков и поколений.
Ислам считает социально несправедливым положение, при котором интересы индивидуума преобладают над интересами общества. С другой стороны, он видит несправедливость и в установлении диктата общества над природой человека, его потенциальными возможностями. Эта несправедливость проявляется не только по отношению к личности, как таковой, но и по отношению к самому обществу. Ибо личность, лишенная возможности для самореализации, утрачивает жизненную энергию, что негативно отражается не только на самой личности, у которой отняли принадлежащие ей права, но и на обществе, которое не сможет воспользоваться плодами деятельности личности.
Закон, который наделяет общество правом пользоваться трудом личности, одновременно вводя необходимые ограничения прав и свобод, сдерживая ее эгоистические амбиции, не должен забывать о праве самого человека на самореализацию в пределах, не наносящих вреда ни интересам общества, ни интересам самого человека, и не противоречащих высшим целям и принципам жизни. Ибо жизнь, по исламу, есть сотрудничество, взаимодействие и солидарность, но ни в коей мере не конфронтация, борьба или война; она – раскрытие творческих сил и энергии как личности, так и общества, но не угнетение и лишение свободы! Все, что не запрещено, – разрешено. Человек вознаграждается за любые активные действия в пределах пути, начертанного Богом, Его законов, а также за любое деяние, совершенное в угоду Богу и во имя достижения высших жизненных целей, как того хочет Всевышний!
Всеохватный взгляд ислама на жизнь, его глубокий анализ не только сугубо экономических, но и всех прочих жизненных ценностей, позволяет найти и обеспечить равновесие и равенство в обществе, гарантировать справедливость в масштабах всего человечества, не ограничиваясь узким толкованием справедливости, как это делают сторонники коммунизма, которые рассматривают справедливость как уравниловку в оплате труда, исключающую экономическую дифференциацию. Коммунизм, опираясь на чисто произвольный, самовластный механизм регулирования оплаты труда, не смог на практике достичь своей цели. Что касается справедливости в исламе, то это равенство, предполагающее равнозначность всех категорий ценностей, в том числе и сугубо экономических. Это такая справедливость, которая обеспечивает равенство возможностей, предоставляет таланту простор для деятельности в пределах, не противоречащих высшим целям жизни.
А поскольку категорий ценностей, согласно исламу, множество, и они тесно связаны между собой, то справедливость, в целом, становится более достижимой, а посему ислам не стал вменять в обязанность экономическое равенство в буквальном смысле слова, ибо это может войти в противоречие с естеством самого человека и фактом существования различных по степени таланта людей, что может помешать реализации превосходящих способностей, которыми обладают некоторые люди, и привести к нивелировке между ними и людьми с ограниченными способностями.
Ислам декретировал принципы равных возможностей и справедливости в обществе, а затем оставил открытыми врата соперничества в труде. Высшими ценностями мусульманского общества он провозгласил не экономические ценности: “Самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый” (Комнаты: 49:13), “Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали в Него, и тех, кому дано знание, на высокие степени” (Препирательство: 58:11), “Богатство и дети – украшения мирской жизни, а пребывающее благое – лучше у твоего Господа по награде и лучше по надеждам” (Пещера: 18:46).
Следовательно, помимо ценностей чисто экономических существуют иные ценности, которые ислам ставит выше, считая их подлинными ценностями и превращая их в средство достижения равновесия и равенства в обществе, в котором люди различаются по уровню материального дохода. Он устанавливает разумную дифференциацию доходов, обусловленных усердием и талантом человека и не связанных с неправедными способами заработка, которые запрещены исламом.
Таким образом, ислам не устанавливает буквальное равенство в финансовых вопросах, ибо уровень доходов зависит от неравных способностей и подготовки. Абсолютная справедливость предполагает дифференциацию доходов и отдает преимущество одним людям перед другими, но при условии обеспечения справедливости, которая достигается: во-первых, путем предоставления равных возможностей всем людям (при этом человеку не мешает трудиться ни его происхождение, ни социальное положение, ни раса, ни пол, ни ограничение трудовой деятельности), а во-вторых, путем принятия в расчет истинных ценностей и полного освобождения человеческой души от давления сугубо экономических ценностей, которым надлежит отводить разумное место, не отводя им определяющую роль, как это делают сообщества людей, утерявшие ощущение духовных ценностей, и превратившие одни лишь деньги в главную ценность.
Ислам осуждает роскошь, которая способствует развитию низменных желаний и прихотей и становится причиной дифференциации в уровне жизни людей. Ислам, обеспечивает бедным право на имущество, соответствующее их нуждам и отвечающее интересам общества, гарантирует обществу равноправие, равенство и развитие, и тем самым не оставляет без внимания ни одну из сторон материальной и чувственной, религиозной и светской жизни, с тем чтобы все они соединялись друг с другом, становясь единым целым, и гармонично взаимодействовали с единством огромного мира, с единством жизни и человека.


Автор: Саид Кутб

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика