Ушел из жизни Саид Абдулло Нури

Саида Абдулло Нури в центре

Саида Абдулло Нури в центре

Теги:



0
11 Августа 2006г. (16 Раджаб)

9 августа в Душанбе после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни один из самых влиятельных политиков Таджикистана, бывший председатель Комиссии по национальному примирению, лидер Партии исламского возрождения С. А. Нури.

Последние два года Саид Абдулло Нури тяжело болел. В Германии ему была сделана сложная операция, он вернулся на родину, вновь приступил к своей партийной работе. Однако через некоторое время недуг начал одолевать его вновь.

По словам родных и близких последнюю неделю Нури уже не вставал. А за несколько часов до смерти он пригласил к себе своего заместителя – Мухаммадшарифа Химматзода, который также тяжело болен. Химматзода, невзирая на то, что сам уже давно не может ходить, приехал к Нури. Здесь уже был первый заместитель председателя ПИВТ Мухиддин Кабири. О чем говорил в свои последние часы лидер Партии исламского возрождения со своими заместителями неизвестно. Примерно в 15.30 Саида Абдулло Нури не стало.

Сразу после этого у особняка Нури на улице Дружбы народов стали собираться люди – партийные соратники, члены правительства, простые граждане. Здесь был министр труда и соцзащиты населения Зокир Вазиров, глава МЧС Мирзо Зиеев, министр образования Абдуджаббор Рахмонов, член Маджлиси Милли Ходжи Акбар Тураджонзода, глава Совета улемов Амонулло Неъматзода, все руководители ПИВТ и бывшие лидеры ОТО, сотни простых людей.

Проводы С. А. Нури в последний путь назначены в полдень 10 августа. По завещанию самого покойного, он будет похоронен на кладбище мечети Мавлоно в районе Рудаки, рядом с могилой своего духовного учителя Мавлави Хиндустони.

Кто возглавит ПИВТ?

Кончина Саида Абдулло Нури, имевшего в партии непререкаемый авторитет, с новой остротой поставила на повестку дня уже давно обсуждаемый в кулуарах вопрос: кто возглавит ПИВТ после него? И куда новый лидер поведет своих соратников? Этот вопрос тем более актуален, что ПИВТ является второй по численности и влиятельности после правящей НДПТ политической силой в таджикском обществе и от ее позиции в немалой степени зависит как будет складываться ситуация в нашей стране в будущем.

В руководстве ПИВТ, как и в любой партии, существуют различные течения. «Модернистское крыло» исламской партии представляет депутат парламента Мухиддин Кабири – востоковед, блестящий дипломат, получивший светское образование в Москве и свободно владеющий русским, арабским и английским языками. Это своеобразная «визитная карточка» ПИВТ для стран Европы и Америки: вот, смотрите, мы совсем не страшные и вполне похожи на вас! Не случайно, Кабири очень любят приглашать на лекции в университеты Запада. Но это еще большой вопрос – хватит ли ему влияния, чтобы стать лидером ПИВТ, партии, большинство членов которой смотрит в противоположную от Запада сторону. Хотя, таджикские власти, наверное, хотели бы видеть на месте председателя этой партии именно умеренного Кабири.


На роль нового лидера мог бы претендовать другой заместитель С.А.Нури – депутат парламента Мухаммадшариф Химматзода. Он возглавлял партию в годы гражданской войны, он имеет немало сторонников и большой авторитет. Однако он давно и тяжело болен. Он просто физически не сможет руководить организацией. Тогда кто?

Имя преемника С. А. Нури станет известно, очевидно, уже 2 сентября. Как сообщил корреспонденту «АП» Махмадали Хаит, член правления ПИВТ, на этот день назначен съезд партии. «Это было решено еще до смерти устода, – сказал он. – Основной вопрос предстоящего съезда – определение кандидата в президенты. Запланировано также рассмотрение организационных вопросов...».

Человек из кишлака Оштиён...

Символично, что председатель Комиссии по национальному примирению и лидер Исламской партии возрождения Сайид Абдулло Нури родился в кишлаке Оштиён – «Примирившиеся» – Тавильдаринского района. Произошло это 15 марта 1947 года. Его отец – Нуридин Сайидов (1900-1982 гг.), председатель райпо и председатель кишлачного совета Арганкуль, был религиозным человеком и воспитал своих детей в соответствии с предписаниями Шариата. Предки Нури, как по отцовской, так и по материнской линии были образованными людьми своего времени, получившими образование в высших духовных учебных заведениях Бухары. Согласно семейным преданиям, один из его прадедов был даже хокимом (правителем) долины Вахъе. В семье Нуридина и Хосият Саидовых воспитывалось восемь детей, двое из которых были от первого брака Нуридина. Абдулло был четвертым ребенком в семье. Ему было шесть лет, когда в 1953 году Сангворский район, как административно-территориальная единица, был упразднен, а его жители переселены в Вахш. Вместе с другими осваивать Вахшскую долину поехала и семья Саидовых. Так они оказались в совхозе «Туркменистан» Вахшского района. В 1964 году С. А. Нури закончил местную среднюю школу, получив параллельно и религиозное образование у своего отца.

Позже судьба свела его в Душанбе с Кори Мухаммаджоном Рустамовым, больше известным в религиозных кругах, как Мавлави Хиндустони. Этот псевдоним закрепился за ним после его паломничества еще в 30-е годы к святым местам Афганистана и Индии. Не случайно вокруг него концентрировалась молодежь, воспитанная в религиозном духе (С.А. Нури, домулло Хикматулло, Сайид Киемиддини Гози, М. Химматзода и другие), которую привлекали не только его глубокие знания в комментировании Корана и Хадисов, философии Востока, логике, шариатском праве, но и ореол мученика. По словам одного из последователей Мавлави Хиндустони, за годы советской власти он, как и многие другие духовные лидеры, подвергался гонениям за свои религиозные убеждения – 25 лет своей жизни он провел в тюрьмах и лагерях. Вскоре последователи и ученики Мавлави также начали испытывать на себе внимание спецслужб. Однако это обстоятельство не помешало им создать в 1974 году молодежную организацию исламистов-радикалов «Нахзати исломи», которая существовала в Советском Таджикистане нелегально. В условиях жесткого атеистического радикализма Советской власти создатели организации, по словам С.А. Нури, преследовали две основные цели: пропаганда идей чистого ислама, воспитание людей в религиозном духе. Первое официальное предупреждение спецслужб С. А. Нури получил в 1983 году. К этому времени в рядах Движения исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ) насчитывалось уже немало членов. В 1986 году в числе 40 членов ДИВТ по сфабрикованному обвинению в хранении наркотиков был арестован и Сайид Абдулло Нури, работавший тогда инженером МБТИ. Тогда около трех тысяч его сторонников организовали один из первых несанкционированных митингов в его поддержку перед зданием Курган-Тюбинского облисполкома. В 1987 году С. А. Нури был приговорен к 1,5 годам лишения свободы с отправкой по этапу в Сибирь. За небольшой срок он успел побывать в 11 тюрьмах – от душанбинской до хабаровской. После освобождения в 1988 году, он становится главным редактором газеты «Минбари Ислом» (»Трибуна Ислама») при казиате республики (ныне Совет улемов). Одновременно он занимается научной и творческой деятельностью – пишет стихи, учебник арабской грамматики.

Потом началась война. В ноябре 1992 года в Джиликульском районе был убит один из братьев Нури – Хабибулло. Сам Нури эмигрировал в афганский Талукан, где руководил Объединенной таджикской оппозицией до возвращения на родину в сентябре 1997 года. Позже он сказал: «Эмиграция научила нас ценить единство. Мы поняли, что без этого нам ничего не достичь».

Этого принципа Нури всегда придерживался на посту председателя Комиссии по национальному примирению. Он всегда остужал не в меру горячие головы в оппозиции, всегда искал компромиссы в переговорах с правительством. И, в отличие от многих, никогда не претендовал на высокие государственные посты.

Общеизвестно, что президент Эмомали Рахмонов всегда был последовательным оппонентом политического ислама. Но при этом он всегда высоко ценил лидера ПИВТ за его человеческие и политические качества. «В господине Нури я вижу дальновидного и мудрого сына своего народа, который всегда содействовал делу мира и согласия в стране», – не раз говорил о нем глава государства.

...В семье Саида Абдулло Нури и его супруги Шахрибону осталось 8 детей: трое дочерей и пятеро сыновей. Старшие дети устода – дочери Рукия, Ойша и Мумина, а также сыновья Мухаммаджон и Абдусамад – учились в вузах Ирана. По словам его соратников, только Мухаммаджон пошел по стопам отца, и получил духовное образование, четверо остальных выбрали светские вузы. Трое младших – Хикматулло, Хусайн и Рахматулло – учились в одной из душанбинских средних школ.

Умед БАБАХАНОВ, Asia-Plus

P.S. Ассоциация общественных объединений «Собрание» в лице ее руководителя Мухамеда Саляхетдинова приносит искренние соболезнования родным и близким лидера исламского движения Таджикистана Саида Абдулло Нури.»Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун» (Воистину, все мы от Бога и к Нему возвращаемся) (Священный Коран).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика