Неразрешимые проблемы московских мечетей

12073
В Москве, столице многонационального государства, издавна существовала большая и влиятельная татарская слобода. Татары-мусульмане, имевшие возможность исповедовать свою религию и содержать две московские мечети, проживают в Москве на протяжении многих веков. Русские, которым органически присуща конфессиональная терпимость, вполне спокойно относятся к соседству с мусульманами.

Некое враждебное отношение к Исламу и мусульманам начало ощущаться после известных событий в Америке и на Северном Кавказе. Но это произошло во многом в силу того, что Ислам мало изучен, после семидесятилетнего забвения за «железным занавесом». Свою лепту в искажение образа мусульман частично внесли СМИ и определенные силы, питающие открытую вражду к мусульманам и их религии. Эти обстоятельства помогли без особого труда сделать из Ислама жупел и пугало не только для части русского народа, но отдалили от религии часть самих мусульман.

В такой ситуации планы развития мусульманской общины столицы, которая насчитывает порядка двух миллионов человек, выглядят весьма туманными. И это отнюдь не связано с финансовой несостоятельностью столичных приверженцев Ислама. Готовых пожертвовать на развитие и строительство новых мечетей, в которых остро нуждается столичная община, найдется немало (как в самой России, так и за рубежом).

Но как бы это ни казалось нелепым, складывается впечатление, что чуть ли не основным тормозом строительства новых мечетей в различных районах столицы является именно «официальное мусульманское духовенство» Москвы, вернее, некоторые его представители. Ведя жесткую борьбу со своими потенциальными конкурентами исключительно за влияние в органах государства, они в этом абсолютно не заинтересованы.

Неоднократные попытки представителей мусульманских благотворительных организаций и региональных духовных центров построить в Москве крупный исламский центр наподобие имеющихся во всех столицах европейских стран, получали резкий отпор именно со стороны московской «мусульманской элиты». Такую позицию можно понять, если исходить из соображений коммерческой конкуренции, но с точки зрения Ислама и интересов самих столичных мусульман оправдать это невозможно.

По данным Московской патриархии РПЦ только в черте Москвы действует более 600 православных храмов. Количество же часовен вообще трудно поддается подсчету. Эти цифры не приводятся для того, чтобы оспаривать право православных на строительство церквей. Закон о свободе совести дает право религиозным организациям, особенно традиционным, беспрепятственно возводить свои культовые сооружения.

Приведенные примеры служат лишь обоснованием подтверждения прав столичных мусульман тоже беспрепятственно возводить мечети. Учитывая процентное соотношение приверженцев Ислама, в Первопрестольной должно действовать не менее двух-трех десятков мусульманских культовых сооружений.

В Париже, Лондоне и других европейских столицах действует по несколько десятков крупных мечетей и их число продолжает неуклонно расти. Общеизвестно, что чем больше религиозных центров, тем общество духовно богаче.

К уже существующим сотням православных храмов в Москве усиленно возводятся новые церковные комплексы. Все это сопровождается широкой проповеднической деятельностью, в том числе среди столичных татар. Между тем, данные факты мало интересуют многочисленных «мусульманских иерархов», занятых, как полагают многие простые верующие, исключительно заботой о своей власти.

На подворье Оптиной пустыни в Москве состоялась специальная конференция православных татар, собравшая большое количество участников. На одной из таких конференций чтец Евгений Бухаров уточнил, что большинство членов татарской православной общины – это представители различных татарских этнических общностей. Среди них наиболее многочисленны татары-мишари, казанские татары, касимовские татары и кряшены.

Уже сотни татар столицы перешли в Христианство. Также много их посещает и религиозные общины западных церквей, которых в столице также немало.

Отец Даниил Сысоев, один из активных проповедников Православия среди татар, в одном из своих выступлений говорил, что строящийся храм пророка Даниила в районе станции метро «Кантемировская» будет не рядовым культовым сооружением. На его территории планируется возведение целого комплекса зданий с размещением в них крупного миссионерского центра с миссионерской школой, татарского и азербайджанского культурных центров, издательства на национальных языках и благотворительной столовой для бедных.

В четверг каждого месяца вот уже около четырех лет подряд на Крутицком подворье служатся специальные молебны о «заблудших» (куда приглашаются новообращенные православные разных национальностей, молящиеся за своих «заблудших близких»). Эти мероприятия проводятся на татарском и богослужебном русском языках с благословения самого Патриарха Алексия II.

В этом контексте продолжается бескомпромиссная борьба «мусульманского духовенства» за ограничение возможностей друг друга. Особенно эта проблема усугубляется отсутствием достаточного количества мечетей и возможностью их строительства. Запрет же на их строительство в такой ситуации выглядит более зловеще, чем простое желание властей сэкономить земельные участки в районах столицы.

Один из российских мусульманских деятелей, вынужденный покинуть страну, как-то сказал: «Я изучаю опыт исламской жизни на Западе и могу сказать, что, например, только в Нью-Йорке, где проживают примерно шестьсот тысяч мусульман, действуют 140 мечетей, 15 частных медресе. И после терактов 11 сентября они продолжают беспрепятственно действовать. Там идет активная работа по интеграции представителей Ислама, других религий и национальностей, чтобы они не замыкались в пределах собственного пространства. Необходимо воспитывать мусульман, чтобы они являлись истинными патриотами своей страны и не были в ней чужими. Необходимо говорить о мусульманах, их проблемах, о том, что все мы соотечественники, у нас одна история. И следует искать то, что всех нас объединяет, ведь у нас одни и те же задачи».

Со этими словами трудно не согласиться. Воспитывать патриотизм в душах граждан страны жизненно необходимо, в первую очередь, для стабильности самого общества и государства. Это близко и понятно каждому, будь он христианин, мусульманин или иудей.

Но почему-то эти слова из уст мусульманского деятеля звучат с большой долей горечи. И уж совсем, наверное, с большим трудом рождают чувство патриотизма у людей, лишенных возможности отправлять свои религиозные обряды и свободно строить мечети.

Кстати, нелишне будет напомнить, что мусульмане, в том числе и в столице, являются коренными жителями и гражданами РФ. Однако связывать проблему строительства мечетей в столице лишь с непониманием органов власти было бы не совсем верно. Этому, как уже было сказано ранее, активно противостоят сами некоторые мусульманские деятели.

Они явно не желают иметь конкурентов, с которыми пришлось бы делить прибыльный властный пирог, а заодно и доходы от пожертвований прихожан. Для этого используются разные уловки.

Например, чего стоит заявка Совета муфтиев России (СМР) на строительство 15 мечетей в районах столицы, громко озвученная со страниц газет и обсуждаемая в кулуарах? Где теперь эта громко заявленная программа и где обещанные мусульманам мечети? Только сейчас становится ясно, что глубоко продуманное популистское заявление было сделано не для реальных действий, а лишь для лишения какой-либо надежды на получение земельного участка теми, кто желает, а главное, способен построить новые мечети.

Официальные отказы в префектурах теперь вполне обоснованно делаются под предлогом принятой заявки от СМР. Что и требовалось решить. Круг для конкурентов замкнулся, а в результате московские мусульмане лишились реальных мечетей, приобретя взамен 15 виртуальных, якобы строящихся в районах столицы.

Тому же служит и расширение уже существующей мечети в районе Проспекта мира, стоящее многие десятки миллионов долларов, вместо строительства десятков новых мечетей в других районах столицы.

Вот что опубликовал в феврале прошлого года Ислам.Ру о существующей проблеме. Материал раскрывает методы и приемы, применяемые для лишения мусульман мечетей.

Р. Гайнутдин попросил передать мечеть несуществующей организации

[09-02-2005] Мэр Архангельска Олег Нилов распорядился выделить землю под строительство мечети несуществующей организации «Нур Ислама». Причем в этом городского главу поддержал глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В то же время единственная официальная исламская религиозная организация Архангельска добивается права на участок под мечеть уже целый год.

Как сообщил Ислам.Ру руководитель общины архангельских мусульман Мирза-Магомед Султанов, организация «Нур Ислама», которой, согласно указу мэра от 25 января с.г., якобы будет выделено место, по данным Министерства юстиции не существует. По словам мэра же, о чем он прямо сказал мусульманам, его решение было принято по ходатайству председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина о предоставлении участка несуществующей организации.


Человеку несведущему во всех перипетиях конкуренции между СМР и остальными центрами ситуация будет не совсем понятна. А все дело в том, что организация мусульман Архангельска – самостоятельная община, за что и лишена возможности построить себе мечеть. В результате пострадали мусульмане, которых органы власти лишили земли по ходатайству из Москвы.

Такие манипуляции неоднократно повторялись и продолжают повторяться в столице. В результате этого московские мусульмане до сих пор вынуждены каждую пятницу ютиться в четырех небольших мечетях, а тысячи остальных – проводить многие часы под открытым небом в дождь и снег.

Несомненно, послушный религиозный лидер – очень важная фигура в борьбе, например, местных чиновников за голоса на выборах. Призыв такого человека к «правильным действиям» накануне голосования может дать неплохой результат.

Но не пора ли им задуматься и о нуждах своих единоверцев, соплеменников, сограждан, наконец? Многие из них, не найдя в Москве мечеть, уходят в храмы других религий. Благо, их в Москве более чем достаточно. А заодно серьезно подумать и о встрече с Богом, о которой так красочно любят напоминать прихожанам в своих проповедях имамы.

Если «официальное духовенство» и московские власти не могут обеспечить правовые гарантии, данные мусульманам – гражданам своей страны, то это должны сделать массовые общественные объединения и организации граждан. Основываясь на законе, можно и нужно решать существующие проблемы. Только для преодоления директив, идущих в разрез с законом и интересами общества, необходимы упорство, терпение и последовательность, а этого у мусульман, к счастью, всегда было в достатке.

Загир ФАЙЗУЛЛИН (Москва), Ислам.Ру


Дополнительно читайте:

На снег газету постелив… М. Шакиров о намазе в условиях «рыночных отношений»

Из регионов в мечети Москвы подул «ветер перемен»?


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика