Что же теперь делать в Ираке единственной мировой супердержаве, самой залезшей в положение, называющемся на языке шахматистов цугцванг? Можно говорить что угодно, но удовлетворительного ответа на этот вопрос нет. Вывод американских войск из Ирака чреват самыми негативными последствиями, как для всего региона, так и для глобальной политики. Самостоятельное существование Ирака, по крайней мере, в обозримом будущем, маловероятно. После ухода американцев эта страна может погрузиться в хаос кровопролитной гражданской войны, на фоне которой будет происходить целый комплекс опасных процессов: от межконфессиональных и межэтнических конфликтов по всему региону Большого Ближнего Востока до возникновения новых масштабных центров подготовки джихадистов.
Нельзя не отметить, что для исламских радикалов уход США из Ирака будет весьма выгоден как с идеологической, так и с практической точек зрения, подобно тому, что было в Афганистане после вывода советских войск. Ирак без американцев почти наверняка станет местом не только ожесточенных столкновений между шиитами и суннитами, но и полигоном мирового джихада. Поэтому-то США, как считают президент Буш и его сторонники, обязаны довести военную операцию до конца и покинуть Ирак лишь тогда, когда это государство станет самостоятельным.
В то же время невозможно не видеть, что позиции сторонников продолжения военной операции крайне шаткие. Дело в том, что у них нет никаких гарантий, что присутствие или увеличение американских войск в Ираке даст позитивные результаты. В связи с этим невелика вероятность того, что руководство США сможет даже в среднесрочной перспективе продолжить военное присутствие в этой стране. Иными словами, рано или поздно /скорее всего, после президентских выборов/ неизбежно изменение американской политики на Ближнем Востоке, которое будет иметь колоссальные последствия для всего мира.
Происходящее же ныне в Ираке, Афганистане и в Палестине наглядно демонстрирует, что США оказались не в состоянии моделировать мировой порядок исключительно по своему усмотрению. Под сомнением уже находится и их статус единственной супердержавы. Политика Буша и его команды с позиции силы привела лишь к укреплению злейших врагов Соединенных Штатов – Исламской Республики Иран и радикального исламизма. Для создания хотя бы видимости победы в Ираке американцам теперь нужно: либо свергнуть клерикальный режим в Иране, либо суметь найти общий язык с муллами и договориться с ними. Как одно, так и другое практически почти mission impossible…
Но независимо от того, какой путь изберет Америка, уже сегодня можно уверенно сказать, что избранный ею после 9/11 курс борьбы с исламом и исламскими народами не только с треском провалился, но и показал полную неспособность вашингтонских деятелей к руководству всей мировой политикой. Что же касается самого Джорджа Буша, то, вероятно, что ему придется войти в историю как президент, при котором Америка начала утрачивать статус единственной суперсилы. Не исключено также, что окажется прав один исламский мыслитель, заметивший как-то: «те, кто бросают вызов исламу, обречены на бесславный конец». Пусть в Белом доме призадумаются над этими словами. Пока еще не слишком поздно, и пока еще есть возможность изменить свой провальный курс и открыть новую страницу взаимоотношений с исламским миром, основанных на взаимном уважении и невмешательстве в чужие дела. Поистине: «у вас своя религия, а у нас – своя».
Абдалла АМИН
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: