Арабское гостеприимство

Традиционный арабский кофе
Посвящается шейху Нури (Кувейт)


Приезжающие на арабский Восток, как правило, приятно поражаются царящей там атмосфере всеобщей приветливости и доброжелательности. Арабы всегда рады гостям, независимо от того, откуда и с какой целью они прибыли. Такая атмосфера разительно отличается от Запада, где на любого чужака смотрят с подозрительностью и никогда не откроют ему двери.



Надо сказать, что гостеприимство – один из основных арабских обычаев, известный еще с доисламских времен, который, пожалуй, лишь укрепился с принятием ислама. Как говорит в Коране Всемогущий Аллах: «...если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму...(31:15).

Как давно замечено, людям, живущим в горах, пустыне или снежной тундре – там, где от случайной помощи порой зависит жизнь – свойственно гостеприимство. Английская путешественница прошлого века Блант заметила, что арабы смотрят на гостеприимство как «на первичный инстинкт нормального ума». А один американский автор определяет бедуина так: «Кочевник жаден до денег, но в такой же мере великодушен. Бедуин поделится с вами последним глотком воды, последней горстью риса. Принимая незнакомца в качестве гостя, он отдаст ему то, в чем крайне нуждается сам. Трудно превзойти бедуина в гостеприимстве». Арабы говорят: «Гость от Аллаха». Хорошо принять гостя, – не только обязанность, но и святой долг. Поэтому этот обычай, зародившийся в среде бедуинов, укоренился в сознании всех арабов весьма прочно.У бедуинов с незапамятных времен каждый путешественник имеет право войти в первый встретившийся шатер и рассчитывать на гостеприимство. Прежде всего, это слова приветствия, братский поцелуй или рукопожатие. Затем гостю подадут поесть, не спросив его имени и цели прихода. Арабский историк Салман пишет, что если гость появляется в шатре бедуина, то хозяин заботится о том, чтобы была приготовлена еда, и гостя достойно угостили, и чтобы путник получил свою «часть» для дальнейшего путешествия. Пища, отведанная в шатре хозяина, в особенности соль, – основа для установления гостевых отношений. Если гость только выпил воды или молока, то хозяин в дальнейшем не обязан его защищать. Женщину, вышедшую к палаткам бедуинов, вообще ни о чем не спрашивают.Если к бедуинскому стану вышли представители другого племени, то они могут разбить палатки рядом. Женщины принимающего рода будут три дня и восемь часов посылать прибывшим женщинам и детям еду и напитки. Мужчин в течение этого же срока будут приглашать на совместную трапезу в палатку шейха или гостевую палатку.Что это за срок в 3 дня и еще треть суток? Три дня велел оказывать гостеприимство пророк Мухаммед. А 8 часов необходимо дать гостям для сборов.Обратимся к свидетельству Т. Э. Лоуренса, известного больше в России как Лоуренс Аравийский. (Кстати говоря, ныне его книги являются обязательным чтением в школах Великобритании и США). «Каждое утро между восемью и десятью нам подавали нескольких чистокровных кобыл. Насир, Несиб, Зеки и я садились на них и в сопровождении дюжины наших пеших людей торжественно пересекали долину по песчаным тропам меж кустарников. Так мы достигали палатки, которая должна была служить на этот раз залом для пиршества. Все семьи по очереди домогались нашего посещения и жестоко оскорблялись, если наш руководитель Заал отдавал предпочтение одной из них, нарушая порядок.Когда мы прибывали к избранной палатке, вокруг нее всегда собиралась толпа, и мы проходили на половину для гостей, расширенную ради данного случая и заботливо убранную стенными занавесами на солнечной стороне, чтобы мы могли сидеть в тени. Застенчивый хозяин бормотал что-то и опять исчезал из виду. Для нас готовили красные ковры из Бейрута, и мы садились на них...Помолчав, хозяин выступал вперед и спрашивал шепотом: «Черного или белого?» – приглашая нас выбрать кофе или чай. Насир всегда отвечал: «Черного». И раб, следуя знаку, приносил в одной руке кофейник, а в другой три звенящие белые чашки. Он плескал несколько капель кофе в верхнюю чашку и предлагал ее Насиру, вторую передавал мне, а третью Несибу. Следовала пауза, пока мы поворачивали чашки в руках и с видом знатоков осторожно втягивали кофе, чтобы не оставить ни единой драгоценной капли. Как только они опорожнялись, он протягивал руку, с шумом вставляя чашки одну в другую, и ловким движением перебрасывал их следующим по порядку гостям; так продолжалось, пока не напивались все. Тогда опять очередь доходила до Насира. Вторая чашка была вкуснее первой, отчасти оттого, что напиток настоялся, а отчасти оттого, что в нее вливали остатки из недопитых стаканов прежних гостей, а третья и четвертая чашки, если не сразу подавалось мясное блюдо, отличались удивительным ароматом.Наконец двое людей приносили рис и мясо на луженом медном подносе пяти футов в поперечнике. У всего племени был лишь один поднос такого размера...Мы прикидывались, что не слышим его приглашений, как того требовали арабские обычаи. Затем мы удивленно глядели друг на друга, причем каждый подталкивал своего соседа, чтобы тот пошел первым, наконец Насир скромно подымался, а за ним и все мы подходили и опускались на одно колено вокруг подноса. Мы засучивали до локтя правый рукав и со словами: «Во имя всемогущего Бога!» – одновременно окунали руки в варево.В первый момент, я погружал пальцы с большими предосторожностями, так как расплавленный жир обжигал мою непривычную кожу, и вот, пока я перебрасывал в руках остывающий ломоть мяса, остальные опустошали все блюдо.Наш хозяин стоял возле кольца гостей, поощряя их аппетит благочестивыми замечаниями.Когда все наедались досыта, Насир многозначительно прочищал себе горло, и мы все вместе поспешно подымались, шумно восклицая: «Бог воздаст тебе за угощение, хозяин», – и покидали стол. Затем нас еще раз потчевали кофе или чаем, похожим на сироп. Наконец нам приводили лошадей, мы садились на них и уезжали, призывая благословения на хозяина».Кофе – важнейшая часть ритуала гостеприимства. Считается, что пока гость не выпьет кофе, его вообще не следует ни о чем расспрашивать. Причем, кофе и чай подается настолько крепким и сладким, что даже на вкус трудно разобрать, что это за напиток. Отказаться от чашки кофе – обидеть хозяина. Древний ритуал угощения кофе предусматривал четыре стадии. Первый – это «вводный стакан». Его пьет хозяин, показывая, что кофе хороший и не нанесет вреда. Второй «стакан гостя» – это дань уважения. Третий «стакан наслаждения», который несет гостю радость и обозначает пожелание удачи. Четвертый «стакан сабли» символизирует готовность хозяина и гостя к взаимозащите в случае внезапного нападения на жилище хозяина. Сегодняшний ритуал сохранил много черт прошлого. Желая подчеркнуть чье-либо гостеприимство, бедуины говорят: «Его кофейник всегда полон» или «Курение без кофе для гостя – как султан без дорогих одежд». Для почетного гостя кофе готовит сам хозяин. Сначала хозяин берет немного кофе себе и пригубливает. Так повторяется несколько раз, пока гости не поблагодарят хозяина. И только после этого наступает время для разговоров. Хорошие манеры обычно не позволяют гостю пить больше трех чашечек. Если он желает сделать комплимент гостеприимному хозяину, то может сказать ему, что тот готовит кофе с утра до ночи. Это означает, что хозяин щедр и гостеприимен, и нет похвалы лучше для любого бедуина. Когда хотят сильно наказать человека, нарушившего неписаный закон, ему вместо кофе предлагают воду. Это неслыханный позор для него, и он понимает, что его присутствие в данном месте нежелательно. А если гости отставляют предложенный кофе, то у них есть серьезный разговор к хозяину.Человека, не оказавшего гостеприимство, презирают и осуждают как скупца, потому что: «Рука дающая лучше, чем рука берущая», «Щедрый дает, а у скупого сердце болит».В кодексе гостеприимства существуют и правила поведения гостя. Так, он не должен оставаться более трех дней в чужом доме. Не должен вмешиваться в дела семьи. Недопустимо оскорбление достоинства кого-либо из членов семьи со стороны гостя. Он не может быть вымогателем даже косвенно. В гостях не следует много есть и пить. Если гостю предлагают что-нибудь из вещей или просят остаться еще, то ему из приличия надо некоторое время отказываться. Тех, кто готов пренебречь этикетом, пословицы предостерегают: «Ходи в гости через день – и ты завоюешь любовь» и «Гость без приглашения не дождется уважения».

Автор: Валентин Зубков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика