Будут ли в России исламские банки?

news-2V707o22P5

   В большинстве исламских государств, особенно в странах Залива, банковский сектор, действующий в соответствии с законами шариата, развивается настолько успешно, что, вполне вероятно, уже в недалеком будущем сможет догнать и даже перегнать традиционные банки. За последние тридцать лет финансовые организации стран Ближнего и Среднего Востока сумели накопить значительные активы и распространить по всему миру свою уникальную систему расчетов, не противоречащую правовым нормам ислама – шариату.



   Следует отметить, что мусульмане, строго говоря, не могут пользоваться обычными банками, не нарушая при этом одну из основных норм шариата в обращении с деньгами – запрет риба /получения или выплаты процента/. Ростовщичество или заранее определенный процент за пользование деньгами, как известно, строжайше запрещены Кораном.

   Имеются и другие важные ограничения. Запрещено заниматься производством алкоголя и табачной продукции. Не разрешается игорный бизнес и ряд других видов получения дохода. Вложение средств в подобные дела предполагает косвенное участие в них, поэтому также находится под запретом.

   Таким образом, класть деньги на депозит в обычном банке не номинальный, а соблюдающий мусульманин не может, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, он получит от банка процент за использование вложенных им денег. Во-вторых, он не знает, во что вкладываются его активы, и, следовательно, может невольно преступить закон…

   Хотя большинство мусульман проживает в Азии, их число в Европе постоянно растет как за счет иммигрантов, так и благодаря высокой рождаемости среди европейских мусульман. Не случайно, например, в Великобритании одно из самых популярных имен для новорожденных мальчиков – Мухаммад. Согласно официальным данным, в странах ЕС проживает примерно 16 миллионов приверженцев ислама. Большинство из них проживает во Франции, Германии и Великобритании.

   Именно в британской столице в 2004 году впервые открылся банк, полностью работающий по законам шариата – Исламский банк Британии. Он предлагает своим клиентам /а среди них не только мусульмане/, различный набор банковских услуг. За соблюдением всех правил следит специальный комитет, в который входят специалисты по исламскому праву. Без их одобрения не совершается никаких инвестиций.

   Примечательно, что предоставлять услуги по нормам шариата уже начали и обычные английские банки, среди которых, в частности, такие известные как NSBC и Лойдс. И это вполне понятно: сегодня на туманном Альбионе проживает свыше полутора миллиона мусульман, владеющих примерно сотней тысяч предприятий. Многие из них не хотят пользоваться услугами банков, противоречащими их религиозным убеждениям. Британские финансовые эксперты полагают, что услугами по вложению средств в соответствии с шариатом в Великобритании будут пользоваться около 300 тысяч частных инвесторов.

   Ну, а как обстоят дела в России, в которой, как все знают, проживает куда больше мусульман, чем на британских островах? Каковы перспективы исламского банковского дела в нашей стране? На эти вопросы, в какой-то степени, отвечает статья, опубликованная недавно в журнале «Чужие деньги». В ней, в частности, приводится следующая информация: «Опыт банковской работы в соответствии с шариатом на пространстве СНГ пока невелик. Несмотря на то что в Европе Россия занимает первое место по численности мусульманского населения /около 25 миллионов, хотя оценки сильно различаются/, в процентном отношении доля исповедующих ислам не столь велика, как в Таджикистане, Узбекистане или Казахстане. В России кредит по правилам исламского банкинга взял пока только банк «Глобэкс». В августе 2006 года он получил от Dubai Islamic Bank 20 миллионов долларов по поручению одного из своих клиентов. Банк выступил гарантом сделки и получил за предоставление этой услуги премию после выплаты кредита. Гораздо активнее развивается сотрудничество с банками стран Ближнего Востока в Казахстане. Именно казахский банк «ТуранАлем» стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольна невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму 200 миллионов долларов. За ним последовал выход на потребительский рынок. 8 мая 2007 года банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, – дело ближайшего будущего.

   Возможно, именно из Казахстана исламская банковская система проникнет в Россию. В октябре 2006 года «ТуранАлем» объявлял о намерении выйти с кредитами, соответствующими нормам ислама, на российский рынок. Банк контролирует 47,3% акций банка «БТА-Казань», расположенного в республике Татарстан, где ислам исповедует около половины населения, и имеет доли в ряде других российских банков. За счет предоставления соответствующих нормам шариата услуг «ТуранАлем» намерен отвоевать 5% российского рынка потребительского кредитования.

   Будут ли новые кредитные продукты востребованы на российском рынке? Только если исповедующие ислам будут готовы их принять. Как сообщил в октябре 2006 года представитель Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якуб, только 8% татарского населения республики можно отнести к практикующим мусульманам. Номинальными представителями религии остаются 92% мусульман Татарстана. Можно предположить, что если традиционные для России кредитные продукты будут более выгодными, большинство мусульманского населения страны продолжит ими пользоваться».

   Тем не менее, представляется несомненным, что исламский банкинг рано или поздно обязательно появится и на российских просторах. В определенной степени, вероятно, это будет зависеть и от того, чем больше номинальных мусульман перейдет в разряд практикующих. К тому же, можно не сомневаться и в том, что банковские услуги, соответствующие нормам шариата, будут наверняка востребованы также верующими других конфессий, ибо отрицательное отношение к ростовщичеству присуще священным текстам многих религий. К примеру, оно четко сформулировано в Торе, хотя создается впечатление, что большинство иудеев предпочитают ныне не вспоминать об этом. Но, безусловно, что наиболее последовательно против взимания процентов во всех формах и против любых видов нетрудовых доходов сегодня выступает только ислам.

Автор: Василий Перелешин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика