На этой неделе в Чехии отметили день рождения Мухаммада Али Шильхави, известного также как «Летописец Шильхави» – одного из первых мусульман чешского происхождения, сыгравшего активную роль в деле координации взаимоотношений чешских властей с местными мусульманами с целью защиты прав последних.
Шильхави, которого в узких кругах также именуют старейшиной чешских мусульман, поведал в интервью корреспонденту агентства
IslamOnline.net свою историю, поясняя, что его первое соприкосновение с исламом произошло еще в годы обучения в средней школе в Трибиче в тридцатые годы прошлого столетия. По словам профессора, именно там, в одном книжном магазине, ему попался на глаза перевод Священного Корана на чешский язык, украшенный иллюстрациями арабских художников, который он поспешил приобрести.
Шильхави так вспоминает этот знаменательный эпизод своей жизни: «Когда я решил приобрести экземпляр Корана, продавщица в книжном магазине посчитала, что я оговорился, поскольку в те времена люди были абсолютно невежественны в отношении ислама, поэтому она принесла мне детскую книгу о приключениях капитана Коркорана».
Что касается первого контакта с мусульманами, то он состоялся после того, как исламская община Чехословакии объявила о своем официальном открытии в 1934 году – тогда и завязалась переписка между Премыслем Шильхави и членами мусульманской общины, которая продолжалась вплоть до момента его объявления о принятии ислама 9 апреля 1937 года в возрасте двадцати лет, когда он избрал себе мусульманское имя Мухаммад Али Шильхави.
Первый исламский студент
Исламская община выбрала Шильхави в 1938 году для путешествия в Египет, предоставив ему официальную стипендию от университета Аль-Азхар для изучения исламских наук, и, таким образом, он стал первым чешским студентом, изучающим ислам, равно как и единственным мусульманином-чехом, обучающимся в исламском университете.
Однако, он не успел закончить образование, как началась фашистская оккупация Чехословакии, и Шильхави возвратился на родину, чтобы разобраться на месте в происходящем, однако, оккупационные власти запретили ему возвращаться для продолжения образования. И тогда он принял решение обучаться на химическом факультете университета Брно, будучи в то же время активным членом мусульманской общины вместе с другими чешскими мусульманами, как, например, Иржи Бичка (востоковед), Иван Гарбик (переводчик Священного Корана на чешский язык) и Ахмад Фондржих (генерал чешской армии).
Один дом для мусульман
Несмотря на жесткость коммунистического правительства в отношении религии, и притеснения верующих со стороны диктатуры, Шильхави в своей частной жизни продолжал придерживаться заповедей ислама и воспитывать в их духе своих дочерей – Билкис и Лейлу. В равной степени он стремился сохранять исламскую атмосферу у себя дома, где в гостиной он соорудил михраб и устлал пол молитвенными коврами, а также украсил стены каллиграфическими картинами с аятами из Корана.
В то же время Шильхави продолжал поддерживать связи с мусульманами в городе, где кроме одного-единственного дома не было никакого другого для мусульман.
На имя Шильхави поступило приглашение к участию в работе исламской конференции в Австрии, откуда он направился в Хиджаз для совершения хаджа, тем самым, став вторым после Богдана Бриксиуса чехом, совершившим паломничество к святым для мусульман местам.
Бархатная революция
Шильхави продолжил свою исламскую деятельность и после свержения коммунистического режима в результате бархатной революции, направив в 1990 году новому чешскому правительству и министерству иностранных дел послание с требованем признания ислама в духе новой послереволюционной религиозной свободы.
Продолжил профессор Шильхави и свою проповедническую деятельность, начав с 1991 года издание непериодического журнала «Голос» – официального вестника мусульманской общины.
18 мая 1991 года в Праге состоялось учредительное заседание Исламского союза, на котором профессор Шильхави избран председателем союза в Чехии, а в 1992 году он был переизбран на этот пост.
В 2006 году Исламский союз направил правительству запрос на полноценное признание, однако, тогдашнее правоцентристское правительство при поддержке христианских социалистов и партии зеленых ответило отказом.
Несмотря на то, что в 2000 году Шильхави по причине состояния здоровья сдал все дела по Исламскому союзу новой администрации, ее представители в знак признания его прошлых заслуг оставили его на почетном посту председателя, в то время как в соответствии с уставом организации его действенные полномочия были переданы заместителю.
Архив Ислама
Чешские мусульмане считают Шильхави живой летописью истории ислама в стране.
Мухаммад Али Шильхави родился 17 ноября 1917 года в пригороде Трбича, расположенного в области Моравия, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи, где его отец работал сельским учителем. Со школы Шильхави интересовался естественными науками, размышляя о разнообразии видов живой природы и чудесном ее сотворении.
Председатель Исламского вакуфного фонда Чехии поясняет агентству
IslamOnline.net: «Мусульманское меньшинство Чехии считает профессора Шильхави связующим мостом между двумя эпохами исламской жизни и деятельности, между которыми эпоха коммунистического правления является промежуточной. Профессор Шильхави практически в одиночку пронес сквозь нее это знамя, собирая в своем доме исторические документы, свидетельствующие об истории ислама в стране, начиная со времени, предшествующего второй мировой войне, и продолжая военными годами и эрой коммунистической диктатуры, с 1945 по 1989 гг.».
Корреспондент отмечает, что «профессор Шильхави и его супруга остаются гостеприимными людьми, открытыми навстречу всем мусульманам, в то же время он – чрезвычайно скромный человек, отказывающийся принимать любые награды за свой вклад в дело ислама, полагая его частью своих религиозных обязанностей».
Новая администрация Исламского союза в знак признания заслуг Шильхави учредила премию его имени, которая будет присуждаться частным лицам и организациям за помощь мусульманам или содействие в развитии общины в Чехии.
Его вклад в исламское дело
Немалые усилия потребовались мусульманам с 1995 по 1997 гг. на получение разрешения на строительство мечети в Брно (втором по значению городе страны) и в успехе этого предприятия есть значительная доля профессора Шильхави.
Заместитель главы округа, где расположен закупленный участок земли для предполагаемого строительства мечети, в средней школе был учеником Шильхави, и его усилиями, основанными на любви к своему учителю, удалось склонить остальных членов городского совета в результате повторного голосования согласиться выдать лицензию на строительство, в которой раньше мусульманам было отказано.
Также профессор участвовал в возрождении Исламского союза после ухода коммунистического правительства, что дало мусульманам ощущение своих корней, уходящих в историю страны на десятилетия, в результате чего на них не смотрят уже как на новообразование, но как на неотъемлемую часть чешской истории.
Шильхави был первым переводчиком исламских книг после антикоммунистического переворота, среди них: «Ислам между Востоком и Западом», «Что такое ислам?», «Ислам в фокусе».
Переписка и личные встречи профессора Шильхави с представителями чешской молодежи и его ответы на вопросы об исламе и разъяснения вероучения в начале девяностых годов послужили принятию ислама некоторыми из них.
Численность мусульман Чехии составляет сегодня 50 тысяч человек – местных и иммигрантов из различных стран. У них имеются две мечети – в Праге и Брно, в дополнение к нескольким молитвенным помещениям.
В 2004 году мусульманам удалось добиться признания своей религии в числе официальных конфессий страны, и это предварительное признание позволило мусульманам обрести определенные права, которые пока, тем не менее, не сопоставимы с той полнотой прав, которой располагают представители двух других официальных конфессий – христианства и иудаизма.
Перевод с арабского: Тарас (Абдулкарим) Черниенко
Войти с помощью: