"Доброта таджикского народа восполняет недоброту власти"

Р.Темуров, С.Кучумов

Приверженность таджиков исламу отражается на характере этого народа, что, в первую очередь, видно по их терпеливости и доброжелательности. Даже на фоне некоторых ограничений прав мусульман, например, запрета на ношение хиджабов в школах, препятствия для посещения мечетей молодыми людьми, не достигшими 18 лет, и недопущения азана (призыва на молитву) через громкоговорители в крупных городах, а также несмотря на бедность и нужду населения, лучшие нравственные качества таджиков, продиктованные исламской религией, остаются неизменными. Доброта таджикского народа восполняет недоброе отношение власти к нему.

Это особо подчеркнули, делясь впечатлениями от недавней поездки в Душанбе, гости редакции IslamNews – председатель кемеровской общественной организации «Здоровая жизнь» Салават Кучумов и глава Казыятского управления Кузбасса Равшан Темуров.

«В столице Таджикистана Душанбе я побывал впервые. Вместе с Равшаном, который является уроженцем Душанбе, мы в составе российской делегации были почётными гостями IX съезда Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) по личному приглашению её председателя Мухиддина Кабири, – сказал Салават Кучумов. – И глядя взором мусульманина на Душанбе, я отчётливо ощутил дух ислама среди народа, живущего там».

Однако, как говорит руководитель кемеровской организации, «экономическая нужда, так же как всякого рода ограничения прав верующих, заставляют миллионы таджиков, прежде всего мужчин, мигрировать, подобно перелетным птицам, в поисках пропитания для себя и своих семей».

«Мусульман Таджикистана понять можно. Они выполняют свой фард (религиозный долг) – обеспечить хотя бы прожиточный минимум семьям. Ведь в исламе содержание жены и детей лежит на мужчине, главе семейства, – отмечает С.Кучумов. – В то же время, печально, что люди не могут найти источников пропитания у себя на родине. Получается, что простые люди стараются исполнить свой долг, а те, кто обладает властью, и обязан заботиться о благополучии граждан, игнорируют свою обязанность перед народом».

По словам Кучумова, ПИВТ весьма обеспокоена ситуацией с мигрантами и ставит социально-экономические вопросы во главу угла. Партия в целом намерена решать проблемы страны легальными путями, во взаимодействии с различными политическими силами Таджикистана.


 


Председатель Казыятского управления Кемеровской области Равшан Темуров, в свою очередь, отметил, что съезд ПИВТ был организован на высшем уровне и «в исламском стиле». «Например, женщины и мужчины был разделены, у делегатов и гостей имелась возможность для совершения намаза», – указал он.

Р.Темуров высказал слова благодарности и признательности за приём, оказанный всем членам делегации из России. Среди российских гостей были и известные общественные деятели: журналист Максим Шевченко, мусульманский мыслитель Гейдар Джемаль и другие.


 


Сам Равшан приехал в город своего детства после 14-летней разлуки с ним. «Уезжал я из Таджикистана в 1997 году, как беженец, униженный и оскорблённый, лишившись почти всего имущества, в том числе жилья. Уезжал, можно сказать, «с камнем на сердце», не зная толком, что меня ожидает в России. Я не мог даже предполагать, когда и как я вернусь, и вернусь ли в Душанбе, – рассказывает Р.Темуров. – И лишь по милости Всевышнего, и благодаря исламу, в котором я укоренился уже живя в России, я вновь увидел родные места. Нас приняли как дорогих гостей. Окружили заботой и вниманием. Таджикский народ остался гостеприимным и стал ещё более религиозен».


 


Как подчеркнул кузбасский имам, «удивительно терпение таджикского народа, который из-за нужды и трудностей не обозлился, и сохраняет свои лучшие нравственные черты. Например, женщины терпеливо и стойко переносят разлуку, сами соблюдают каноны ислама, носят хиджаб, воспитывают своих детей».

Но наряду с позитивными изменениями, выражающимися, прежде всего, в зримом исламском пробуждении, видны и негативные стороны, связанные, по мнению Равшана Темурова, с неумелым распоряжением теми богатствами, которые дал Таджикистану Всевышний и которые были добыты и накоплены предыдущими поколениями, в первую очередь в советское время.

«Если в центре Душанбе, рядом с новым президентским дворцом есть новостройки для элиты, есть новые здания, к примеру, музея и других учреждений, которые недоступны для простого народа, то уже на окраинах Душанбе, в микрорайонах, ставших по сути трущобами, ощущается бедность и заброшенность. Зелёные насаждения срублены, асфальт на тротуарах во дворах испорчен. Ни деревьев, ни нормальных дорог, арыки загрязнены, наполнены не водой, а мусором», – сетует бывший душанбинец Равшан.

«Помещения советских магазинчиков занимают банки, обменники, авиакассы и аптеки. Основную часть продуктов питания продают на рынках. Они недороги, хотя соки, молоко, йогурты завозятся из России. Много китайского ширпотреба. Но специализированная мусульманская одежда для женщин запрещена. Лишь у пакистанцев и афганцев можно найти хиджабную одежду», – поведал Равшан.

По его наблюдениям, «русского населения почти не осталось в Душанбе. Есть только военнослужащие 201-й дивизии и члены их семей. Однако, местные жители, даже молодые, русским языком владеют неплохо и к России относятся лояльно.

Как утверждает религиозный деятель, претензии к России выражаются лишь по одному пункту: продлению на 49 лет функционирования российской военной базы внутри Таджикистана.



Исламский фактор, по мнению гостей из Кузбасса, помогает таджикскому народу сохранить достоинство и душевный покой, невзирая на все обрушившиеся на него невзгоды и беды.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Gayar 11 Октября 2011г.
Ответить

Трудолюбивый, но несчастный народ! К сожалению, Россия для них дает не только деньги, но и развращает, особенно молодежь, оторванную от родного дома. Наверное российским исламским организациям надо озаботиться судьбой мигрантов, чтобы те не чувствовали здесь себя чужими.

id-3fcd4971 11 Октября 2011г.
Ответить

интересно, они против российской базы но не против американских и не против сотнями тысяч ехать в россию на заработки, хотя они сами же хотели отделиться от союза...

нил 10 Октября 2011г.
Ответить

Все это конечно так вот только до каких запретов еще может дойти государство,может мы перестанем и читать и намаз в жумгу ,если они скажут .Что может предложить государство которое стало исповедовать не исламские традиции как образ жизни ,а капиталистические ценности которые говорят что истина понятие относительное.

Сибиряк 10 Октября 2011г.
Ответить

Альхамдулиллях! Очень хорошая статья, самое главное правдивая и актуальная...

Gayar 11 Октября 2011г.
Ответить

Трудолюбивый, но несчастный народ! К сожалению, Россия для них дает не только деньги, но и развращает, особенно молодежь, оторванную от родного дома. Наверное российским исламским организациям надо озаботиться судьбой мигрантов, чтобы те не чувствовали здесь себя чужими.

id-3fcd4971 11 Октября 2011г.
Ответить

интересно, они против российской базы но не против американских и не против сотнями тысяч ехать в россию на заработки, хотя они сами же хотели отделиться от союза...

нил 10 Октября 2011г.
Ответить

Все это конечно так вот только до каких запретов еще может дойти государство,может мы перестанем и читать и намаз в жумгу ,если они скажут .Что может предложить государство которое стало исповедовать не исламские традиции как образ жизни ,а капиталистические ценности которые говорят что истина понятие относительное.

Сибиряк 10 Октября 2011г.
Ответить

Альхамдулиллях! Очень хорошая статья, самое главное правдивая и актуальная...

Яндекс.Метрика