Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Ишан Халил, фотографии автора и из семейного альбома Амины Халиловой

Ишан Халил, фотографии автора и из семейного альбома Амины Халиловой

Теги:







1
15 Января 2008г. (06 Мухаррам)

На родине последнего сибирского ишана-суфия, на старом каторжном тракте под Тобольском заработала мечеть. В восемь утра дверь в новую мечеть деревни Турбинская оказалась открытой. В печи уже потрескивали дрова, обещая разогнать к джума-намазу накопившийся холод – Сразу видно, что взялись за дело основательно, – заметил, оглядевшись по сторонам, Фатых-хазрат Гарифуллин, глава Тюменского казыята. – Земляки ишана Халила долго запрягают, но быстро едут… Хазрат привез документы и литературу для новой мечети, открывшейся накануне, в праздник Курбан-байрам, поскольку община изъявила желание войти в состав регионального Казыятского управления ДУМАЧР. Староста мечети Тимергали абый Шарипов и староста деревни Хатипа апа Нигматуллина, улыбаясь и приветствуя ранних гостей, зашли в помещение почти одновременно. Стараниями, в основном, этих двух человек заброшенное здание бывшего магазина превратилось в мечеть. А еще раньше на этом самом месте находилось здание женского медресе, открытого ишаном Халилом Халиловым (годы жизни 1864-1931), последним шейхом Накшбандийского братства в Тобольской губернии. Раньше многое было по-другому в деревне Турбинская, бывших Юртах Турбинских.

Легенды и предания

title С именем ишана Халила связано много сказаний. Согласно одному из них, мусульманский просветитель состоял в большой дружбе с православным священником Канорадом из соседней деревни Худяково. Не раз духовные лица гостили друг у друга, часто встречались для богословских бесед и споров. Но однажды, в самом начале ХХ века, дружба дала трещину. В Тобольской губернии начался новый миссионерский этап по обращению сибирских татар в православие. В Сибирь прибыли десятки татар-кряшен, выпускников Казанской семинарии, которые, зная язык, надеялись с успехом вести миссию среди восточных соплеменников, в первую очередь среди мулл. Однако ишана-суфия не смогли переубедить ни вчерашние семинаристы, ни даже худяковский священник… Деревня Турбинская находится по старому каторжному тракту в полусотне километров от Тобольска, на берегу реки Турбы. Когда-то здесь, гремя кандалами, прошел Федор Достоевский. Мимо Юрт прошли декабристы, а следом их достойные восхищения жены. Еще раньше тут проплывали струги атамана Ермака. В Ремезовской летописи приводятся интересные подробности: «И приплыли к устью Турбы, к концу Долгого Яра… И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака. Казаки же совсем испугались и причалили к острову повыше Яра, поразмыслили, помолились святой Троице, пречистой Богородице и прочим святым с усердием». Далее в летописи говорится, что находящаяся на ладье хоругвь вдруг «…сама собой снялась с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега». Воины Кучума сверху выпустили «стрелы без числа, словно дождь», но люди Ермака чудесным образом «проплыли, что и волоса с их головы не упало. Когда же приплыли, то хоругвь сама на свое место встала». А в это время «виделся басурманам около противоположного берега во облаках, в ярком сиянии, царь величественный и самый прекрасный, и множество вооруженных воинов, летящих и несущих Его престол на плечах своих чудесным образом… По их же басурманским рассказам, когда кто-нибудь из сильных стрелял издали в него, то у тех руки цепенели и луки ломались». Недалеко от того места, где произошла эта чудесная история, находится могила родного брата хана Кучума Ахмет-Гирея, убитого нукерами мстительного тестя, казахского хана Шигая за неласковое обращение зятя с его дочерью. А рядом, в урочище Алтын кыр (Золотой скат), по преданиям, спрятаны сокровища Кучума. Словом, вся округа здесь пронизана легендами и дефицита в исторических преданиях местное население не испытывает.

Мюрид Зейнуллы-ишана

О жизненном пути сибирского просветителя Халила Халилова обозревателю IslamRF.Ru рассказала родная внучка ишана, пенсионерка Амина-апа, ныне живущая в селе Тобол-Тура Тобольского района. Биографию деда она знает со слов своей бабушки Зарифы, пережившей мужа-ишана почти на тридцать лет. Халил Халилов родился в 1864 году в Юртах Турбинских Тобольской губернии, в семье крестьянина. Рано остался без матери. Новая жена отца не смогла заменить двум мальчикам мать, поэтому вскоре братья Халил и Вали ушли от отца с мачехой жить к родственнице по материнской линии . Повзрослев, будущий ишан уехал на юг, в казахские степи, где нанялся пасти скот к влиятельному баю. Кристально честный молодой человек пришелся по душе богачу, и спустя время тот решил отправить юношу учиться в медресе города Троицка, где юноша впоследствии стал мюридом шейха Зейнуллы Расулева.

Когда мюрид Халил из суфийского братства Накшбандия получил право на наставничество и звание ишана, до возвращения на родину или после, об этом история умалчивает. Вернулся он в Юрты Турбинские в зрелом возрасте. Ишан построил в родном ауле новую мечеть, открыл два медресе – женское и мужское. Организовал строительство моста через реку Турбу, построил водяную мельницу. Юрты Турбинские менялись на глазах. С раннего утра до позднего вечера кипела работа. Строились новые двухэтажные дома. Своих учеников ишан отправлял овладевать кожевенным искусством и другими ремеслами в Тюменский округ, где жили лучшие мастера. Слава об ишане стала распространяться по всей Сибири.

В его медресе приезжали учиться молодые люди из соседней Томской губернии, Зауралья. Самый богатый бухарец из Тобольска, потомственный дворянин, мусульманский «туз» Сибири Тохтасын Айтмухаметов, построивший несколько мечетей, в том числе каменную мечеть Тобольска, отдал замуж за ишана свою дочь, юную Зарифу-ханум. По воспоминаниям родственников, к мужу молодую жену привезли вместе с ее куклами. Зарифа родила ишану четверых сыновей (их имена – Абдулхак, Хамза, Шамиль, Кучум) и четырех дочерей (Хасану, Набиду, Начию, Сакину). Зарифа стала второй женой шейха, от первой супруги детей у него не было. Брат ишана Вали-Мухаммед Халилов служил муллой в Юртах Карбинских.

В Госархиве Тюменской области сохранилось немало упоминаний о нем. В одной из выписок ОГПУ по Уватскому району за 1928 год сообщается, что жители Карбинских Юрт «стращают» граждан, у которых сыновья в коммунистах и комсомольцах, и «все указанное происходит со стороны муллы Халилова, который ведет работу через своих людей… В результате подобных действий муллы Халилова, в настоящее время наблюдается колебание среди комсомольцев и партийцев (конечно мало сознательных)». (ГАОПОТО. Ф. 3894. Оп. 1. Д. 37. Л. 4). В том же году по инициативе шейха Халила в Тобольске был созван съезд мусульман, однако сам ишан не смог участвовать в нем из-за болезни. Брат его Вали-Мухаммед, как следует из протокола съезда, находился в составе рабочего президиума и был выбран «вторым мушавиром» Тобольского округа. Дети ишана Халила были высланы новой советской властью в конце 20-х годов из Юрт Турбинских. Оставили с больным отцом только старшего сына Абдулхака, отца Амины-апа. – Деда я помню смутно, мне тогда лет пять-шесть было, он все время сидел, не мог ходить, – вспоминает пожилая внучка ишана.

– Его поднимали вместе с креслом и несли в мечеть. Он говорил и говорил вагазы, иногда при этом я сидела у него на коленях, народу в мечети всегда было много. – Правда ли, что чекисты пытались выслать ишана Халила, но народ не позволил, все встали в его защиту? – спросил я Амину-апа. – Люди путают одно с другим. Деда, уже больного, хотели забрать жить в Ембаево, злого умысла тут не было. У нас сгорел дом. Ембаевские старейшины, узнав об этом, приехали в Турбинские, предложили деду переехать. Об этом узнали наши земляки, они выступили против, сказали, что построят ишану новый дом. По словам Амины-апа, ее дед избежал репрессии случайно. Еще в гражданскую войну на том самом яру, где, по Ремезову, стояли всадники Кучума и в облаках в ярком сиянии явился царь величественный, был жуткий бой. Высоту занимали то белые, то красные. Когда измотанные сражением, голодные и оборванные бойцы спускались в Юрты Турбинские, шейх Халил одинаково лечил и кормил и красных и белых. Говорят, что команду не трогать муллу-ишана дал сам Блюхер. Амина апа рассказывает, что после смерти деда настали страшные времена. Вся библиотека ишана была уничтожена. Книги сожжены. Ходят разговоры, что часть книг успели вывезти и закопать в лесах; где точно – теперь уже никто не знает. – Я помню времена, когда в деревню приходили муллы и люди прогоняли их прочь, – рассказывает Амина-апа. – Мы росли в страхе, постоянно боялись упреков.

Братья Шариповы

Мечеть, построенная ишаном Халилом, сгорела в 70-х годах. Здесь в ту пору размещался колхозный клуб. – Пожар случился ночью, – вспоминает староста мечети Тимергали-абый Шарипов. – Проснулась вся деревня. Я тоже побежал к мечети. К зданию было не подступиться из-за сильного жара. Спасти мечеть уже было невозможно. Люди поливали ведрами землю, чтобы не дать огню перекинуться на соседние дома. Ходили разговоры, что причиной пожара стало короткое замыкание. А здание было еще очень крепкое, простояло бы лет сто… Тимергали Шарипов в те годы работал учителем в родной деревне.

После окончания Тобольского пединститута преподавал физику и математику. Кстати, Турбинская школа стоит на фундаменте дома ишана Халила, а клуб по соседству – на фундаменте сгоревшей мечети. Сегодня в школе обучается 12 учеников – ровно в десять раз меньше, чем в год, когда Тимергали Шарипов пришел сюда работать учителем. Тогда в Турбинской была восьмилетняя школа, сегодня – начальная. Тогда был колхоз-миллионер, сегодня работы в деревне нет никакой. Основная часть трудоспособного населения покинула Турбинскую. В годы постперестроечного развала предприимчивые люди из Тобольска выкупили за бесценок и вывезли здешние крепкие дома. Из двухэтажек, построенных при ишане, сохранилась только одна, но и та догнивает, почти наполовину уйдя под землю. …Первые прихожане, ими оказались родные братья Тимергали-абыя, Акрам и Баграм, пришли в мечеть в начале десятого. Четвертый брат Агзам живет в Тобольске. Возрождением ислама на родине ишана мусульмане обязаны старшему из братьев Шариповых, ныне покойному Акраму-бабаю. Именно он после заката советской державы организовал первые коллективные намазы. Сначала в одном из учебных классов в школе, потом в клубе. – Затем мы решили организоваться в мусульманскую общину, – рассказала староста деревни Хатипа-апа Нигматулина.

– Я написала в районную администрацию, чтобы нам передали под мечеть бесхозное здание бывшего магазина. Ходатайство удовлетворили. Здание было в плохом состоянии. Потолок провисал, крыша протекала, печка за десять лет развалилась, через щели в стене была видна улица. В августе мы приступили к ремонту. Работала здесь вся деревня. Даже дети. Они помогали заготавливать дрова. В месяц Рамадан в мечети начали проводить намазы. – Перед Курбан-байрамом установили на крыше полумесяц, – продолжает Тимергали Шарипов. – Чтобы люди, которые приедут на открытие мечети 21 декабря, видели, где она находится. Кстати, одним из самых желанных гостей на открытии стала внучка ишана Амина-апа Халилова. В планах турбинцев – строительство полноценного минарета. Имамом Турбинской мусульманской религиозной группы при ДУМАЧР стал тоболяк Ильфат Абдулин. Визит в новую мечеть Фатыха-хазрата Гарифуллина совпал с первым после хаджа приездом Ильфата-хазрата к своей общине. Поэтому им было о чем поговорить с мусульманским активом бывших Юрт Турбинских за щедрым дастарханом.

islamRF.ru _______________________

На иллюстрациях: Новая мечеть, открытая в бывшем здании магазина, на месте которого находилось женское медресе, построенное ишаном Внучка ишана Амина-апа Халилова. Фото 1939 и 2007 годов Фатых Гарифуллин и три брата Шариповых, крайний справа – Тимергали, староста мечети

Автор: Ибрагим Бекдаир

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Евгений Халилов 30 Мая 2019г.
Ответить

Шамиль мой прадед, у него родлся мой дедушка Вячеслав, у него моя мама Жанна, от нее я Евгений Халилов

Яндекс.Метрика