Арабы и евреи: О глубинных причинах одного противостояния

Иерусалим, Мечеть Аль-Акса, "стена плача"
Иногда можно наблюдать, что нет абсолютно ничего общего между людьми близкой, родственной крови. Например, это видно, если взглянуть на взаимоотношения таких «двоюродных братьев», как арабы и евреи: их внутренний, духовный make up совершенно различен, а точнее – противоположен. Если ислам устремлен к вечности, к миру следующему и рассматривает этот мир лишь как испытание и подготовку к нему, то иудаизм вообще ничего не знает кроме земного существования. Для него все начинается и кончается здесь. Как заметил один исследователь еврейства: «В еврейской религии отсутствует вера в потустороннюю загробную жизнь… Евреи, религия которых ориентирована на чисто земные дела, остались в мире в одиночестве, о чем нельзя забывать ни на минуту, поскольку это весьма важно… Все другие нации, существовавшие ранее и существующие ныне, в большей или меньшей степени исходили и исходят из идеи грядущего. И этого вполне достаточно в качестве противовеса для чистого восприятия мира, каковое имеет место у евреев. Внутренний свет – а вера в бессмертие и является внутренним светом – не должен быть обязательно ярким, чтобы произвести видимый эффект, он должен просто быть у человека, и нельзя допускать его угасания. В противном случае человечество затеряется навеки в земном мире…»

Тот же исследователь отмечает, что среди части евреев распространено мнение о том, что духовность связана с формами жизни и смерти и исчезнет вместе с последней. Следовательно, они являются анархистами – сознательно или нет. Оппозиция порядку и закону, представляющим собой суть чистого мира (по Шиллеру), не дает создать жизнеспособное государство в Палестине, конечным результатом которого все равно будет хаос…



Полной противоположностью евреям являются арабы, исповедующие ислам, стремящиеся выполнять предписания Всевышнего. Священный Коран с предельной ясностью открывает истины потусторонней жизни, которые в предыдущих святых книгах только обрисовывались. Согласно Корану, смерть – вовсе не конец всего существования и провал в никуда; она лишь открывает дверь, за которой – новая, высшая форма жизни. Точно так же, как из праха сотворен человек, из деяний, им совершенных, создан человек высший. Крохотное семя, зачаток, зародыш жизни становится, прорастая, человеком, который – творясь, развиваясь, преображаясь – остается, тем не менее, собой, сохраняет в себе нечто постоянное, присущее лишь его личности; точно так же из этого человека созидается высший – атрибуты его изменяются, и вырастает, складывается из него нечто, для него самого в посюсторонней, земной его жизни непостижимое.



Согласно Корану, жизнь после смерти открывает перед человеком широкие перспективы совершенствования; это новый мир, мир движения, становления, развития, по сравнению с которым прогресс в жизни земной весьма незначителен: «И, конечно, мир иной выше по степеням и выше по превосходству» /17:21/. Связь между двумя жизнями, жизнью земной и жизнью после смерти, устанавливается самым ясным и определенным образом. Рай и ад – это не места, в которых блаженства или муки ждут человека лишь после смерти; даже здесь, на земле, являются они чем-то вполне реальным. Мир иной не есть загробная тайна; тут, в жизни сей, берет он свое начало. Жизнь в раю для того, кто добр, жизнь в аду для того, кто зла исполнен, – начинаются они уже в этом, земном нашем бытии:



«А тому, кто боится стоять пред Господом своим, – два Сада» /55:46/;



«О душа успокоившаяся, вернись к Господу твоему довольною Им, довольство Его снискавшей: так войди же средь слуг Моих, войди в Мой рай» /89:27-30/;



«Это Огонь, зажженный Аллахом, что возносится над сердцами» /104:6,7/;



«А кто в этой жизни слеп, тот и в будущей жизни слеп будет» /17:72/.



Как говорит Коран о евреях и всех духовно подобным им:: «Воистину, в убытке они, те, кто ложью считали встречу с Аллахом, пока не настал нежданно их час» /6:31/. Несомненно, что слово «час» означает тут смерть человека, считавшего встречу ложью.



Лично мне представляется очевидным, что противостояние арабов и евреев – сынов Измаила и Иакова, было изначально предопределено Всевышним. Создание еврейского государства в Палестине лишь придало их борьбе политическую окраску. В то же время непримиримая и бескомпромиссная схватка между «заземленным еврейством» и высшим, горним идеалом ислама, нацеленным на жизнь вечную, в определенном смысле происходит и в душе каждого из нас, независимо от нашей национальности и принадлежности к той или иной конфессии. То же, что называют антисемитизмом, имеет, по моему убеждению, вовсе не расовые или национальные, а чисто духовные корни: это инстинктивное неприятие всего того, что притягивает нас к низкому, материальному миру и препятствует исполнению нашего подлинного, высшего предназначения. Можно также сказать, что это подсознательное и иррациональное стремление к освобождению от всяких земных пут, являющееся верным показателем того, что мы принадлежим не только этому миру, но и миру последующему, – истинному и неизменному, в котором невозможен хаос и в котором всегда царят закон и порядок.

Автор: Валентин Пруссаков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика