Одним из важнейших событий ушедшего 2009 года для мусульман России стало решение Президента Д.А.Медведева о введении уроков религиозной культуры в средней школе, а также разрешение имамам работать с военнослужащими в составе Вооружённых сил России. Несомненно, на встрече с представителями религиозных общин страны, среди которых были и представители Ислама, началась по сути новая эпоха государственно-конфессиональных отношений. Ранее религия не допускалась ни в светскую государственную школу, ни в армию. Теперь же ясно, что 21 июля 2009 года и само название подмосковной резиденции Президента Барвиха особой строкой войдут и в историю мусульманства – ведь ничего подобного ранее не было ни в практике Российской империи, ни тем более в СССР, и даже в новейшей истории Российской Федерации.
Доказательства от противного?
Что же привело к принятию таких решений, на первый взгляд – неожиданных и даже по-своему революционных? Первое – это необходимость выставить заслон тем негативным процессам, которые ставят под вопрос само физическое выживание народов нашей страны. Кратко перечислим всем известные и оттого ещё более горькие реалии наших дней: коррупция, демографическое вырождение (превышение смертности над рождаемостью), тотальные эпидемии алкоголизма и наркомании, игромании и токсикомании, столкновения на межнациональной и межрелигиозной почве, вызванные массовой миграцией и взаимным невежеством, в армии своя специфика – дедовщина…
Да, эти негативы осознаны уже не первый год и на самом высоком уровне – им теперь противопоставлены огромные по затратам национальные программы. Но есть одно "но" – все эти нацпроекты пробуксовывают в среде, утерявшей мораль. Ну как бороться с коррупцией, например, в обществе, где нет чётких понятий о добре и зле, о материальном и вечном, о жизни земной и посмертии? Ведь прав был герой Достоевского: "Если Бога нет, то всё позволено". Понятия о жизни в обществе должны корениться не в уголовном "этикете" с его блатными "понятиями", а в философских и религиозных представлениях, отработанных веками. Вся практика постсоветской Перестройки показала ярко и жёстко – без возрождения религии общество скатывается в цинизм и лихорадочное потребительство, теряет не только свою национально-культурную идентичность, но даже человеческий облик. Последние трагедии, потрясшие страну – пожар в "Хромой лошади" в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, стрельба пьяного милиционера по людям в магазине в Царицыно – всё звенья одной цепи. Имя ей – потеря религиозного благоговения перед жизнью, потеря ответственности за себя и за близких, вообще – потеря человечности. Фиаско безрелигиозного пути развития России. Угроза государству.
Говоря по-простому, "пока гром не грянет – мужик не перекрестится". Так что решения, принятые в Барвихе, увы, вызваны к жизни не свободным полётом мысли – но, как говорят математики, благодаря "доказательствам от противного".
И всё же у нас был опыт!
Однако инициатива Барвихи выросла не на пустом месте. И в практике Российской империи, и даже в ранний период РСФСР существовали социальные ниши, где мусульманам позволялось быть если и не полностью, то частично равноправными с иными гражданами. До революции часть регионов имела право на применение Шариата, в российской армии были и спецчасти, укомплектованные мусульманами, и свои имамы, действовали медресе, как образовательные учреждения негосударственного статуса.
Практику поощрения мусульман, как в школе, так и в армии первое время вела и советская власть, получившая в лице мусульман союзников – увы, на краткое время, до тех пор, пока большевики не проявили атеистическую суть своего эксперимента. И тогда атеистический террор прошёлся по всем традициям всех религий России.
Специфика возрождения Ислама сегодня в том, что сугубо мусульманские образовательные институты стали действовать сразу же после принятия современной демократической Конституции и законов относительно религии – но в государственные структуры не допускались. Теперь же и преподавание ОИК (основ исламской культуры) и работа имамов в воинских частях обеспечиваются внутри институтов государства, по его программам, при его финансировании. Здесь пройдена та грань, которая все перестроечные годы обосновывалась тезисом "религия отделена от государства". Теперь найдена иная формула – религия отделена от государства, но не от общества, и государство имеет свои интересы в обеспечении прав граждан на знания о религии и духовное окормление военных.
Вот именно здесь, в таким образом понимаемом взаимодействии трёх компонентов (религия-государство-общество) – уникальность момента. Повторю – для мусульман в России такого никогда ранее не было! Но если посмотреть на это радостное событие с иной стороны и задать вопрос: а готовы ли мусульмане, педагоги и руководство армии к решению этих задач, то придётся честно сказать – нет, никто не готов! Если у ведущей конфессии РПЦ МП нет в достатке педагогов и священников-капелланов, то что говорить об умме, которая на берегах Волги была гонима с 16 века, а на Кавказе с 19 века? Потери среди мусульманских учёных, алимов, проповедников огромны. И восстановиться вся исламская среда, со своей духовно-интеллектуальной элитой, быстро не сможет.
Парадоксы развития: плюсы и минусы
Так кто же пробил стену постсоветского отчуждения религии и государства? Ответ прост – это Московский патриархат. Но первые годы он действовал столь навязчиво и без учёта многонационального и поликонфессионального богатства России, что проводимая им агитация получила отпор не только среди атеистов, но и практически всех неправославно верующих, включая мусульман – и её назвали "клерикализация общества". Назревал конфликт. Однако, его удалось избежать.
Весной и летом Президент Медведев – первое лицо государства и впервые в отечественной истории! – посетил московскую Соборную мечеть и буддийский Иволгинский дацан в Бурятии. С другой стороны, пришедший на престол патриарха Кирилл (Гундяев) дал понять, что РПЦ МП отныне не настаивает на преподавании в школах только основ Православия, и не против аналогичных курсов для мусульман, иудеев, буддистов. Консенсус был найден: им стал многомодульный курс ДНК (Духовно-нравственной культуры), с возможностью для учащихся выбирать между курсами "светской этики", "истории мировых религий", "основами православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур". В столь сложносоставном объединении, каковым является Российская Федерация, иного и быть не могло!
И всё же, радуясь очевидным позитивным изменениям и осознавая собственные недостатки, попытаемся заглянуть хоть немного вперёд – а что в ближайшие годы дадут стране все эти начавшиеся эксперименты в армии и в школе? Как через 20 лет, когда подрастут дети, получившие в школах, а кто-то потом и в армии, новые знания о религии, изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения? Такой вопрос я задал кандидату исторических наук, научному руководителю проекта энциклопедических словарей "Ислам в Российской Федерации" Дамиру Хайретдинову.
– У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. – пояснил учёный. – Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь с давних времён Православие господствует в мировоззрении русского населения. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.
"Вторая Россия" – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% – ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что "вторая Россия" – это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С.Б. Филатова "Религия и общество".
"Третья Россия" – это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Необходимо заранее предпринимать значимые шаги, чтобы эти регионы через 20 лет всё ещё оставались в составе единого государства, поскольку преподавание иной религии, иного мировоззрения и идеологии в школе, с младых ногтей, приведёт – хотим мы этого или нет – к ещё большему ментальному отчуждению населения от Российского государства.
Наконец, "четвёртая Россия" – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).
Итак, если принять прогнозы Хайретдинова, можно, с одной стороны, порадоваться за население мусульманских районов, но при этом обозначить как минимум две проблемы: как сохранить целостность страны при более явной разнице в менталитете проживающих в разных регионах, как избежать межконфессиональных конфликтов в обществе с более ярким конфессиональным самочувствием? Кстати, когда многие мусульманские деятели выступали против "клерикализации", они предупреждали именно об этом. Альтернатива была – это курс истории мировых религий, без конфессионального направления, а конфессиональное образование – только в рамках самих конфессий, вне общего государственного поля.
Но в Барвихе началось то, что началось. Мы будем действовать теперь в заданных там координатах, со всеми возможными проблемами и уже очевидными для мусульман плюсами. Аллаху алим!
Выскажи свое мнение В настоящее время все большее и большее число жителей Барвихи осознали достоинства семейного такси:
такси барвиха предлагает на выбор среди множество компаний перевозчиков, но "Семейное Такси" – было и остается самым качественным и популярным.
Ответить
_QUOTEИтак, если принять прогнозы Хайретдинова, можно, с одной стороны, порадоваться за население мусульманских районов, но при этом обозначить как минимум две проблемы: как сохранить целостность страны при более явной разнице в менталитете проживающих в разных регионах, как избежать межконфессиональных конфликтов в обществе с более ярким конфессиональным самочувствием? Все очень просто, религиозное образование не должно прививать ненависть к представителям других ...
Читать дальше
Ответить
Хотели как лучше получилось как всегда. Как то в одном из городских районов РД, местные жители организовали в школе уроки по основам ислама и истории народа.Оборудовали одно из пустующих помещений,сторож организовал уроки арабского, люди пренесли книги и через месяц, отцы и дети вместе изучали ислам, историю,готовили школьный музей.Через некоторое время колониальные власти и некоторые имамы из ДУМД, посчитали, что детей учат "вахабизму". Начались преследования, аресты, обыски, отцов и детей.Класс был закрыт! Нацисты колонисты, посчитали это возрождением национального с...
Читать дальше
Ответить
Согласен с Alexey. Очень важно что бы эти "преподаватели" прививали любовь к своей религии , а не ненависть к другой. Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях. Ведь при желании можно исказить любое писание, в силу его высокой информативной концентрации и, как следствие, многогранности толкования.
Ответить
_QUOTEAdam Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях Вот это и есть очень опасная грань... Нужно говорить открыто, для мусульман истиной будет Ислам, а Христианство для них будет заблуждением, аналогично и для представителей
Ответить
_QUOTEAdam Я бы вообще запретил обсуждение не своей религии на этих занятиях Вот это и есть очень опасная грань... Нужно говорить открыто:" для мусульман Истиной будет Ислам, а Христианство и др. религии для них будут заблуждением, аналогично и представители других конфессий свою религию будут считать Истиной, а другие религии заблуждением..." Понятно, что вопросы о других религиях в адрес преподавателя будут поступать неизбе...
Читать дальше
Ответить
"Ибо эту хорошую идею(религиозное образование в школах) можно испоганить, и в последствии получить кучу проблем!" - У нас в стране с "завидным" постоянством так и получается всегда. Важно что бы до первых лиц от религии дошло, что есть огромный фронт работы на своём поле. Сколько христиан понятия не имеющих о христианстве? И так со всеми. Вот и пусть занимаются, каждый своей паствой. Уверяю на их век хватит , ещё и останется.Важно не количество , а качество!
Ответить
Полагаю, что для государства важно привить обществу критерии совершения поступков, а вероубеждения, это добровольный выбор каждого. С этой точки зрения, на мой взгляд, было бы логичным преподавать основы религии, а в последующем, подробно о каждой религии по желанию ученика. В том, что идеологическое соперничество есть и будет, нет сомнений, вопрос в том, чтоб оно не переходило за рамки дискуссий. Очень важно строго ограничить или вернее регламентировать, деятельность РПЦ и ДУМов в этой сфере.
Ответить
"мы разные, но при этом способны решать задачи совместно, способны вместе добиваться положительных результатов!" Согласен Алексей. Для того, чтобы получить неповторимый аромат нужно смешать разные запахи!
Ответить
_QUOTEAdam Согласен Алексей. Для того, чтобы получить неповторимый аромат нужно смешать разные запахи! Adam, красиво сказали! Но, хочу подчеркнуть, чтобы все слово "смешать" не понимали буквально! Если мусульманин дружит с человеком, который иногда выпивает алкоголь, потребляет в пищу свинину и т.п., то это не должно означать, чтобы мусульманин тоже стал иногда выпивать алкоголь и есть свинину! Собственно, об этом и го...
Читать дальше
Ответить
"хочу подчеркнуть, чтобы все слово "смешать" не понимали буквально!" Ув. Алексей , если человек заряжен на негатив, он будет видеть везде зло. У меня не мало друзей, с которыми я с удовольствием общаюсь , занимаюсь бизнесом, провожу время. Среди них и христиане и евреи, и ещё кто нибудь есть , я просто не заостряю на этом внимание. Для меня важна суть человека. А история знает не мало примеров когда вчерашние лютые враги принимали веру и становились образцами добродетели. Так что -"Не суди ..."
Ответить
Adam, так эти слова не Вам были адресованы... а людям с предубеждениями... А по поводу: _QUOTE если человек заряжен на негатив, он будет видеть везде зло. Согласен на все 100%!
Ответить
«Как-то мы сидели у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В это время появился человек в ослепительно белой одежде, с черными волосами. На нем не было следов путешествия но и никто из нас его не знал. Человек медленно подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сел рядом с ним, прижав к его коленям свои, а затем сказал: - О, Мухаммад! Поведай мне об Исламе! - Ислам – свидетельство того, что нет Бога, кроме Аллаха и Пророк его Мухаммад, выстаивание молитвы, выплата Закята, пост в месяц Рамадан, совершение паломничества к запретному Дому если у теб...
Читать дальше
Ответить
Алексей, я эти слова на свой счёт и не принимал...)))) Удачи!
Ответить
р2 Введение религиозного обучения в школе кроме усиления православия титульной нации ничего даст и то нескоро.Кто будет учить... вчерашние атеисты?Чтобы учить детей надо быть глубоковерующим и знать всесторонне предмет обучения.Таких людей в самих школах нет. По-моему в школу религия вносится на волне популизма политиков и очередной "моды".Если мусульман,то учить детей надо на курсах при мечетях или медресе(школах с преподаванием основных предметов,религиозного обучения и воспитания).В школе на факультативах невозможно это полноценно сделать.Обучение должны вести люди и...
Читать дальше