Крестовый поход в политику

Светские и церковные власти демонстрируют политическую близость

Светские и церковные власти демонстрируют политическую близость

Теги:



0
21 Марта 2008г. (13 Раби аль-авваль)
Русская православная церковь объявила о походе в политику. Она настаивает на том, что власть должна быть христианской. Но сама власть не допустит, чтобы религиозный институт стал сильным политическим игроком, уверены эксперты.

На вчерашней конференции "Христианская политика в XXI веке" представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Георгий Рябых заявил, что "нужно развивать христианские основы власти, воцерковлять власть и делать ее христианской".



Священник увидел путь православной политики в работе с обществом, "через создание движений, которые бы создавали идеологию на основе православных ценностей и от которых бы отталкивались различные социальные и политические силы". Он выразил сомнение в эффективности христианских партий, объяснив, что это подразумевает обособление, замкнутость, в то время как христианские движения могли бы иметь общенациональный характер. И это объяснение понятно.



Церковь отделена от государства, в стране запрещена деятельность религиозных партий, а предпринимавшиеся в прошлом слабые попытки организовать христианско-демократические или исламские партии провалились. Но желание того, чтобы государство принимало во внимание интересы церкви, осталось.



Последнее заявление представителя Московского патриархата в какой-то мере перекликается с фильмом наместника Сретенского монастыря отца Тихона "Гибель империи. Византийский урок". Некоторые увидели в пропагандистской картине, где в образе Византии якобы отражается современная история России, желание церкви навязать обществу и власти единственное клише: внешний враг не дремлет. А некоторые после просмотра политической кинопроповеди отца Тихона заговорили о политической активизации церкви.



Внешние символы расположения светской власти к РПЦ – благодушные объятия президента и патриарха, совместные заседания в храме Христа Спасителя, уже не устраивают церковных служителей. Как заметил в интервью ИА IslamNews заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, "среди политиков, которые принимают государственные решения, значительная часть православных верующих". "Поэтому, естественно, церковь всегда стремилась позитивно влиять на общество через православных христиан, работающих в различных областях, – в политике, экономике, армии и науке. Ведь церковь – это не только духовенство, но и вот эти люди, если они ведут себя как христиане и выполняют духовное руководство своих наставников", – заявил протоиерей.



Политолог Али Полосин видит в последнем заявлении РПЦ естественное желание любой религии иметь большее влияние на власть. "Разве мусульмане не хотят того же? Не говорят о необходимости поста "мусульманского вице-президента"? Я противник того, чтобы видеть в таких желаниях христиан какую-то крамолу и сразу же стараться им противодействовать со ссылками на светскую Конституцию. Если бы кто-то насильно хотел захватить власть и затем попирать права мусульман, тогда мы должны были бы этому противодействовать, потому что согласно Конституции мы живем в многоконфессиональной и многонациональной стране", – заявил IslamNews Али Полосин.



По его мнению, священники ведут речь только о том, чтобы усилить свою проповедь, найти новые формы призыва в свою религию. "Это их естественное и законное право. Такое же право есть и у мусульман", – полагает Полосин.



Проблема в том, что с реализацией прав различных российских конфессий дела обстоят иначе. Ведущую общественную и политическую роль, которая отводится государством православию, трудно оспорить другим религиозным институтам в нашей казалось бы многоконфессиональной стране.



Однако, по оценкам некоторых экспертов, и РПЦ в данной ситуации не стоит рассчитывать на положительный ответ со стороны власти. Политолог Алексей Макаркин замечает, что со стороны государства всегда демонстрируется уважение к церкви, но за этим происходят исключительно символические шаги. "Что стоит реально за этим заявлением? Это союз власти и РПЦ, на условиях максимально выгодных для РПЦ. Власть согласна на такой союз, но на условиях, выгодных для власти. В то же время о политических уступках речи не идет. Церковь воспринимается властью как возможный союзник, но государство не допустит, чтобы она стала самостоятельным политическим фактором", – считает Макаркин. Политолог напомнил в этой связи о безуспешных попытках введения основ православной культуры в обязательную программу средних школ, когда РПЦ ссылалась на европейский положительный опыт. "Когда речь шла об ОПК, в качестве аргументов приводили ряд европейских стран. Но там есть демократические традиции, определенные ограничения и четкий контроль на монополию. В России демократические институты слабы, поэтому власть здесь страхуется", – резюмирует эксперт.

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика