«Народ не простит того, кто черное называет белым»…

Иззат АМАН
В минувшую пятницу по просьбе швейцарской телекомпании, которая заинтересовалась трудностями жизни таджикских гастарбайтеров, работающих в России, мы поехали в Московскую область Российской Федерации, в деревню Кучино, на мусороперерабатывающий завод. Здесь на свалке я увидел страшную картину.



Люди живут в цистернах, переделанных под жильё, в 40-градусную жару. Представьте себе горячее железо, которое предназначено только для перевозки жидкости. Как только операторы начали снимать, тут же появилась охрана, и нас силой заставили остановить съемку.



На свалке я встретил человека 64 лет от роду. Старика с плохим зрением и седой бородой. Он вынужден был работать в три смены. Оказывается, старик задолжал 10 тысяч долларов, которые он потратил на лечение своего сына. Несмотря на все мои просьбы поговорить о своих проблемах перед камерой – он отказался.



- От этих разговоров станет только хуже, – сказал старец.



Но он благодарен России за то, что она дала ему возможность работать (пусть даже в таких страшных условиях) и вернуть долги. Когда мы туда прибыли, был уже вечер. Новая смена должна была выйти на работу. Старик, только что поработав с первой сменой, собирался еще на вечернюю. Я видел, как двое помогали ему встать на ноги, чтобы он пошел на работу.



Обрабатывать мусор – адская работа. Люди там долго не живут. Наши соотечественники, а их там больше 300 человек, многие годы уже работают на этой свалке. Самому младшему 13 лет, старшему – 64. Работают поколениями. Отец умирает, место занимает сын, брат умрет, придет младший.



Честно говоря, мне было обидно за наших сограждан, за старика. Спрятавшись от всех, я заплакал как ребенок. Почему-то проблемы наших мигрантов волнуют всех на свете – кроме родного правительства. Может ли таджикское телевидение похвастаться тем, что сняло хоть один фильм про мигрантов? Уверен, что нет.



С того дня прошло несколько дней, но лицо этого человека, наверное, на долгие годы останется в моей памяти.



Эти люди не нужны ни правительству России, ни своему. Правительственная статистика говорит, что безработица по стране составляет всего 13%. Мне интересно узнать, а где работают остальные 87%, не считая, конечно, армию государственных служащих? Что они производят? Пардон, может, кто-то мне скажет, а что мы вообще производим?



Когда начинаешь анализировать законы, которые принимает парламент, создается впечатление, что в нашей стране все трудности уже позади: только осталось несколько нерешенных проблем. Например, решить, когда девушка сможет выйти замуж. Или еще что-то мелочное и для нас малопонятное.



Складывается впечатление, что в представлении наших властей и парламентариев территория Таджикистана ограничивается с севера на юг от парка Айни до Гипроземгородка, а с востока на запад – от Зарафшона до 9-го километра. Нет, господа руководители и парламентарии, у Таджикистана есть еще Куляб и Турсунзаде, Пяндж и Бадахшан, Согд, где люди реально голодают!



Каждый год вузы выпускают тысячи специалистов для того, чтобы пополнить ряды гастарбайтеров. Власть, вместо того, чтобы решать экономические проблемы, ищет крайнего и борется с муллами. Отсюда и радикализм вместе с фундаментализмом.



В стране тотальная коррупция в высших эшелонах власти. Не буду приводить примеры, кто и сколько украл, и так ясно, да и задача такая не ставилась изначально. Когда слышишь мнения политологов о том, что безопасности страны ничего не угрожает, начинаешь задумываться. Неужели они забыли уроки истории. Ведь голод и нищета, безработица и коррупция сами являются угрозой для безопасности страны. Я не обижаюсь на депутатов и чиновников, которые ездят на дорогих тонированных мерседесах и джипах: тонировка не дает возможности хорошо разглядеть, что творится вне машины. Я обижен на нашу интеллигенцию, которая не в состоянии понять, что народ не простит того, что некоторые, видя черное, начинают утверждать обратное. Страна на краю пропасти, и все молчат. Поймите, что этот пар, как любят говорить политологи, когда-нибудь выйдет наружу. Народ не будет постоянно терпеть унижения, ложь и пустословие, его не обманешь, и однажды в истории Таджикистана произойдут необратимые изменения, последствия которых вам не предскажет ни один политолог.



Сейчас стало модно искать крайних. Тех, кто виноват, что наша жизнь не сложилась. Я вспоминаю Японию времен 2-й мировой войны, когда ситуация в этой стране была похожа на нашу. Там японский император, чтобы отвлечь внимание людей, начал войну с Америкой. Последствия всем известны. Точно так же и мы – ищем выход из тупиковой ситуации не там. То виноваты имамы, которые проповедуют без разрешения, то девушки в хиджабе, которые не дают нам учиться и пугают своим видом. То еще кто-то другой, кто не так что-то сделал. Думаю, это самый опасный путь, который мы выбрали для себя. Почему бы нам не посмотреть в зеркало и не поработать над собой?



Наши законы, если не самые хорошие, но и не самые плохие. Так чего же нам не хватает для развития? Наверное, совести. Жить честно, и, конечно, соблюдать законы.



Как человек, который 15 лет изучал политику, могу сказать, что времени, чтобы улучшить положение дел, у нас мало. Нужно действовать. А интеллигенции я еще раз хотел напомнить о ее ответственности. Задачей интеллигенции во все времена было напоминать власти об ответственности перед народом, который избрал ее и кормит. Одним словом, удержать общество от падения в пропасть. Чиновники приходят и уходят, а интеллигенция остается.



Я не имею права кого-то в чем-то обвинять, мы все виноваты в той ситуации, в которой находимся. Но я надеюсь, что мы сможем разбудить совесть тех людей, по чьей вине этот несчастный старик и тысячи других выброшены на обочину жизни.







Автор: Иззат АМАН, кандидат политических наук, Москва




asiaplus.tj

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 04 Августа 2010г.
Ответить

Аллах онгъарсын бизин барибизни.Что бы разубудить совесть, для начала, неплохо бы убедится в ее наличии.Асаламу алейкум

Яндекс.Метрика