Полиция Татарстана опровергла участие в пытках подозреваемых

Сгоревший храм в Татарстане
На прошлой неделе в Интернете появилась информация о том, что подозреваемых в поджоге церквей в Татарстане подвергли физическому воздействию. Так, адвокат 29-летнего Рафаэля Зарипова заявил, что обнаружил своего подзащитного в ужасающем состоянии – все тело молодого человека было покрыто гематомами, произошел разрыв мочевого пузыря, у него отнялись руки и ноги. Врачи скорой помощи, которые приехали к нему после требований адвоката, зафиксировали многочисленные ушибы и гематомы, отбитые внутренности, разрыв мочевого пузыря и другие увечья. Сейчас Зарипов находится в реанимации.



По словам отца молодого человека, его вывали для беседы в РОВД 4 декабря, куда они отправились вместе. С тех пор родители больше его не видели. Только после вмешательства адвоката они получили известия о своем сыне. Отец Зарипова, Ракип заявил о том, что у сына есть алиби. "В день пожара церкви в Чистополе он был дома. 14-15 ноября мы с ним вместе работали в Аксубаевском районе республики. А 16-17 ноября он все время был с женой – возил ее из больницы в роддом или наоборот, у них ведь родился мертвый ребенок. Разве мог он думать о поджоге церквей в такое трудное для них время?», – говорит обеспокоенный отец. Он категорически отрицает приверженность его сына радикальному исламу: "сын наш обычный мусульманин, живет по ханафитскому мазхабу".



Далее Зарипов был перевезен в Нижнекамское УВД. В частности, из заявления адвоката, составленного им со слов подозреваемого, следует, что "7 декабря его вывели из ИВС с утра и обратно завели поздно ночью. Около 8-10 часов с небольшими перерывами его пытали, используя различные методы. Требовали признаться в изготовлении какой-то ракеты или гранаты, в поджоге церкви, требовали назвать сообщников и т.п. При этом пытавшие были в масках, а ему на голову надели шапку, надвинув ее на глаза. К нему применяли физическое воздействие. В том числе, его тело согнули так, чтобы голова касалась ног, надавив на спину, зафиксировали (связали) в таком положении, не давая выпрямиться; также подвешивали к какой-то перекладине; пытали электрическим током, пережимая контакты к различным частям тела, в частности – к наиболее чувствительным участкам, к области половых органов, мочевого пузыря, живота и т.п. После всех этих пыток у него отнялись ноги, он не может ходить, испытывает сильные боли по всему телу, с трудом ставит подпись, у него отекают руки, болят внутренности и спина, в туалет ходит болезненно, мочится кровью. С его слов, 8 декабря его также с утра вывели (вернее вытащили под руки), но увидев в каком он состоянии, завели обратно, «пообещав», что «ломать» его будут каждый день в течение двух месяцев, что ему лучше признаться, и что скоро ему будут делать уколы «сыворотки правды», а если ничего не поможет, то увезут в Казань, где пытки будут еще страшнее".



9 декабря адвокат направил заявление руководителю следственного отдела по городу Нижнекамск СУ СК РФ по Республике Татарстан подполковнику юстиции Билалову Р.К. Заявление было принято и зарегистрировано во входящей корреспонденции.



На сегодняшний день в подозрении в поджоге церквей задержаны еще несколько человек – Раис Шайдуллин, Марат Сабиров, Айрат Ситдиков.



Впрочем, по данным IN из источников, близких к следствию, на самом деле, задержанных гораздо больше. Состояние их здоровья пока неизвестно. Сотрудник пресс-службы МВД по РТ Ленар Давлетшин сообщил, что группа молодых людей уже призналась в поджогах двух православных храмов, совершенных в ноябре. Стражи порядка предполагают, что и другие из семи совершенных в 2013 году преступлений против культовых христианских сооружений – дело рук задержанных.



Между тем, в понедельник представители МВД по Татарстану назвали заявления Зарипова о пытках надуманными. "О якобы неправомерных действиях сотрудников полиции местной прессе сообщил адвокат Радик Галимов со слов самого подозреваемого. Никто Зарипова пальцем не трогал. Мы считаем, что такими заявлениями он просто хочет уйти от ответственности, поскольку подозревается в тяжком преступлении, а адвокат делает свое дело – любыми способами защищает своего подопечного", – сказала "Интерфаксу" начальник отдела информации и общественных связей МВД по Татарстану Ирина Нижельская. Она подтвердила, что в настоящее время подозреваемый находится в больнице в Нижнекамске, поскольку у него диагностирована острая почечная недостаточность, но "это – его давняя хроническая болезнь, и он находится под наблюдением врачей". Источник в правоохранительных органах сообщил агентству, что Зарипов "еще не допрошен по делу, на контакт не идет, лишь постоянно молится".



Свое расследование о методах полицейской работы в Татарстане провела и "Новая газета". Рушана Хуснутдинова, 24-летнего жителя города Чистополь, задержали 2 декабря. "Сотрудники полиции забрали меня из магазина, где я работаю. «Просто поговорить», – сказали они моему начальнику. Уже в машине я узнал, что едем ко мне домой, проводить обыск. Они пытались найти «что-нибудь запрещенное», так и сказали, но в итоге, изъяли только мой компьютер. А после обыска меня привезли в ОВД Чистополя. Сказали, что меня подозревают в совершении терактов, поэтому задерживают на 48 часов, посадили в машину и увезли. По дороге я понял, что мы едем в поселок Алексеевское, ведь в Чистополе нет изолятора. Начались ежедневные многочасовые допросы. Затем я прошел полиграф, который подтвердил все мои ответы. На третий день, после очередного допроса оперативники полностью меня раздели и начали пытать. Я им говорил, чтобы проверили мой телефон, мой компьютер, опросили родственников, соседей, я не причастен к преступлениям, но меня никто не слушал. Требовали взять на себя поджоги церквей и другие теракты", – рассказал он. По словам Рушана, о том, как с ним обращались, был прекрасно осведомлен следователь Ваганов, а также сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом капитан полиции Юрий Федотов, который, утверждает Рушан, принимал во всем этом активное участие.



"Через пять дней меня в очередной раз привели к Ваганову. Надели наручники и сказали подписать бумагу, об освобождении. Затем оперативники повели меня через центральный выход УВД. И уже на улице они неожиданно заломили мне руки и бросили в серебристую «Ладу-приору». Из разговоров оперов я понял, что это служебная машина следователя Ваганова и везут меня в Нижнекамск", – утверждает потерпевший. В Нижнекамске, по словам Рушана, завели в кабинет, закрыли на ключ, надели на голову полиэтиленовый пакет и капюшон (так остается меньше следов) и начала бить, потом опять заставили пройти полиграф, потом опять лупили, душили противогазом.



Рушан рассказывает, что в Нижнекамске от него стали требовать других показаний. "В Алексеевском ИВС сотрудники выбивали из меня чистосердечное признание: «Ты нам подходишь, ведь ты программист, разбираешься в проводках и схемках, значит и взрывное устройство собрать можешь", – говорили они. А в Нижнекамске уже требовали оговорить других людей и называли конкретные фамилии. Мне говорили: "Если ты дашь показания против них, мы сделаем тебя засекреченным свидетелем. Никто не узнает, что это ты, тебе не о чем будет беспокоиться. Только скажи, что они церкви поджигали, мы сразу же тебя отпустим». Но я даже не знаю этих людей… В кабинете, закрытом на ключ, я просидел сутки, доступ туда имели только те шесть оперов, которые выбивали из меня показания. Затем меня решили спустить в изолятор, и тут что-то случилось…"



Рушану крупно повезло – в результате активности его родственников его все же отпустили.



"Слухи о том, что в республике уже месяц идут повальные аресты с применением пыток, о том, что большая часть мужского населения Нижнекамска, Чистополя и поселка Алексеевское перебывала в ИВС, гуляют уже давно. Но никакой достоверной информации до сих пор не было. Около недели назад в Интернете стали появляться любительские видеоролики, где обычные люди обращаются к властям Татарстана и, особенно, к муфтию Камилю Самигуллину с просьбой вмешаться в ситуацию... Однако власти упорно хранят молчание. А представители муфтията, побывав на каком-то мероприятии в Алексеевском районе, заявили, что никаких массовых нарушений нет", – пишет "Новая газета".



По данным издания, в Нижнекамском ИВС от Рушана требовали дать показания на конкретных людей. Он запомнил некоторые фамилии, вот они: Руслан Гафуров, Марат Сабиров, Айрат Ситдиков и человек по фамилии Шайдуллин, имени Рушан не запомнил. Журналисту "Новой" удалось разыскать родственников Марата Сабирова и Айрата Ситдикова. "Я была с детьми в деревне, когда мне позвонили знакомые и сказали, что мужа забрали сотрудники полиции прямо на улице, – рассказывает жена Марата Сабирова Алина. – Я сразу же приехала. В ОВД Чистополя мне сказали, что беспокоится не о чем, мы просто поговорим и отпустим вашего мужа. Дали телефон следователя. Потом адвокат, которого назначили моему мужу, сказал мне по телефону, что Марата задержали, но он ни в чем не виноват и это простая формальность. Через 48 часов его отпустят. Потом арест продлили сначала на 72 часа, а затем на 2 месяца. Адвокат перестал отвечать на мои звонки. Я наняла собственного, но уже несколько дней он не может найти моего мужа, а в ИВС Нижнекамска его не пускают. За неделю до ареста мужа вызывали для беседы в РОВД, задали ему пару вопросов и отпустили, сказали, что претензий нет. Он там полиграф, по-моему, даже проходил".



Схожая история и у мужа Надежды Ситдиковой. Два дня назад она приехала из Чистополя в Нижнекамск и дежурит у ИВС. «Я с утра здесь, – говорит Надежда, – «Скорая» уже два раза подъезжала и врачи заходили в ИВС. Нас тут несколько десятков родственников, которые пытаются хоть что-то узнать о судьбе своих близких. Но ИВС наглухо закрыт, адвокаты не могут попасть к своим подзащитным. Нам всем очень страшно. Говорят, что наших мужей пытают, выбивая у них показания».



По информации «Новой» прокуратура Татарстана завалена жалобами на незаконные задержания, на отсутствие информации о родных и близких. Родственники говорят, что одно время на дверях ИВС Нижнекамска даже появлялось объявление: «Сегодня допуска адвокатов не будет» (имеются в виду адвокатов, которых нанимают сами родственники). Сотрудники ИВС отвечают по телефону, что никакой информацией не обладают. Замученные неизвестностью жены и матери создали инициативную группу и по крупицам сами пытаются собирать информацию, когда, кого и где задержали.



ИА IslamNews обратилось за разъяснениями к замначальника Управления МВД России по Нижнекамскому району Марату Сафиуллину, однако получить ответы на интересующие вопросы агентству не удалось. Принимает Марат Рамильевич только по понедельникам, и сегодня как раз предоставлялся шанс застать его на рабочем посту (дежурные того же отдела на все вопросы отвечали, что "ничего не знают" и "ничего комментировать не будут"). В начале беседы с IN Сафиуллин подтвердил, что он это он, однако услышав вопрос – "не могли бы вы прояснить ситуацию о подозреваемых по делу о поджоге церквей" – ответил: "вы не туда звоните". На попытку уточнить, правда ли, что подозреваемых пытали, Марат Рамильевич еще раз повторил, "вы не туда звоните", повесил трубку и больше на звонки не отвечал.



С начала года в Татарстане произошло семь поджогов православных церквей. Все дела соединены в одно и расследуются по статье "теракт". Кроме того, расследуется еще одно уголовное дело по факту обнаружения 17 ноября взрывных устройств в Алексеевском районе и Нижнекамске, дело возбуждено статье "о подготовке теракта".12 декабря МВД по Татарстану сообщило о проведенной на днях совместной с коллегами из УФСБ операции, в ходе которой были задержаны пятеро жителей Чистополя, подозреваемых в поджоге как минимум двух из семи церквей. Задержанным от 22 до 35 лет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 17 Декабря 2013г.
Ответить

Порожает ценизм ментов, «небыло и все тут» .... хотя это суть этого самодержавного, безответственого режима и его предстовителей.

Динар Заман 17 Декабря 2013г.
Ответить

«Заказы» делаются элементарно,- или сверху - «если через три дня у нас будут несколько признавшихся в преступлении, то внеочередное звание и повышение в должности я вам обещаю», или со стороны- «вот вам 1000 баксов(к примеру), столько же получите, если мусульмане »признаются« в поджоге церквей». Наиболее подлые и бессовестные «служаки» ради наживы и погон пойдут на все.

Талгат 17 Декабря 2013г.
Ответить

Маньяки в погонах были и будут к сожалению всегда. Все дело в том, кто ими управляет и дает «зеленый» и всячески потом прикрывает. Призыв Путина «мочить в сортирах» гуляет уже по всей стране! Помоги Всевышний пройти все испытания нашим братьям и сестрам. Обрушь свой гнев на тех, кто с ними поступает вероломно. Аминь!

xalifat 16 Декабря 2013г.
Ответить

Полнейшей беспредел маньяков в погонах. У них плохое воспитание, они трусы, их обижали даже девочки и мальчики младших классов. Они никогда за себя не постояли, а всегда показывали пятки. Авторитетом среди сверстников, а также среди учителей не пользовались и их всячески обзывали. У них не было друзей. Вот такие становятся полицаями, получили власть над человеком, собрались в одно место. Им все таки хочется быть сильным и могущим, хотя они не такие. То, что не смогли отвечать за прежние обиды, им покоя не дает и вот они отрываются по полной программе в подозреваемом. Тем более он мусульманин ...
Читать дальше

rsi 16 Декабря 2013г.
Ответить

не какой теракт и точка. поджигать конечно плохо...

Атар 17 Декабря 2013г.
Ответить

Порожает ценизм ментов, «небыло и все тут» .... хотя это суть этого самодержавного, безответственого режима и его предстовителей.

Динар Заман 17 Декабря 2013г.
Ответить

«Заказы» делаются элементарно,- или сверху - «если через три дня у нас будут несколько признавшихся в преступлении, то внеочередное звание и повышение в должности я вам обещаю», или со стороны- «вот вам 1000 баксов(к примеру), столько же получите, если мусульмане »признаются« в поджоге церквей». Наиболее подлые и бессовестные «служаки» ради наживы и погон пойдут на все.

Талгат 17 Декабря 2013г.
Ответить

Маньяки в погонах были и будут к сожалению всегда. Все дело в том, кто ими управляет и дает «зеленый» и всячески потом прикрывает. Призыв Путина «мочить в сортирах» гуляет уже по всей стране! Помоги Всевышний пройти все испытания нашим братьям и сестрам. Обрушь свой гнев на тех, кто с ними поступает вероломно. Аминь!

xalifat 16 Декабря 2013г.
Ответить

Полнейшей беспредел маньяков в погонах. У них плохое воспитание, они трусы, их обижали даже девочки и мальчики младших классов. Они никогда за себя не постояли, а всегда показывали пятки. Авторитетом среди сверстников, а также среди учителей не пользовались и их всячески обзывали. У них не было друзей. Вот такие становятся полицаями, получили власть над человеком, собрались в одно место. Им все таки хочется быть сильным и могущим, хотя они не такие. То, что не смогли отвечать за прежние обиды, им покоя не дает и вот они отрываются по полной программе в подозреваемом. Тем более он мусульманин ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика