Татары – с вещами на выход

Во время заседания   (Фото: Х. Хамидуллиной)

Во время заседания (Фото: Х. Хамидуллиной)

Теги:



0
24 Ноября 2008г. (25 Зу-ль-када)
Назначенная на двадцать второе ноября отчетно-выборная конференция региональной татарской национально-культурной автономии неожиданно для общественности была отменена. За два дня до объявленной даты Совет автономии отменил повестку и объявил чрезвычайную, открытую конференцию татарской общины Москвы. Чрезвычайная ситуация связана с рядом проблем у государствообразующих народов страны, которые требуют решения, хотя, казалось бы, вопрос стоит сегодня перед татарами Москвы, по существу, имущественный.Очень трудно понять действия тех, от чьих решений зависит выживание целых народов, их культуры и самобытности. Российский народ складывался веками из многоцветья народов, его составляющих. Потеря древней татарской культуры, взращенной, в том числе, на исламских ценностях, которая веками давала России многих выдающихся людей, отзовется в недалеком будущем самым негативным для страны образом.



Прошедшая конференция татарской общественности столицы с огромной тревогой и озабоченностью восприняла внезапное известие о решении Управления делами президента РФ не продлевать договор аренды с региональной автономией татар г. Москвы. Молодежь и ветераны труда, ученые и трудящиеся Москвы составили обращение на имя президента Д.Медведева и премьер-министра В.Путина с требованием передать здание в Замоскворечье, по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь, исторически принадлежащее татарам, в собственность автономии или на основе долгосрочной аренды с правом возможной субаренды организациями, отвечающими целям развития татарской культуры.



Необходимость такого обращения была вызвана тем, что внезапно, семнадцатого ноября с.г. Управление делами президента РФ уведомило региональную автономию татар о немедленном, до 25 ноября с.г. освобождении здания по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь, по причине окончания срока аренды. Убеленные сединами ветераны: генералы, строители московского метрополитена, многочисленных мостов и военных объектов столицы, – в связи с возможным применением силовых действий по выселению из здания региональной автономии и ее Татарского культурного центра – предложили организовать круглосуточное дежурство по охране здания.



Долгие шестьдесят лет татарская общественность ходатайствовала о возвращении татарам здания по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь, и использования его по целевому, историческому назначению.



Как известно, в 19 веке Шамси Асадулаев, купец первой гильдии, бакинский нефтепромышленник, выкупил у московских властей в собственность землю по Малому Татарскому переулку, для последующего возведения на этой земле, среди прочих строений, четырехэтажного здания, с единственным предназначением – использовать для нужд сохранения и развития татарской культуры мусульманской общины столицы, независимо от национальной принадлежности.



Во время первой мировой войны, вплоть до большевистского переворота, здание активно использовалось татарской (другого определения для различных народов, мусульман по вероисповеданию, у империи не было) общественностью по назначению. Новая власть здания, принадлежащие нефтепромышленнику Асадулаеву, национализировала, но целевое использование здания по вышеуказанному адресу все-таки оставило прежнее. Такое положение дел сохранялось до второй мировой войны, до немецкого нашествия. В тяжелые минуты вчерашние школьники из Татарского дома ушли на фронт, многие погибли, защищая Москву и страну, а в здании развернули госпиталь для бойцов советской армии. Трагедия началась с окончанием войны, потому что татарам здание не вернули.



Полувековая борьба общественности увенчалась успехом в 1999 году, когда президент Ельцин подписал долгожданное решение о передаче татарской общине в лице организации "Региональная национально-культурная автономия татар" в безвозмездное пользование строения по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь. Но само здание по прежнему принадлежало Управлению делами президента, как федеральная собственность. С автономией татар был заключен договор аренды сроком на пять лет (широкая общественность о временном характере использования здания узнала лишь на упомянутом чрезвычайном собрании).



Торжественно отпраздновав возвращение здания, с участием мэра Москвы Юрия Лужкова и президента Татарстана Минтимера Шаймиева, региональная автономия субъекта Федерации города Москвы создала в своем составе Татарский культурный центр без образования самостоятельного юридического лица. Вновь образованное культурное учреждение также приняло свой устав, программные цели и задачи во имя не только сохранения, но и развития культуры, науки, литературы, языка татарского народа. Для этих задач нанят и работает штат сотрудников. Центр проделал большую работу: открыты и работают десятки кружков, студий для подрастающего поколения, других слоев населения, ежегодно проводятся сотни мероприятий различного характера, востребованных татарами, гражданами Москвы, Московской области и даже регионов России. В центре воссоздана заново некогда работавшая в Москве, но уничтоженная в советские времена татарская библиотека с фондом в пять тысяч единиц хранения, а также отделом периодики. Создан фонд костюмерной одежды для различных национальных ансамблей и студий. Татарский культурный центр принимает активное участие во всех общегородских мероприятиях, региональная автономия – организатор древнего и вечно молодого, как сама жизнь, Праздника плуга – Сабантуя. Все это, и многое другое – профессиональная работа Татарского центра культуры.



Но, с другой стороны, само здание культурного центра требует больших расходов на содержание. Здание полвека не видело капитального ремонта. И в то же время главной проблемой со дня получения здания в аренду был один вопрос: на что содержать Татарский культурный центр?



Дело в том, что здание по Малому Татарскому переулку, дом восемь, не было передано в собственность региональной автономии. Возможно, поэтому найти меценатов на ремонт имущества, которое завтра от татар может уйти, никто не стремился. К тому же время при заключении договора об аренде здания в него не включили пункт о возможной субаренде. По словам юриста автономии, участвовавшего на то время в подготовке составления договора, региональная автономия настаивала на таком пункте, объясняя, что расходы на сохранение и развитие культуры, а также на само здание, будут немалые, а источник финансирования неизвестен. Тогдашний заместитель министра государственного имущества РФ Сергей Моложавый не пошел на включение пункта о возможности субаренды, объявив на словах – «мы будем входить в ваше положение».



Давно уже нет Министерства госимущества, а само здание, занимаемое региональной автономией, находится в собственности и ведении Управления делами президента РФ. Здесь хочется отметить немаловажное правовое положение. Федеральная власть разрешила Республике Татарстан заниматься вопросами попечения культуры татар-соотечественников, разбросанных по всем субъектам Российской Федерации. Поэтому правительство РТ выступило с обращением к высшим должностным лицам РФ о передаче здания по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь, из федеральной собственности в собственность РТ. Сделано это было для того, чтобы Татарстан взял на себя эксплуатацию и ремонт здания, в котором размещается Центр татарской культуры. Навстречу не пошли. Возможно, что не последнюю ноту в принятии отрицательного ответа сыграли не какие-то лица в Кремле: есть подозрение, что отдельные особо ревнивые татары Москвы изъявили желание, чтобы это здание не находилось в собственности у Республики Татарстан.



Все эти пять лет региональная автономия татар Москвы для полноценной работы Центра, капитального и текущего ремонта строения изыскивала средства, сдавая отдельные помещения в субаренду организациям, не противоречащим целям и задачам развития татарской культуры. Собственник же здания все эти годы ясно и четко представлял себе ситуацию. Хотя на конференции и не называлась причина, на основании которой было принято решение выселить региональную автономию с ее Татарским культурным центром посредством непродления Договора аренды, можно предположить, что здесь имеются признаки коррупционной составляющей. В противном случае можно думать, что как возвращение здания татарам на основе политической воли Кремля, так и лишение татарской общины города Москвы своего очага культуры является политическим решением.



Здание, в котором сегодня еще живет и работает в подвешенном состоянии региональная автономия и Татарский культурный центр, включено в список памятников истории и культуры и представляет собой историко-архитектурную ценность. Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры (УГК ОИП) г. Москвы еще в 1992 году, когда здание использовалось под нужды Министерства иностранных дел, в своей исторической справке заявило, что здание по адресу Малый Татарский переулок, дом восемь, должно быть в обязательном порядке передано УГК ОИП. Выяснить, находится ли еще строение восемь по Малому Татарскому переулку в списке памятников культурного наследия, руководству культурного центра не удалось, поскольку Управление не располагает такой информацией.



В качестве дополнительного штриха. Региональная автономия татар города Москвы, когда сложилась неординарная ситуация, вспомнила о голосах всех татар. В случае отчетно-выборной или иных конференций автономия, не оповещая широкие массы, кулуарно составляет списки делегатов, а народ узнает об этих мероприятиях задним числом. Впрочем, прозрачность, широкая информированность о работе региональной автономии татар – тема отдельного разговора.

Автор: Халида Хамидуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика