У петербургской мечети юбилей

news-jUJet5eB7R
В первые десятилетия существования северной столицы среди ее жителей оказалось значительное количество последователей ислама. В основном это были татары и башкиры из Казанской, Нижегородской, Пензенской, Астраханской, Самарской, Оренбургской, Тобольской и некоторых других губерний Российской империи, приехавшие по приказу Петра I для строительства нового города.

До XX в мусульмане Санкт-Петербурга не имели своего храма. Молитвенные залы размещались в помещениях, снимаемых у домовладельцев в различных частях города, но, как правило, вблизи компактного проживания той или иной локально-этнической группы мусульман. Для проведения праздничных намазов мусульманская община города арендовала залы городской Думы на Невском проспекте, училища барона Штиглица в Соляном переулке, Таврического дворца и Михайловского замка.



Вопрос о постройке мечети возник ещё в 1882 г., тогда же было получено согласие министра внутренних дел графа Толстого, и был разрешен сбор средств на строительство мечети среди мусульман Санкт-Петербурга. За 30 лет удалось собрать только 40 000 рублей. Поэтому в 1906 г. вновь избранный Комитет по постройке мечети получил от Николая II разрешение на сбор пожертвований повсеместно в Империи в течение 10 лет.



К строительству соборной мечети община приступила в 1910 году. Торжественный акт закладки мечети состоялся 23 февраля 1910 г. Официальная церемония была приурочена к 25-летию правления эмира Бухары Сеида-Абдул-Ахад-хана, сделавшего самое крупное пожертвование на строительство мечети. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор (некоторые из этих предметов, а также фотографии с церемонии закладки мечети можно увидеть на выставке "Петербург религиозный: связь времен").



Мечеть строилась по проекту известного петербургского архитектора Николая Васильевича Васильева. Создателем керамического убранства мечети стал выдающийся художник – керамист П.К. Ваулин. Сами изразцы были изготовлены узбекскими мастерами на заводе "Гельдвейн и Ваулин" в Кикерине, под Гатчиной. Надписи на арабском языке изречений из Корана для украшения фасада изготовила "Первая специальная восточная, артистическая и художественная электропечатня" И.Бороганского.



Первый пятничный намаз в мечети был проведен уже в феврале 1913 г., хотя отделочные работы продолжались вплоть до апреля 1920 г. С 30 апреля этого же года в мечети начали регулярно проводить пятикратные намазы. В 1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок бухарского эмира Сеида-Абдул-Ахад-хана, который стал важным элементом ритуального убранства интерьера соборной мечети.



В 1940 г. богослужения в мечети были прекращены, община ликвидирована, имущество частично конфисковано, а само здание передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.



В послевоенные годы многочисленные обращения верующих (к началу 1950-х гг. мусульманская община СПб насчитывала 15 000 человек), ходатайства лидеров международного освободительного движения, президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание мечети было передано религиозному обществу мусульман.



В 1968 г. здание соборной мечети решением исполкома Ленгорсовета за N 1049 было поставлено под государственную охрану как уникальный памятник культовой архитектуры.



С 1956 г. по настоящее время соборная мечеть используется мусульманской общиной Санкт-Петербурга как культурно-образовательный центр с преподаванием Корана, арабского и татарского языков.



Ислам онлайн

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика