ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БУНТА

0966
Мы живем в очень интересной стране. Мы не Запад и не Восток. Многие россияне считают себя европейцами, но почему-то сами европейцы этого мнения отнюдь не разделяют. В классической европейской литературе Россия, как правило, именуется Скифией или Татарией, а ее население – соответственно этим топонимам. И обычаи у нас тоже исконно скифско-сарматско-номадские. Дикие и для европейца непонятные.

Одним из элементов российской традиции являются российские бунты. «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный», испокон веков являлся главным способом регулирования неэффективного управления в стране, или же последствий такого управления, полученных нынешним правительством по наследству от предшественников. Возникали бунты и в моменты чрезмерного напряжения сил народа, если это напряжение происходило вопреки воле и желанию самого народа, а лишь по указанию сверху.


Даже если не рассматривать древние этапы существования государства на наших землях, то бунтов в истории обнаружится немало. Здесь и разинское восстание, и пугачевский бунт, воспетый Пушкиным, и стрелецкий бунт, и даже Лихолетье, в котором польские интервенты играли лишь одну из ролей, возможно, не самую главную. Самым же поразившим воображение современников российским бунтом явилась Октябрьская революция, на долгие годы определившая судьбы не только Российского государства, но и прочих пяти шестых земного шара.


Поразительной во всех этих событиях является одна закономерность – если бунтовщики не находили поддержку своих идей у российских мусульман, то очень скоро их восстания захлебывались в крови. Самым ярким примером подобного развития событий был стрелецкий бунт, безжалостно подавленный мурзами и служивыми татарами. В самом деле, начавшийся в столице и поддержанный в самой царской семье, он очень быстро привел к желанным результатам – восставшим стрельцам отдали на расправу даже столь ненавистных им царских родственников. Но именно после этого, в момент эйфории восставших на помощь к малолетнему царю Петру приходит его ударная конница – служивые мурзы и татары и ... смотрите картину художника Сурикова «Утро стрелецкой казни». В качестве благодарности за спасение его жизни Петр Первый приостановил процесс лишения мусульманских феодалов всех земель с крепостными и ограничил его лишь половиной их владений. Распространенный миф о якобы «ведущей роли потешных полков» в разгроме восставших стрельцов легко опровергается фактами, в том числе численными соотношениями войск с каждой стороны.


Полной противоположностью стрелецкому бунту являются бунты разинский и пугачевский. Найдя взаимопонимание со стороны широких мусульманских масс, они достаточно длительное время с успехом распространились на достаточно обширные территории. Подавлены же были с большим трудом, причем Екатерина Вторая сразу же после подавления пугачевско-юлаевского восстания пошла на ряд уступок мусульманам, в числе которых непреследование за возврат в ислам крещеных татар, что явилось беспрецедентным фактом.


Не менее интересно участие мусульман в Лихолетье. Вопреки распространенному мнению, Лихолетье отнюдь не было лишь делом рук польских соседей. Какие же поляки, например, смоленская шляхта, не говоря уж о многочисленном дворянстве российского юго-запада, являвшемся основной движущей силой Тушинского вора? Но самым поразительным и интересным для нас является в этих событиях то, что успех Самозванца развивался ровно до тех пор, пока его поддерживала определенная часть российских мусульман, руководимая касимовским ханом Ураз-Мухаммадом. Как только эти мусульмане от Самозванца отошли, его успехи моментально пошли на убыль. Собственно, и самого Лжедмитрия зарезал ногаец Урусов, мстя за смерть Ураз-Мухаммада. (В честь Ураз-Мухаммада назван райцентр Уразовка Краснооктябрьского района Нижегородской области, населенного преимущественно татарами.) После указанных событий все Лихолетье растаяло как снежный ком под майским солнцем – не помогли и поляки, самая лучшая европейская армия того времени.


И, наконец, Великая Октябрьская социалистическая революция. Небольшая по своей численности маргинальная группа революционеров-большевиков умело использовала все недостатки и просчеты царских администраторов, в том числе их системные ошибки в конфессиональной и национальной политике. Таким образом большевики сумели обманом привлечь широкие массы мусульман в самых различных регионах – Волго-Уральском, на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Результаты не замедлили себя ждать: накшбандийский шейх Али-хаджи Акушинский призывает своих последователей не воевать с большевиками, «Божий полк» Ваисова громит Забулачную республику, будущий великий тюрколог Заки Валиди уводит башкирскую конницу от Колчака к красным. Никто из перечисленных выше мусульманских лидеров ни к коей мере не разделял большевистских идей, но их действия сыграли на руку молодой советской власти. В некоторых местах белые войска были разбиты преимущественно мусульманами, воюющими в составе красных войск (Чеченская Красная армия Асламбека Шерипова, например), либо в союзе с красными. Даже в Средней Азии большевики сумели перетянуть на свою сторону часть мусульман-джадидов.


Таким образом, налицо выявляется следующая закономерность – если в процессе бунта восставшие заручаются поддержкой мусульман, то их ждет если не полная победа, то хотя бы значительные уступки со стороны власти. Если же власти перетягивают мусульман на свою сторону, то бунтовщиков ожидают лишь вариации на тему картины известного художника Сурикова.



Ахмад МАКАРОВ


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика