Ислах как форма исламской реформы

М. Саляхетдинов
Ислам един для всех. Исламские ценности являются ясными и всеобъемлющими. Рассматривая исламские науки и в частности основы фикха, мы находим очень важную особенность, которая заключена в том, что нам предписывается вбирать все лучшее, что имеют другие культуры и при этом не отходить от непреходящих ценностей ислама.

Мы можем говорит о российском исламе, как об особенных чертах его культуры, которая сложилась под воздействием исторических процессов, климатических условий, технического прогресса и т. д., но при этом неизменными остаются основы на котором зиждется ислам.



Весь свод законов ислама, регламентирующий дозволенное и запретное, направлен на то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной жизни путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души, тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоев общества.



Пророк (Мир ему) сказал: “То, что Аллах разрешил в Своей Книге, – это халял, а то, что запретил, – харам, а то, о чем Он промолчал, – разрешено в качестве Его милости. Поэтому принимайте от Аллаха Его милость, так как Аллах ни о чем не забывает...” и прочитал: “А Господь твой не забывает [ни о чем] (Коран, 19:64)” (приводится Аль-Хакимом).



Это один из хадисов, который подтверждает выведенный исламскими законоведами императив или правило: «Основой всего является дозволенность». Этот императив означает, что ничто не может быть объявлено запретным (харамом) помимо того, на что наложен запрет конкретным и достоверным насом, восходящим к Всевышнему. Если нас не достоверный, как, например, в случае со слабым хадисом или если нет четко подтвержденного указания на запрет, в силу вступает принцип дозволенности.



Следует подчеркнуть, что принцип изначальной дозволенности не ограничивается лишь вещами, но распространяется также на все действия человека, в том числе и на сложившиеся в обществе нормы поведения. Обычно мы говорим об обычаях (адат) или о людских взаимоотношениях (муамалят). Поэтому и на них в полной мере распространяется принцип отсутствия запретов и ограничений, за исключением того, на что Сам Законодатель наложил запрет, сказав: “Ведь [Аллах] разъяснил вам, что Он запретил вам...” (Имеются в виду как предметы, так и поступки) (Коран, 6:119).



В отношении же актов поклонения (ибада) дело обстоит несколько иначе. Это сугубо религиозные действия, которые могут проводиться лишь в соответствии с тем, что ниспослано свыше. На эту тему известен достоверный хадис: “Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу (шариату), будет отвергнуто”.



Религиозные аспекты ислама исходят из двух незыблемых постулатов: во-первых, поклоняться можно только Аллаху, а во-вторых, сама процедура поклонения строго регламентирована. Каждый, кто изобретает свой собственный вид поклонения, сбился с пути и должен быть отвергнут, ибо лишь сам Законодатель вправе установить, ритуализировать акты поклонения, посредством коих верующие могут приблизиться к Нему. Что же касается сложившихся в человеческом обществе обычаев и практики межличностных взаимоотношений, жизненного уклада, то эта сфера – продукт жизнетворчества самих людей. Законодатель лишь исправляет, меняет, смягчает или облагораживает эту сферу, дабы уберечь общество от разложения или предостеречь его от какого-либо вреда.



Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа писал: «Повседневную практику людей можно разделить на две составляющие: первое, акты поклонения, благодаря которым человек сохраняет свою религию, и традиции, без коих немыслимы были бы любые человеческие сообщества. Известно, что акты поклонения – это те процедуры поклонения Господу, что были Им предписаны или одобрены. Второе, это традиционный уклад сформированный исторически в процессе разрешения людьми встававших перед ними бытовых проблем. При этом, за исключением особо оговоренных Всевышним случаев, действовал принцип отсутствия ограничений.



Понятно, что запреты и указания по части регламента поклонений – это прерогатива Аллаха. Ясно также, что Его указания в отношении поклонений могут носить только конкретный характер. А если нет оснований говорить твердо о каком-либо указании, то вправе ли мы вводить свои ограничения? Вот почему Ахмад Ибн Ханбал и другие правоведы (факихи), опирающиеся в своих суждениях на хадисы, говорили: “В отношении актов поклонения следует руководствоваться принципом ограничения (таукиф), то есть ничто не может быть объявлено легитимным, кроме того, что узаконил Сам Творец. В противном случае мы уподобляемся тем, о ком говорится в следующем аяте Всевышнего: “Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволил Аллах?” (Коран, 42:21).



Когда же речь заходит о жизненном укладе, в силу вступает принцип свободы, поскольку в этой сфере ничто не может быть ограничено, за исключением того, что запретил Сам Аллах. Иначе мы оказываемся в ситуации, аналогичной той, что описана в следующем аяте Всевышнего: «Скажи: “Что скажете вы о пропитании, которое ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а другую часть – дозволенной?”» (Коран, 10:59).… люди вольны покупать, продавать и сдавать в наем по своему усмотрению, равно как они свободны и в том, что им есть и пить, если на то нет соответствующих ограничений. И хотя в имеющейся традиции что-то может оказаться одобряемым, а что-то нет, но если по данному поводу шариат “молчит”, значит в силе остается изначальный императив дозволенности». Этот императив подкрепляется также тем, что сообщается в достоверном хадисе, переданном Джабиром Ибн Абдуллой, вспоминавшим: “Мы практиковали азл (прерванный половой акт до семяизвержения) в то время, как ниспосылался Коран. Если бы это следовало запретить, Коран запретил бы это”. Приведенное свидетельство лишний раз подтверждает право человека на свободу действий, за исключением случаев, когда это прямо запрещено Священным Откровением. Данная социальная норма стала фикхом (правовыми нормами) сподвижников Пророка.



Из всего вышесказанного следует важное правило: не модернизируйте актов поклонения Всевышнему в нарушение Его Собственных установлений и не ущемляйте людей в их традициях, если нет на то прямого указания Законодателя.



Исламская цивилизация уже через несколько десятилетий после смерти Пророка заняла доминирующее место в мире, и оставалась таковой вплоть до ХIХ века. На протяжении всего этого времени мусульмане подарили миру великое множество ученых во многих областях знаний (медицина, математика, астрономия и т.д.), вместе с этим шло интенсивное развитие науки в области исламского законодательства (фикх). Но из-за упадка, который претерпел исламский мир к ХIХ столетию, ознаменовавшегося колонизацией практически всех его территорий, развитие исламской цивилизации фактически было заторможено. Все это отразилось на функционировании учебных заведений и развитии наук, в том числе исламских. Несмотря на такое крайне тяжелое положение, мусульманский мир не остался без ученых и выдающихся деятелей (Аль-Афгани, Марджани, Баруди и многие другие), однако они не могли оказать существенного влияния на процесс развития исламской цивилизации, поскольку мусульманский мир был захвачен и поделен между различными державами. Ситуация начала меняться к середине ХХ столетия, которое на этот раз было ознаменовано подъемом национально-освободительных и исламских движений, сбросивших иноземное колониальное иго западных держав. Это в свою очередь способствовало развитию общеобразовательных наук, в том числе исламских.



Таким образом, мы наблюдаем существенный пробел в развитии исламских наук, в частности фикха в период ХIХ и первой половины ХХ столетия, в самый пик фактической порабощенности исламского мира.



Задача, вставшая перед новым поколением мусульманских ученых постколониальных мусульманских стран, была непростой, поскольку недавнее прошлое сыграло разрушительную роль в развитии исламских наук, которые должны были отвечать требованиям новой эпохи.



Эту картину можно вполне сопоставить с состоянием ислама на постсоветском пространстве после краха коммунистической системы.



В заключение хотелось бы отметить, что в русском языке слово «реформа» понимается как преобразование, изменение или переустройство. Все эти действия могут быть направлены, как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных групп, а последнее неприемлемо в исламе. Но это не значит, что в исламе невозможны преобразования, изменения или переустройства, чему ярким подтверждением является выше изложенный механизм действия исламского права.



Поскольку исламское право – фикх основывается на предписаниях Всевышнего, которые направлены ко всем, а не к группе избранных людей, чтобы все общество находилось в гармонии, то более приемлемой было бы называть исламскую форму реформ – ислахом, что в арабском языке означает реформа в смысле исправления или улучшения. Пророк сказал: «Каждые сто лет Аллах пошлет этой общине тех, кто обновит ей ее религию» (Абу Дауд). Под обновлением подразумевается очищения от наслоений (нововведений) в религию.

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика