После захвата власти большевиками начались гонения и террор в отношении всех инакомыслящих. К этой категории были отнесены и мусульмане, у которых была своя трагическая история взаимоотношений с новой властью. Мусульмане долгое время оказывали вооруженное сопротивление политике воинствующего атеизма во многих регионах бывшей Российской империи. Вначале было подавлено сопротивление в татаро-башкирских регионах, затем на Кавказе, а во время правления Сталина и в Средней Азии. Вспоминается выступление Гейдара Алиева на проходившей в Баку в конце 1998 г. конференции «Ислам на Кавказе», где он подчеркивал, что в отношении борьбы с Исламом применялись более изощренные технологии, чем по отношению к другим религиям. Думается, что информация Г. Алиева, долгое время работавшего на высших должностях КГБ, заслуживает доверия.В результате сталинских репрессий погибла основная часть образованных мусульман. Но, тем не менее, в далеких кишлаках и горных аулах продолжалось в условиях глубокой конспирации, под постоянной угрозой ареста, обучение основам Ислама и арабского языка по старым, еще до революции изданным книгам.
С приходом Брежнева наметилось некоторое ослабление контроля властей по отношению к религии. Благодаря уменьшению преследований верующих в конце шестидесятых – начале семидесятых годов произошел рост подпольных школ, в которых изучались исламские науки. По утверждению учащихся этих школ, только в Таджикистане в конце шестидесятых их насчитывалось около тысячи человек. Такую картину трудно было представить в хрущевский период, не говоря уже о сталинском. Литература для обучения обычно тайно перепечатывалась в государственных типографиях или в учреждениях, имевших множительную технику. Попадавшихся издателей и распространителей этой литературы привлекали к уголовной ответственности.
Изначально процесс обучения возникал хаотично, в различных мусульманских регионах страны, инициаторами его были люди, получившие исламское образование еще до революции, а также их немногочисленные ученики. По мере роста учебных точек происходили процессы кооперации и взаимообмена методиками преподавания. Это, в свою очередь, положило начало формированию неформальных мусульманских структур, которые из региональных перерастали в межрегиональные. Такая картина наблюдалась во всех мусульманских регионах бывшего СССР, при этом в каждом регионе она имела свою специфику, зависевшую от объективных и субъективных факторов. В республиках Средней Азии в конце семидесятых обучение уже, можно сказать, носило массовый характер, на Кавказе оно было несколько меньше, и сконцентрировано преимущественно в Дагестане. Что же касается центральной части России, то здесь в начале восьмидесятых была образована неформальная просветительская организация «Саф Ислам» со своими представительствами в различных регионах.
[caption id="attachment_5607153616" align="alignleft" width="300"] Ахмадкади Ахтаев на астраханском съезде – 1990 год[/caption]
В середине восьмидесятых уже была налажена взаимосвязь между вышеперечисленными регионами бывшего СССР. Осуществлялись взаимные визиты, знакомство и обмен опытом. Проводились совместные мероприятия, например, во время каникул и отпусков мусульмане из разных регионов ездили на учебу в Среднюю Азию. Следует отметить, что среднеазиатские структуры значительно превосходили другие регионы количеством, организованностью и мусульманской ученостью.
Во второй половине восьмидесятых новый правитель М. Горбачев начал проводить либеральную политику, названную «перестройкой». Это, безусловно, вызвало изменения по всей стране, и в том числе у мусульман. Начали в массовом порядке возникать различные общественные и политические организации. Эти организации впервые после семидесятилетнего перерыва имели не коммунистическую направленность. Мусульмане, и, в частности, активная их часть, куда в первую очередь входили вышеупомянутые неформальные организации, решили выйти из подполья на общественно-политическую арену.
После многочисленных встреч лидеров и представителей различных мусульманских групп было решено создать свою партию, которая могла бы выражать интересы 70-миллионной мусульманской уммы в бывшем СССР, представляя их в парламенте, министерствах и ведомствах страны. В мае в городе Кизил Юрте состоялось совещание, на котором присутствовали представители различных республик и областей. На нем было принято решение провести 9 июля 1990 года в Астрахани учредительный съезд партии, которую решили назвать «Исламской партией возрождения» (ИПВ). Там же были определены члены оргкомитета по проведению съезда.
Оргкомитет направил заявку в администрацию г. Астрахани на разрешение провести съезд в назначенный день. Через неделю пришел ответ, в котором среди дежурных отписок указывалось на то, что в связи с наплывом беженцев из Армении город не в состоянии принять участников съезда. Несмотря на отказ местных властей, приглашения уже были разосланы, и отменить съезд, на который пригласили людей из самых различных, порой весьма отдаленных населенных пунктов страны, было практически невозможно. Поэтому было принято решение проводить съезд.
В Астрахань прибыло до 300 делегатов из республик и областей Средней Азии, Кавказа и средней полосы России. Съезд начался в намеченный срок – в 10 часов утра 9 июня 1990 года – в зале одного из клубов города. Через два часа после начала съезда в зал вошел зам. начальника ГУВД Советского района города, который объявил о том, что данное собрание не санкционировано, и потребовал, чтобы все покинули помещение. В противном случае он пригрозил применить силу для «наведения порядка». Заявление милиционера внесло напряжение в зал. Делегаты не стали обострять ситуацию и вместо намеченных двух дней сократили работу съезда до 4 часов. В спешном порядке провели все необходимые процедуры, в результате которых был избран руководящий орган «Маджлис шура» (Совет), его председателем стал уроженец Дагестана Ахмадкади Ахтаев. Его заместителем был избран Саид-Ибрагим Гадоев из Кулябской области Таджикистана.
Избранный руководитель впервые образованной всесоюзной партии с отличием закончил мединститут и в то же время получил мусульманское образование у местных улемов. Обладая незаурядными способностями и великолепной памятью, он прекрасно овладел арабским языком. А.Ахтаев скрупулезно изучал исламские науки по старым и современным книгам на арабском языке, и таким образом намного превзошел по уровню знаний своих учителей. Будучи высокообразованным, высокоинтеллигентным и мудрым человеком, он пользовался большим авторитетом среди мусульман.
На съезде была определена концепция программы партии, а также решен ряд важных организационных вопросов, в частности, было решено провести региональные конференции партии и создать координационный орган (исполком) в г. Москве.
Несмотря на запрет властей Таджикистана на проведение региональной учредительной конференции ИПВ, она все же состоялась в октябре 1990 года в кишлаке Чортут Ленинского района.
На конференции присутствовали 500 делегатов и гостей. В Узбекистане весной 1991года, во время проведения региональной учредительной конференции, в которой участвовало около 400 делегатов и гостей, в зал ворвались омоновцы. С угрожающими возгласами, используя дубинки, всех участников препроводили в различные районные РУВД г. Ташкента. Через несколько часов почти все были освобождены, но некоторые подверглись штрафам.
В других регионах страны межрегиональные конференции были немногочисленны, и возможно поэтому остались незамеченными властями, хотя в России дух демократии имел большую силу, чем в республиках Средней Азии.
Советский Союз, как известно, прекратил свое существование в декабре 1991 г., однако симптомы грядущего распада уже были очевидны для многих. Стали распадаться не только государственные общесоюзные структуры, но и общественные, в том числе это сказалось и на всесоюзной структуре ИПВ.
Дисбаланс, порождаемый распадом СССР, умножил внутренние проблемы в Таджикистане, что побудило руководство республиканского филиала ИПВ создать самостоятельную партию ИПВТ, которая 26 октября 1991г. с участием 657 делегатов и 310 гостей (включая зарубежных) провела свой первый съезд. В Узбекистане в то время усиливались репрессии против всей оппозиции. Получив независимость, И.Каримов начал устанавливать авторитарный режим в республике. Руководитель региональной структуры ИПВ Абдулла Утаев и его соратники были арестованы, местонахождение их до сих пор неизвестно. Лишившись поддержки своих среднеазиатских братьев, а также по ряду других объективных и субъективных причин, ИПВ распалась на различные религиозные, общественные и просветительские организации. Партия не имела радикальной направленности, как это пытаются представить в своих статьях некоторые писаки жарено-приключенческого жанра и исламофобы. Руководители, возглавившие партию, никогда не имели ничего общего с какими-либо радикальными действиями и всю свою сознательную жизнь в области ислама они посвятили исключительно изучению исламских наук и обучению им других. Совет ИПВ выступал за интеграцию Ислама в окружающее общество, отстаивая при этом попранные права мусульман и возрождение погребенных в эпоху воинствующего атеизма ценностей миролюбивого учения Всевышнего. При этом хотелось бы отметить, что после распада ИПВ на различные организации и группы, чему в какой-то степени способствовали различные чиновники, предвзято относившиеся к мусульманам, и в частности к ИПВ, и чинившие им различные препятствия, среди этих групп появились отчаявшиеся, по тем или иным причинам, добиться желаемых прав. Они-то и образовали радикальную прослойку в мусульманской умме, которая в большей степени распространилась на Северном Кавказе.
Ахмад-Кади Ахтаев — учитель учителей. Антиглобалистский дискурс в «русском мусульманстве».
Ахмад-Кади был учителем учителей. То, что он говорил в начале и середине 90-х прошлого века, звучит словно это сказано только что. Помимо всего прочего, его можно назвать основоположником современного антизападного, антиглобалистского дискурса в «русском мусульманстве», феномене о котором еще в XIX в. говорил Исмаил Гаспринский.
Многие его идеи и выражения очень распространены, но об их авторе широкому кругу известно мало. Своим учителем его считают самые разные деятели, сотни религиозных деятелей ...и активистов по всему бывшему СССР.
Ахмад-Кади родился в 1942 году в селении Кудали Гунибского района Дагестана. Месячным ребенком остался на руках у матери, отец погиб на войне. Арабский язык и исламские науки начал изучать с раннего детства у кавказских улемов, уцелевших после революции, гражданской войны и репрессий. Исламское образование он продолжит всю жизнь.
Рассказывают, что Ахмад-Кади в совершенстве знал арабский язык, владел феноменальной памятью и ораторским искусством. Досрочно, в 15 лет, окончив среднюю школу с золотой медалью, Ахтаев поступил в Дагестанский медицинский институт, который завершил с красным дипломом. В течение 20 лет работал потом по специальности в Дагестане и некоторых областях России.
Путь в политику
В 1984 г., еще до Перестройки, на тайном собрании его единогласно избирают лидером тогда еще по сути зарождающегося Исламского движения Кавказа. А в 1990 году на I съезде Исламской партии возрождения Советского Союза, который прошел в Астрахани, Ахтаев стал председателем ее Совета улемов (ученых) и председателем. После распада СССР и самороспуска всесоюзной ИПВ (август 1992 г.) Ахтаев был избран председателем вновь созданной общероссийской исламской организации «Аль-Исламия».
Благодаря активности Ахтаева появились первые независимые мусульманские СМИ. Он способствовал строительству более 200 мечетей и нескольких медресе по всей России. Помог многим молодым ребятам выехать на учебу в ведущие исламские вузы мира.
Ахмад-Кади выступал за активное участие в общественной жизни — в 1992–1995 гг. его избрали депутатом Верховного совета Дагестана. Это был первый опыт хождения мусульманина с исламской программой в российскую политику. На выборах ему противостоял бывший первый зам главы КГБ Дагестана.
Он вообще считал необходимым создание федеральной исламской общественно-политической организации. Хотя духовно-просветительская деятельность всегда для него оставалась приоритетной. В политику он шел в целях обеспечить все необходимые для нее возможности.
Ахтаевские истины
Ахтаев во всем старался придерживаться взвешенной позиции. Он заслуженно пользовался большим авторитетом как гибкий, но принципиальный политик, просветитель и крупный ученый-богослов современности не только у российских, но и у зарубежных мусульман, о чем свидетельствует книга, посвященная его жизни и деятельности, опубликованная в Египте.
Перу ученого принадлежат книги «Сборник хадисов» и «Все о хадже». Также он написал сотни аналитических статей, увидевших свет как у нас в России, так и за рубежом. Но еще остался целый ряд его неопубликованных работ, в том числе по мусульманской догматике, правоведению и грамматике арабского языка.
Жизнь Ахмада-Кади оборвалась в 1998 году при довольно загадочных обстоятельствах. С ним случился сердечный приступ по дороге в мечеть в родном селе. Есть версия, что он был отравлен.
Как бы там ни было, примерно в это же время в Махачкале был взорван муфтий Дагестана Сайид-Мухаммад Абубакаров, другой религиозный лидер, пользовавшийся в народе большим влиянием. Он не был единомышленником Ахтаева, но при всей принципиальности оставался человеком конструктивным, настроенным, как и Ахмад-Кади, в условиях нараставшей угрозы Второй чеченской войны, на внутримусульманский диалог. Расследований не проводилось. Преступники не найдены до сих пор.
Пока Ахтаев и Абубакаров были живы, крайние элементы не имели шанса возобладать в разнородном исламском движении в Дагестане. С их смертью поле оказалось расчищено. Радикалов обоих лагерей больше никто не сдерживал. Уже к лету 1999 года республику охватывает практически гражданская война по религиозному признаку.
Кредо ученого
Ахмад-Кади занимал гибкую последовательно научную позицию в религиозно-правовых вопросах, выступал за объединение мусульман на основе позитивных идей преобразования окружающего общества. Он был резким противником применения в дагестанских условиях концепции такфира.
Ахтаев призывал молодежь направить силы не на борьбу с суфизмом, а на разработку привлекательного для общества исламского социально-экономического и политического проекта. «Борцам с бид’а» он напоминал, что самое главное и вредное нововведение — это раскол и вражда мусульман между собой. А вопросы, разделяющие верующих на «тарикатистов» и «ваххабитов», Ахтаев призывал решать в ходе научных диспутов специалистов, а не с помощью кулаков, ругани и калашникова.
В целом, Ахтаев признавал серьезнейший вклад суфиев в развитие исламской цивилизации. Но порицал он крайности тех, кто лишь прикрывается идеями духовного совершенствования.
Ахмад-кади в середине 90-х участвовал в работе совместных дагестано-чеченских исламских структур, но он также понимал, что Кавказ связан с Россией, и цель мусульман региона виделась ему в том, что бы заставить федеральный центр считаться с Кавказом и сотрудничать с ним на равных. Он слыл противником вооруженного джихада.
Ахтаев призывал к отказу от насилия и поиску диалога. Еще 20 лет назад предупреждал, что конфликты лишь на руку противникам Ислама на Западе. По его мнению, за стратегией варваризации и примитивизации мусульманского движения стояли те, кто хотел бы, чтобы в обществе господствовали только одни ценности — «долларовые». Ахмад-Кади говорил это в первой половине 90-х. Тогда же он выдвинул идею православно-исламского союза в ответ на давление западного глобализма.
По стопам Ахмада-Кади...
Удивительно, как много он предвидел, как верны были его выводы, как четки формулировки. Через годы опьянения крайностями, мы только сегодня мучительном приходим к простым ахтаевским истинам — последовательному исламскому просвещению (да’ават), стратегии проповеди «от сердца к сердцу», нет альтернативы. Сделав круг в погоне за миражами «мировой шариатской революции», мы вернулись туда, откуда он начинал еще во время перестройки. Мусульмане России, да и всего постсоветского пространства, потратили несколько десятилетий, чтобы выстрадать идеи Ахмада-Кади.
Недавно один из учеников Ахтаева, вернувшийся после многих лет жизни за рубежом, где он оказался в результате «лихих 90-х», предложил активно идти в дагестанские вузы — читать лекции об Исламе будущей интеллигенции, доступным научным языком раскрывать им суть религии, ее конструктивный потенциал. На это другой ученик Ахмада-кади напомнил ему, что этим самым устаз занимался еще в далёкие 80-е.
Тогда, в бурной стихии, его мало кто поддержал. Никто не хотел вести ежедневную кропотливую работу, которая не сулит быстрых результатов. Все погнались за скорыми решениями. Счастливое «исламское завтра» казалось таким близким и очевидным. Оттого и падение с высоты самообольщения оказалось столь болезненным. Читать дальшеЗакрыть
Ответить
Ахмад-Кади Ахтаев — учитель учителей. Антиглобалистский дискурс в «русском мусульманстве». Ахмад-Кади был учителем учителей. То, что он говорил в начале и середине 90-х прошлого века, звучит словно это сказано только что. Помимо всего прочего, его можно назвать основоположником современного антизападного, антиглобалистского дискурса в «русском мусульманстве», феномене о котором еще в XIX в. говорил Исмаил Гаспринский. Многие его идеи и выражения очень распространены, но об их авторе широкому кругу известно мало. Своим учителем его считают самые разные деятели, сотни религиозных деятелей ...
Читать дальше