Община средины

Соборная мечеть села Уллуая
Сейчас со страниц печати и с экранов телевизоров часто приходится слышать досужие домыслы по поводу «ислама традиционного» и «ислама нетрадиционного». Как правило, этими рассуждениями занимаются или те, кто в этом меньше всего понимает, или понимает сам, но не очень-то хочет донести свои знания до других. Рассмотрим же на практике реальный пример сохранения исламских традиций в России. Под понятием «традиционного», на мой взгляд, следует считать ислам в тех частях общества, в которых соблюдение религиозных норм и обрядов не прерывалось, даже на небольшой период времени. Одним из тех островков, в которых ислам сохранился даже в годы самых жестоких гонений и не утратил прочность преемственности традиций, оставалось даргинское селение Уллуая Левашинского района Дагестана.

Даже в самое тяжкое время жители этого селения сохраняли свой исламский уклад жизни. Более того, они не только сами сохраняли ислам в быту своих семей, но и продолжали преподавать исламские науки, невзирая на все запреты и преследования. Уже в послевоенные годы в селе существовала подпольная система мусульманского образования, о которой знали все, включая и органы советской власти, но при этом авторитет мусульманских улемов был настолько силен, что их не решались трогать. Ислам всегда держал местное население в рамках мусульманской этики и морали. В последнее время в том же Дагестане когда многие перестали соблюдать религию, производство спиртного стало основной статьей дохода республиканского бюджета, а на улицах городов стали появляться женщины в «пляжных» костюмах. Но несмотря на это, жители Уллуая продолжали соблюдать мусульманскую высокую нравственность. В чем состоял секрет их феномена? Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ученые – наследники пророков». Именно ученые сохраняют и приумножают исламское наследие и передают его последующим поколениям. Именно исламские улемы сохранили исламские знания в Ферганской долине и в Гарме в Средней Азии. Сохранили они ислам и здесь, в горных аулах Дагестана. Одним из таких ученых в Уллуая был шейх Хизри, на протяжении многих лет являвшийся упоительным родником ислама в сердцах людей. Религиозное образование он получил в родном ауле из уст Али-хаджи Акушинского, духовного лидера Горской Республики, избранного в 1919 г. шейх-уль-исламом Дагестана. Шейх Хизри в 20 лет стал имамом и продолжил свое образование. Исламские науки начал преподавать в самое тяжелое время, после репрессий, носивших антирелигиозный характер, когда многие улемы либо были сосланы, либо просто боялись обучать людей истине.

В 50-60-е гг. шейх уехал в с. Губден Карабудахкентского района, работая там имамом, учил людей, и, создав в селе сеть подпольного мусульманского образования, оставив там своих учеников, вернулся в Уллуая. Результатом его деятельности в Губдене стало укрепление духовно-нравственных устоев общества. Хизри умер в 1998 г. в возрасте 112 лет, и, несмотря на потерю зрения за 10 лет до смерти, продолжал преподавать. Касаясь степени богобоязненности шейха Хизри, можно привести один весьма красноречивый пример. В конце 1960-х гг. в ауле было всего два коммуниста, один из которых был председателем сельсовета (для сравнения – в других селах коммунистов были десятки). Когда в 1967-68 г. он умер, Хизри отказался его хоронить по шариату. Когда его спросили, почему он делает это, шейх ответил: «Потому что этот человек кяфир (неверующий)». Первый секретарь райкома партии спросил: «А почему он кяфир?», на что получил ответ: «Потому что он коммунист». Секретарь поинтересовался: «А я кяфир?» «Да, ты тоже кяфир, потому что ты тоже коммунист» – ответил шейх. По тем временам такое заявление было проявлением невероятной смелости. Основной же заслугой шейха Хизри было создание и мудрое руководство системой мусульманского обучения. В Уллуая сейчас насчитывается десять мечетей, одна из них джума-мечеть на 1,5 тысячи человек, которая никогда не бывает пустой. Во время джума на улице не встретить человека, который должен быть на намазе. В селе из 5,5 тысячного населения аула пять Куръан-хафизов (знающих Коран наизусть), кроме того, очень многие знают несколько джузов Священного Корана. В селе никогда не прерывалась традиция следования исламу и обучения исламским наукам, которые продолжаются и сейчас. В ауле действуют два медресе – в одной живут и учатся 100 человек, в основном приезжие, второе рассчитано на 70 студентов. Преподавание ведется по следующим дисциплинам: арабский язык, фикх (мусульманское право) по мазхабу имама Шафии, тафсир, акыда, логика, риторика, заучивание Корана наизусть. Более четверти учеников медресе приехали обучаться из других сел и районов из Дагестана. Большинство педагогов преподавали еще в советские времена, например Мирза-хаджи ибн Мухаммад, ректор медресе, ученик шейха Хизри и Магомедсаидов Магомед, один из основателей медресе и очень уважаемый в селе человек. Надо признать, что Аллах щедро облагодетельствовал жителей этого села как в духовном, так и в материальном отношении.

Недаром уллуаинцы славятся на весь Дагестан не только своей религиозностью, но и своей зажиточностью. Еще с советских времен они, занимаясь торговлей и держа свое хозяйство, выделялись своим высоким достатком. И сегодня, несмотря на то, что в целом Дагестан является дотационным регионом с высоким уровнем безработицы и бедности, Уллуая остается преуспевающим и богатым селом. Этот факт поневоле вызывает уважение, и многие связывают его с тем, что люди живут по законам Аллаха, и Аллах дает им свой баракат. Сегодня мусульманскую общину России, и, в особенности Дагестана, раздирают противоречия, навязанные извне исламской уммы, основной причиной которых является элементарная религиозная безграмотность. В этой непростой ситуации жители Уллуая продолжают придерживаться «центристских» позиций и стараются не давать резких оценок ни одной из противостоящих сторон. Следуя словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Моя община – нация средины», уллуаинцы с самого начала стоят над бессмысленными распрями, и это тоже следствие того, что исламские традиции ни на один день не прерывались в этом селе. И говоря о так называемом «традиционном» российском исламе, трудно привести более типичный и точный пример, чем Уллуая. Молим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сохранил это селение, укрепил еще больше иман его жителей и вел их по правильному пути.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

НАДЖИБУЛЛА 30 Марта 2020г.
Ответить

Иншааллагь так и будем держаться ☝️👍

Амина 13 Декабря 2020г.
Ответить

АсалямуАлейкум У вас нету? Инстаграма?

    ashir01 13 Декабря 2020г.
    Ответить

    Есть

Яндекс.Метрика