95 лет восстания в Казахстане и Средней Азии

Картина советского художника Чуйкова "Восстание 1916 г"

Картина советского художника Чуйкова "Восстание 1916 г"

Теги:




0
28 Июня 2011г. (26 Раджаб)
25 июня 1916 года российский император Николай II принял указ о мобилизации мужского "инородческого" населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет на прифронтовые работы. Дилетантское, резкое по содержанию и оскорбительное по форме решение стало своего рода "спусковым крючком" для широкомасштабного восстания коренного населения на большинстве территорий Средней Азии и Казахстана. Это восстание было вероятнее всего самым крупным на национальных окраинах Российской империи со времени восстания в Польше в 1863-64 гг.



Как считает сайт "Фергана", восстание 1916 года было подготовлено всем ходом социально-экономического и политического развития российских владений в Центральной Азии. Несмотря на то, что присоединение казахских земель и завоевание Средней Азии стоило России гораздо меньших жертв и военных усилий, чем, скажем, завоевание Северного Кавказа, ситуацию, сложившуюся здесь, никак нельзя назвать благополучной или даже просто стабильной.



В Российской империи существовали правовые ограничения на основе конфессиональных различий и степени владения русским языком. В отношении мусульман данные ограничения регулировались подзаконными актами. В первые десятилетия после завоевания Центральной Азии имперске власти ввели ряд откровенно дискриминационных, а то и прямо оскорбительных меры, как, например, введенная на рубеже XIX-ХХ веков обязанность «туземцев» снимать головной убор перед российскими должностными лицами или, скажем, отведение особых мест для пассажиров в «туземной» одежде в ташкентских трамваях.



Однако, при безоговорочной готовности "инородцев" служить самодержавию и идее русской великодержавной государственности они фактически не действовали. Впрочем, для многих мусульман "власть куфра" была очень нежелательна в принципе.



Среди реформ предпринятых царской властью были: разрешение действовать на территории завоеванных земель ростовщическим банкам, ликвидция в Туркестане должности каз-калона (верховного судьи по шариату), запрет до 1900 года паломничества в Мекку, открытие властями «русско-туземных школ», которые конкурировали с мектебами и медресе. Мусульманские учёные рассматривали эти мероприятия царской власти как сознательный подрыв исламских устоев общества, что не могло не вызвать соответствующей реакции.



Помимо этого, царские власти инспирировали массовый приток в русских переселенцев в ряд районов Центральной Азии, с целью создать в колониальных владениях «ядро русских людей», что позволило бы сформировать там своего рода «лоялистскую» базу имперской власти и усилить контроль над этим важнейшим стратегическим регионом, а заодно решить проблему земли во внутренней России, не затрагивая помещичье землевладение.



Отношения между переселенцами и "туземцами" был конфликтными. Особенно острые он были с казаками, которым отводилось более половины экспроприированных у местного населения земель.



После вступления Российской империи в Первую мировую войну тлевший конфликт стал разгораться. Некоторые историки пишут о "внешнем влиянии", подразумевая симпатии местных мусульман Османскому государству. В то же время, необходимо отметить, что такая симпатия было постоянным явлениеи, так как не только мусульмане Центральной Азии, но и других регионов империи видел в халифе в Стамбуле своего покровителя.



Вспыхнувшее восстание в условия военного времени было подавлено с особой жестокостью. Точное количество погибших неизвестно – оценки даются в диапазоне от десятков тысяч до нескольких сотен тысяч «туземцев» и порядка 3-4 тысяч русских переселенцев. Вместо запланированных 480 тысяч удалось «реквизировать» лишь немногим более 100 тысяч «инородцев».



Как указывал депутат Государственной Думы кадет Степанов, восстание и его подавление создали «глубокую рытвину между местным населением и властью, превратив их в два враждебных лагеря, и в то же время привела к интенсивному росту национального самосознания народов края».



Для большинства так называемых «инородцев» конфликты, порожденные причинами преимущественно социально-экономического порядка, объективно приобретали форму противостояния с инорелигиозной, иноязычной и потому еще более враждебной властью. И, естественно, противостояния со всеми, кто в глазах «туземцев» являлся ее носителями, включая русских крестьян-переселенцев. Никакой иной формы это противостояние приобрести просто не могло.



Ни одна из проблем, стоявшая перед регионом, естественно, не была решена. Скорее наоборот – все проблемы обострились до крайности. Идет ли речь о противоречиях по земельному вопросу или о межнациональных отношениях. Проблемы эти по существу не были решены и после краха Российской империи – вплоть до нынешнего времени. Но это уже другая история.









Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика