Проблемы российских мечетей

news-q2WSFIUR3V

«Истинно, мечети принадлежат Аллаху и, не взывайте вместе с Аллахом ни к кому».

Одной из больших проблем в продвижении исламской идеи в общество сегодня является отсутствие осознания многими из мусульман принципа всеохватности Ислама и внедрение его норм и законов в свою повседневную жизнь. Как нередко бывает, даже часть руководителей мусульманских структур в основе своей деятельности видят лишь исполнение своих т. н. «служебных обязанностей», нередко ставя интерес своего ведомства выше задач исламского призыва, а иногда и в ущерб им.



Мечеть или исламская организация, которая именно и создается для приобщения людей к религии и исламского просвещения, становиться заложницей определенной группы людей или клана. Вместо того чтобы использовать официальный, значимый статус организации для содействия мусульманам в реализации их религиозных потребностей или защиты их интересов, становятся ревностными хранителями своей организации и статусного положения. Распоряжаясь общественным достоянием в соответствии со своим пониманием и интересом, нередко идущими в разрез с приоритетами религии, становятся хранителями ключей от здания.

Вместо того, чтобы быть в авангарде движения призыва, такие люди не только тормозят деятельность мусульманской общины и распространение исламского просвещения в обществе, гарантированных законом, но и дискредитируют саму идею Ислама и исламской организации.

В такой ситуации, организация превращается из активного центра по призыву и просвещению в застойный клуб ограниченного количества людей или в вотчину, оберегаемую от любых попыток влияния более активных членов общины на ее деятельность.

В Коране о подобном говориться, хотя в нашем случае речь о разрушении не идет, но приведенная выше практика парализовала деятельность сотен мечетей, лишив людей ее благостного влияния для оздоровления общества. Во многих деревнях мечети вообще пустуют или трепетно и торжественно открываются лишь по пятницам, а в некоторых городах, по чьей то неведомой указке открываются по расписанию государственных учреждений.

Аллах говорит о таком подходе к мечетям, являющимся домами Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни». (2;114).

Здесь важно обратить внимание на то, что в отличие от других видов греха, Аллах, за узурпацию и ограничение деятельности мечетей обещает ввергнуть человека в позор уже в мирской жизни, а уже в Последней жизни обещает ему великие мучения!

В результате такой пассивности теряется эффективность в работе мечети и ее влияние, особенно в среде мусульманской молодежи. И молодежь, вместо того, чтобы с энтузиазмом работать и реализовывать свой потенциал, используя уже имеющуюся базу, бывает вынуждена тратить время и силы на борьбу с застойными явлениями в общине или средства для создания собственной базы. А от всего этого страдает дело призыва, порученное Аллахом всем мусульманам.

Многие мусульмане, игнорируя установки Аллаха в своей повседневной жизни, не проявляя заботы о призыве к Исламу окружающих, иногда полностью пренебрегают и исламским воспитанием своих близких и детей. Предпочитая заботиться лишь об их светском образовании и земном благополучии, лишают их основы истинного вечного благополучия пред Создателем.

К сожалению, это свидетельствует о том, что многие и даже те, кто претендует на лидерство среди мусульман, не осознают приоритета вечного жилья над временным прибежищем. А осознание этого и стремление к вечной жизни является главным конечным смыслом нашего пребывания на земле и основной целью нашего усердия на пути Аллаха.

С точки зрения Ислама истинная польза для человека, и общества в целом, лишь в устройстве жизни в соответствии с божественным замыслом и Его системой, изложенной в послании человечеству – Коране. Иначе, человек, вместо того, чтобы обустроить Землю, приведет мир к расстройству и смуте, лишит себя доли и счастья в обоих мирах. Вот, что говорит Аллах Всевышний по этому поводу: «И тот, кто уклонился (от Пути Аллаха) и предпочел жизнь ближнюю, то, по истине геенна, это-прибежище! А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, Рай, это- прибежище». (79;37-41). Разъясняя эти Аяты имам Аш – Шатыби и другие известные исламские ученные говорили: «Ожидание пользы и сохранение себя от вреда в будущей жизни, является несомненным приоритетом перед выгодами земной жизни. Будет ошибочным предпочтение земной жизни в ущерб жизни вечной. И то, что лишает предпочтения благ вечной жизни, не соответствует цели Создателя, а значит, является ложным».

Многие, т. н. «этнические» мусульмане, как первичное предпочитают обретение статуса или материального благосостояния и входят тем самым в противоречие с основными положениями вероубеждения, рискуя лишиться благого прибежища у Создателя миров.

Во многом результат такого мышления базируется на слепом копировании мусульманами западной т. н. «светской» модели, будь то в поведении, в мышлении или образе жизни. Попытка адаптации Ислама к этой ложной, не свойственной ему концепции, противоречащей замыслу Всевышнего Аллаха, привела к застою и регрессу роли общины, мечети в жизни мусульман. Также это привело к ограничению роли общины в призыве и лишило многих «этнических» мусульман практики исламских норм и правил поведения в своей обыденной жизни, вне стен мечети. Разделив свою жизнь на два противоречивых начала –

т. н. «светскую» вне мечети и «духовную» в стенах мечети они уподобились приверженцам других религиозных мировоззрений, исповедующих не приемлемый для мусульманина принцип: «богу богово, а кесарю кесарево».

Согласно учению Ислама, вся жизнь человека, каждый его поступок и деяние, от колыбели и до смерти, должны соответствовать закону Создателя. Он, через своих посланников, в течение всей истории человечества разъяснял и устанавливал для человека нормы поведения и правила жизни, пока не дошло время для завершающего этапа божественного послания – Ислама.

И мусульмане, приняв его, произнеся символ веры, добровольно приняли руководство Аллаха во всех сферах своей жизни, во всех случаях пребывания в этом мире. Конечно же, кроме тех, которые, быть может, произнесли эти главные для мусульманина слова без глубокого понимания их смысла и осознания того, к чему они его призывают.

Возьмем, например, актуальный для сегодняшнего дня вопрос противостояния мусульманина злу. Хотя это является обязанностью не только мусульман, но и каждого человека, гражданина страны, мусульмане в этом отдельно отмечены посланником Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе по этому поводу упоминает три вида сопротивления злу, которые являются обязанностью мусульманина или мусульманки. Это – сопротивление злу действием или выступая против него словом или осуждая его сердцем.

Теперь обдумывая это установление Ислама, зададим себе вопрос: «А многие ли из нас задумываются над тем, что происходит вокруг нас? Какова наша, как мусульман реакция и отношение на это? Что мы, как мусульмане, как имамы делаем, чтобы мир, хотя бы вокруг нас стал лучше, справедливее, а зла, вражды, ненависти и зависти, которые нередко испытывают мусульмане на себе, стало меньше? А, не увлекаемся ли мы своей личной выгодой, приростом авторитета и материального благосостояния в ущерб деятельности по укреплению справедливости и призыву людей к благочестию, а значит к спасению? Заботимся ли мы о духовном мире наших детей, внуков, родных и близких или лишь исполняем свои «должностные» обязанности имама, казыя, муфтия и призываем к благочестию только с трибун мечети, забывая о Боге в кругу семьи, друзей или трепетно стоя пред сильными мира?». Или другой пример, когда даже люди, облаченные религиозной ответственностью, принимают на вооружение отвратительный принцип «цель оправдывает средства» и прибегают к мерзким поступкам как лжедоносительство, навет и клевета, чтобы добиться возвышения своего положения в общине, не задумываясь о горьких последствиях тяжкого греха. Пророк призывал, обращаясь к мусульманам: «Не враждуйте между собой, не завидуйте друг другу, не отворачивайтесь друг от друга и не порывайте отношений друг с другом! Будьте рабы Аллаха братьями! Не дозволено мусульманину оставлять своего брата мусульманина в обиде более трех дней». Среди всего сказанного и такие примеры, к сожалению, нередки сегодня среди мусульман, и это разрушает единство Уммы, сеет чувство недоверия, подозрительности и вражды среди последователей мусульманской общины.

Передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот среди вас, кто видит зло, должен пресечь его своими руками; если у него не хватает сил, чтобы сделать это, он должен осудить его своим языком; если же у него не хватает сил и на это, то ему следует отторгнуть его сердцем, и это будет наименьшим проявлением веры» (Муслим).

Смысл этого хадиса отнюдь не ограничивает понятие «зло» отступлениями от исполнения предписанного Шариатом или пренебрежением запретами Аллаха. Он объемлет все, что является злом в самом широком понимании смысла этого слова. Если творится какое-либо беззаконие, попираются права, в том числе и религиозные или гражданские, творится бесчинство или унижение человека, то долг мусульманина, и в первую очередь религиозного лидера, не оставаться пассивным по отношению к этой несправедливости, а всяческий, законными методами содействовать торжеству справедливости.

Пассивность не приемлема для мусульманина вообще, но особенно не приемлема, если он облачен религиозным долгом. Если община мусульман наделила человека теми или иными полномочиями, которые являются для него аманатом, т. е. вверенным ему, то он берет на себя большую ответственность перед людьми и самим Аллахом и, в конечном итоге будет нести за это ответственность.

Пророк Мухаммад (мир ему), предупреждая о подобном в жизни его общины, говорил: «Истинно, тот из вас, кто проживет долгую жизнь, станет свидетелем многочисленных раздоров, а потому строго следуйте тому пути, по которому я вел вас, и по Сунне праведных халифов, – не отступайте от нее ни на йоту. Не допускайте никаких нововведений, ибо каждое из них – измышление, а в каждом вымысле – заблуждение, а в нем-то – прямая дорога в Ад». (Ат-Тирмизи и Абу Дауд).

Как и говорил пророк (мир ему), заблуждения людей по поводу обустройства жизни, произвольный выбор объекта поклонения и подчинения, нововведения в понятиях разрешенного и запретного, утеря связи со своим Создателем и отказ от неукоснительного исполнения своих религиозных обязанностей, возложенных Создателем, лишили жизнь многих всякого другого смысла кроме материального.

Подобное безразличие, охватившее некоторых к судьбе своей общины, к судьбе мусульман и, в конечном итоге к своему собственному будущему, лишает их особого доверия Аллаха и той ответственности, которой Аллах наделил мусульман: «Вы были самой лучшей из общин, которая явлена к людьми, ибо вы призывали к одобряемому и удерживали от порицаемого и веровали в Аллаха» (3:110).

Если же мы не будем призывать к одобряемому, а более того будем препятствовать призыву, и не будем удерживать от порицаемого, а будем творить порицаемое, то можем ли мы надеется, что будем отнесены к самой лучшей общине, о которой говорит Аллах? А Всевышний Аллах призывает нас усердствовать, а не являться препятствием на Его пути! Он говорит, обращаясь к каждому из нас, не зависимо от нашего нахождения в мечети или вне ее, независимо от вверенного статуса или отсутствия оного: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом...» (22;78). «А когда будет кончена молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы преуспеете!». (62;10).

Автор: Нафигулла Аширов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика