Информационное
агентство России
15°C
23 сентября, 15:59

Курорты Северного Кавказа станут брендом России?

daizy
Курорты Северного Кавказа станут брендом России?
Горы, море, ландшафт, а также исторические памятники станут основой туристического кластера Северного Кавказа

По оценке Ростуризма, в январе – июне 2011 года в России побывало 817,2 тыс. туристов, или на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Зато россияне охотно отдыхают за границей: по подсчетам WTTC, число таких туристов увеличилось с 9,5 млн. в 2009 году до 12,6 млн. в 2010-м. Эту ситуацию, по мнению экспертов, можно изменить уже в ближайшем будущем, когда начнут действовать курорты на территории всего Северного Кавказа. Жители самих горных республик, также с нетерпением ждут этого дня, надеясь работать в туристической инфраструктуре.

Президент РФ Дмитрий Медведев придает большое значение созданию туристического кластера на Северном Кавказе. Глава государства считает, что туристический кластер поможет решить проблему занятости в регионе.

«Большое значение придаем туристическому и рекреационному кластеру, потому что это очень важное направление, исконное для Северного Кавказа», — сказал глава государства на встрече с главой Северной Осетии Теймуразом Мамсуровым. Медведев признал, что «далеко не все готовы работать в сфере обслуживания», но назвал это «предрассудками, которые нужно лечить с помощью правильной ориентации и профессиональной подготовки».

Однако опрос, проведенный накануне Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), говорит о том, что большинство жителей районов Северокавказского туристического кластера хотели бы работать в индустрии гостеприимства и готовы проявить радушие по отношению к туристам вне зависимости от их национальности. Таковы результаты социологического исследования перспектив развития туризма на Северном Кавказе.

59% респондентов заявили, что хотели бы работать в крупном туристическом центре при условии его территориальной близости к месту проживания (42% — «Да, в полной мере», 17% — «Скорее да»), и лишь 26% опрошенных не желают этого делать (4% — «Нет, ни при каком условии», 22% — «Скорее нет»). Наибольшая доля тех, кто хотел бы трудоустроиться во вновь возведенном курортном комплексе, была выявлена в Матласе и Мамисоне (69% и 57%, тех, кто ответил «Да, в полной мере», соответственно). Среди респондентов, которые хотели бы работать в туристическом центре, преобладают, прежде всего, жители среднего (60% ответивших «Да, в полной мере» и «Скорее да») и старшего (66% ответивших «Да, в полной мере» и «Скорее да») возраста. В большей мере готовы к подобному трудоустройству опрошенные с невысоким уровнем материального положения (45%).

Более половины тех, кто потенциально хотел бы работать в туристическом центре, готовы ради такого предложения сменить свое текущее место работы. Об этом уверенно сказали 48% опрошенных и еще 26% — скорее готовы так поступить. Наибольшая доля тех, кто готов поменять место работы – в Матласе (80% — «Да», 9% — «Скорее да») и Мамисоне (59% — «Да» и 33% — «Скорее да»).

Исследование ВЦИОМ показало, что вопреки расхожему мнению, жители Кавказа не откажутся от работы в сервисных сферах. Так, поварами и официантами готовы работать 12% опрошенных, горничными и слесарями – 9%, спортивными инструкторами хотят быть 11%, гидами и аниматорами – 15% , еще 6% готовы заниматься любой работой в сфере гостеприимства, 20% видят себя в торговле.

Анализ данных в социально-демографическом срезе показал, что в наибольшей степени готовность работать в сфере гостеприимства и обслуживания гостей характерна для женщин, нежели для мужчин (27% против 13%), а также для опрошенных старшей возрастной группы — от 45 лет (25%). Чаще на это готовы опрошенные со средним и неполным средним образованием (26% и 38% соответственно) и те, кто дает своему материальному положению наиболее низкую оценку.

Участники опроса в целом нейтрально оценили возможные экологические последствия строительства курортного комплекса. В региональном срезе некоторую озабоченность такими последствиями проявили жители Лагонаки и Матласа. В Мамисоне, напротив, надеются, что с созданием курортов состояние окружающей среды улучшится. Ключевой мерой для обеспечения экологической безопасности при строительстве курорта, по мнению жителей, должно стать использование экологичных материалов, техники и технологий (59%).

Большинство опрошенных на вопрос о том, к туристам каких национальностей они отнеслись бы с большим гостеприимством, ответили: «Ко всем одинаково» (63%). Доли тех, кто ответил «к туристам из моего региона» и «к туристам из всего СКФО», составляют 14% и 12% соответственно. При этом, в отношении всех национальностей существует устойчивая группа опрошенных (от 14% до 16%), которые формируют свое отношение не столько исходя из этнических стереотипов, сколько из оценок реального поведения конкретных людей.

В исследовании, проведенном в октябре-ноябре 2011 года, были опрошены 1500 человек в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в районах строительства Северокавказского туристического кластера. Исследование показало, что до 50% опрошенных жителей региона осведомлены о строительстве крупного курортно-туристического центра на Северном Кавказе. Абсолютное большинство опрошенных высказались в пользу строительства горнолыжного курорта (75% отнеслись положительно и еще 16% — скорее положительно).

Полученные оценки свидетельствуют о том, что респонденты в целом положительно характеризуют влияние строительства на различные аспекты жизни в регионе. Причем в особенности положительный эффект видится ими в части обеспечения занятости населения (оценено на 2,11 балла из 3,00) и повышения уровня жизни в регионе (оценено на 1,97 балла из 3,00).
Также стало известно о том, что госкомпания «Курорты Северного Кавказа» добивается расширения полномочий. Проектом планируется создать структуру, которая развивала бы все курортные зоны в стране – например, на Камчатке, Байкале, Каспийском и Черном морях.

В планах КСК – создать на базе госкорпорации новую, если правительство даст согласие на подобное расширение полномочий компании. При этом принятая летом федеральная программа по внутреннему туризму предусматривает финансирование в размере 332 млрд. рублей до 2018 года. Как отмечают эксперты, роль главного курортного оператора стала особенно интересной после появления этой ФЦП.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: