Так где же молиться мусульманам?

И в дождь и в зной ...
Всем, кто посещает мечети в Москве или других крупных городах, известно, с какими трудностями сталкиваются мусульмане. И дело тут не только в правоохранительных органах, которые частенько проводят тотальные проверки документов выходящих из мечети людей.

Одна из главных проблем состоит в том, что в пятничный день в четырех московских мечетях для большинства молящихся просто нет места. Места нет даже во дворе, не говоря уже о самих зданиях мечетей, которые вмещают лишь малую толику всех желающих. Верующие вынуждены совершать молитву в страшной тесноте, или под открытым небом, где то дождь, то снег, то холод, столь нередкие в российском климате. Такая нездоровая ситуация длится вот уже на протяжении многих лет, и конца этим нелегким испытаниям пока не видно.



Эта тема неоднократно поднималась мусульманами в их обращениях и письмах, освещалась на исламских информационных сайтах. Как ответ на все обращения мусульман в СМИ была опубликована статья "Намаз на снегу. Пятничные пытки российских мусульман", в которой во всех подробностях описывались мытарства мусульман, приходящих на пятничные молитвы.



Получается замкнутый круг: молящихся мусульман день ото дня становится больше, а мест в тесных столичных мечетях для всех желающих не хватает, и вряд ли будет хватать даже после расширения мечети на Проспекте мира. Строительство же новых мечетей в других районах столицы, что было бы логично, из-за ряда объективных, а больше субъективных причин сегодня стало невозможно.



Так что же делать? Где выход из сложившейся, казалось бы тупиковой ситуации?



В этом случае, как принято в России, очень уместна ссылка на зарубежный опыт. Организация религиозной жизни мусульманских общин других стран, где приверженцы ислама, так же как и в России, являются религиозным меньшинством, очень показательна и поучительна.



Как известно, во многих европейских столицах наряду с существованием крупных исламских центров, таких как Парижская мечеть или Исламский центр в Вашингтоне, Риме или Лондоне, существуют многие десятки, а то и сотни так называемых молельных помещений. Именно в них большинство мусульман, не имеющих возможности попасть в мечеть, беспрепятственно, в нормальных условиях совершают коллективные молитвы, в том числе и пятничные. Эта вынужденная мера (учитывая вышеперечисленные обстоятельства) не противоречит исламскому принципу совершения молитв, а наоборот, позволяет большему числу мусульман вовремя и без всяких неудобств и неоправданных мучений участвовать в совместном намазе. Более того, в истории ислама были аналогичные случаи, когда мусульманам приходилось совершать молитвы не в мечети, а там, где это удобно для людей.



В вышеупомянутой статье приводится хадис пророка Мухаммада (мир ему), где сообщается, что Ибн Аббас сказал муэдзину в дождливый день: "После того, как ты скажешь "Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха", не говори "Приходите на молитву", а говори "Молитесь в своих домах". Люди возразили против этого, и он ответил им: "Тот, кто был лучше меня (т.е. посланник Аллаха) поступал таким образом. Пятница является обязательной, но мне не нравится, когда вам приходится ходить по грязи и слякоти".



Тут же приводится, что Абу Малих сообщил, что его отец застал пятницу вместе с пророком (мир ему и благословение). В этот день шел дождь. Люди были беспокоились за свою обувь, и тогда посланник Аллаха велел, чтобы они молились в местах, где они остановились. Этот хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджа.



Такова одна из милостей Всевышнего Аллаха к своим рабам, переданная через сунну посланника Аллаха. Он всегда проявлял заботу о своих сподвижниках и единоверцах, получивших возможность при определенных обстоятельствах совершать намазы вне мечетей, при этом не нарушая предписаний шариата.



В этом плане мусульманам большие возможности организации и совершения коллективных молитв дает, наряду с шариатом, и федеральный закон "О свободе совести и о религиозных организациях", с которым, к сожалению, мало кто знаком.



В частности, в нем говорится: "Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций".



Пункт 1 статьи 7 указанного закона гласит: "Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".



А в пункте 3 статьи 7 закона говорится: "Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками".



Данные положения закона открывают перед мусульманами неограниченные возможности для нормальной организации своей религиозной жизни в сложившихся условиях, когда человеку, вынужденному совершать намаз на снегу, под пронизывающим ветром, нередко приходится выбирать между пятничной молитвой и своим здоровьем.



Исходя из текста закона, каждый мусульманин, имеющий какое-либо подходящее помещение, будь то часть собственного офиса или какое-либо другое место, может и имеет право предоставить его (хотя бы) для проведения пятничных молитв. Этим он может облегчить страдания мусульман и получить вознаграждение Аллаха за богоугодное дело. Благо, что федеральный закон РФ в этом вопросе дает верующим неограниченные возможности и всеобъемлющие права. Кстати, этим очень эффективно пользуются представители других конфессий, открывая и организуя повсеместно всякого рода культурные, национальные, клубные и прочие центры, используемые и для религиозных целей. Ведь религиозная группа, о которой упоминает закон, может состоять как из нескольких, так и из многих десятков, а то и сотен верующих, которые имеют полное право свободно и беспрепятственно организоваться "…для совместного исповедания и распространения веры, осуществляя деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".



На сегодняшний день это сегодня является вполне достойным выходом из кризисной ситуации, сложившейся в Москве, способом организации и осуществления пятничных молитв в нормальных, достойных человека условиях, как это принято во всем мире. А недостатка в людях, имеющих религиозные навыки и образование, среди мусульман сегодня нет. Благо, что по шариату для проведения пятничной хутбы и молитвы имаму не требуется чьего-либо "благословения", а достаточно лишь определенных знаний и доверия со стороны мусульман.

Автор: Нафигулла Аширов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика