Информационное
агентство России
0°C
18 декабря, 21:32

Иисус против корпораций финансистов, клерикалов и геев

Библия и Коран созвучны в вопросах противостояния пороку

Rinat
Иисус против корпораций финансистов, клерикалов и геев
Подключился бы мессия Иса (Иисус) к американскому движению сегодняшнего дня?
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не
нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф: 5: 17)

Некоторое время назад ряд источников, со ссылкой на The Daily Mail, сообщили о полной поддержке Архиеписком Кентерберийским Роуэном Уильямсом мирового движения «Оккупируй Уолл-Стрит». По словам главы Англиканской церкви, Иисус, живя в нашу эпоху, присоединился бы к демонстрантам, принимая на себя риски, а не просто занимая чью-то сторону. Он постепенно менял бы «всю атмосферу своими вопросами», задаваемыми им «богатым и бедным, капиталистам, протестующим и духовенству».

Напомним, что участники движения «Захвати Уолл-стрит», первая акция которого прошла в Нью-Йорке 17 сентября, выступают против социального неравенства и чрезмерного, по их мнению, влияния корпораций в США. В этой связи попытаемся, хотя бы в общих чертах, рассмотреть, насколько можно согласиться в мнением авторитетнейшего Р.Уильямса?

Некоторые параллели

Для осознания, насколько нынешняя тема оказалась бы «близкой» пророку, целесообразно обратиться к отдельным эпизодам Библии и озвученному в Коране.

Согласно Евангелию от Иоанна, с приближением Иудейской Пасхи, Иисус, придя в Иерусалим, столкнулся, «что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег» (говоря сегодняшним языком, здесь происходил «обмен валют»). «Сделав бич из веревок», Иисус всех выгнал из храма, «деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул», произнеся в адрес «продающим голубей: возьмите это отсюда» и дом Божий «не делайте домом торговли»(Ин 2: 13-16).

Данный сюжет прекрасно отражен в видео-версии известного мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» («Jesus Christ Superstar») Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Увидев свет в 1971 г., рок-опера, согласно воспоминаниям легендарного советского саксофониста Алексея Козлова, «сперва была предана анафеме Католической церковью, и лишь позднее – признана как богоугодная и чуть ли не канонизирована»(1). А, скажем, в сегодняшнием курсе лекций для дистанционного обучения по учебному пособию «Религии мира» Педагогического университета «Первое сентября» это произведение помещается в разряд протестантской музыкальной культуры(2).

Тем самым в рассматриваемом нами аспекте проведение параллели библейского повествования с ее переложением на музыкальную палитру не кажется чем-то нонсенсным. Другое дело, отражение «связки» представляется целесообразным по причине представления авторами рок-оперы Иисуса земной личностью со своими переживаниями и думами, сторонником истинной демократии во имя созданий Господа. Что подтверждается словами Тима Райса о рассмотрении Иисуса в произведении «не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте». С его слов, при отражении истории «Иисуса-человека» величие пророка «лишь возрастает».

Так вот, данный контекст вполне попадает в унисон со сказанным сегодня Роуэном Уильямсом в плане «гипотетического» оказания Иисуса «в нужном месте в нужное время» на переживаемом этапе в ракурсе движения «Оккупируй Уолл-стрит».

Дома на песке и на страхе; фарисейство в кавычках и без

Давайте вспомним, что привело к акциям Иисуса в Иерусалимском храме?

По смыслу сказанного пророком, всякий, слушающий и исполняющий слова Бога, подобен «мужу благоразумному», построившему «дом свой на камне». Когда пошел дождь, «разлились реки и подули ветры», устремясь «на дом тот», он «не упал, потому что основан был на камне». Неисполняющий же предписания Всевышнего «уподобится человеку безрассудному», воздвигнувшему «дом свой на песке». Посему дожди, реки и ветры привели к разрушениям: дом «упал, и было падение его великое»(Мф 7: 24-27).

Аналогичная мысль отражается и в Коране, посредством фиксации, что лишь мечеть, с первого дня основанная «на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней», ведь заложивший «основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству» лучше возведшего Дом «на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны». А Аллах «не ведет прямым путем несправедливых людей» (сура «Покаяние»: 107-109).

Что касается дальнейших рассуждений Иисуса, он назидал «народу и ученикам Своим» соблюдать и исполнять призывы засевших «на Моисеевом седалище» книжников и фарисеев, но не поступать «по делам» их. Ибо «они говорят и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Матф. 23: 1-7).

А уже далее пророк переходит к обличению книжников и фарисеев, называя их лицемерами, не соблюдающими «важнейшее в законе: суд, милость и веру», которые «надлежало делать». «Горе вам, — обличает Иисус чиновников от религии, — что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды», уподобляясь «окрашенным гробам», снаружи кажущимися «красивыми, а внутри» полных «костей мертвых и всякой нечистоты. «Так и вы, — резюмирует Иисус, — по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23: 23-28).

Мы не будем как-то комментировать библейский текст в преломление к приведенному в начале статьи акцента Р.Уильямса. Наверняка, у читателя может возникнуть собственное видение приведенных цитат, позволяющее провести нить из древности в день сегодняшний. Однако попытаемся рассмотреть еще один нюанс, который глава Англиканской церкви неоднократно затрагивал в контексте нынешнего исторического этапа.

Насколько легализация однополых браков соответствует библейским заповедям?

Согласно президенту США Бараку Обаме (директива от 6 декабря 2011 г.), приоритетом американской внешней политики за рубежом объявляется борьба за права сексуальных меньшинств. По словам же госсекретаря США Хиллари Клинтон, в плане защиты гомосексуализма, «никакие традиции или обычаи не могут быть выше прав человека», присущих «всем нам»(3).

В этом аспекте, вопрос тут даже не в оценке губернатором Техаса, одним из потенциальных кандидатов в президенты США от Республиканской партии Рика Перри меморандума Белого дома частью «войны против традиционных американских ценностей», ведущуюся вашингтонской администрацией. Важнейшая тонкость – в базировании этих ценностей на библейских заповедях. Но тогда насколько в ракурс прав человека «вмещается» несоблюдение религиозных запретов?

Один из основных нюансов состоит в том, что нарушение призывов Бога находится как бы в «зоне» морали, т.е. человек, в случае такого развития событий, остается с Богом один на один, надеясь на прощение Всевышнего. А, скажем, наказание целого региона (Содом и Гоморра), как обращают внимание в Иудаизме, произошло вследствие того, что гомосексуализм перестал быть личным делом человека, оказавшись возведенным в норму жизни. Т.е. принял форму Закона, фактически направленного против постулатов Господа. Сегодня же во многих ареалах однополые браки признаны легитимными на официальном (законном) основании; фигурирует даже Закон о гомофобии.

Вот, спрашивается, а в этом вопросе на чьей стороне был бы сегодня Иисус (гипотетически)? Нередко утверждается о незатрагивании Иисусом конкретики в плане сексуальной ориентации, однако, так ли все однозначно? Элементарно, общеизвестен ветхозаветный сюжет о Луте (Лот) и его гостях, отраженный и в Коране. Так вот, в Новом Завете конкретизируется, что «во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17: 28-30). Не будем сейчас останавливаться на том, что подразумевается (и в какой форме) под явлением мессии Иисуса, а лишь зафиксируем прозвучавшее. Попутно приведя еще один отрывок из Евангелия: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца… Потому предал их Бог постыдным страстям», в частности: «Мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 18, 25, 27).

Наверное, это — тема отдельного материала. Приведены же данные нюансы, вследствие их стыковки с рассматриваемой нами темой.

Как бы то ни было, мысли Роуэна Уильямса о связке образа Иисуса с движением «Оккупируй Уолл-Стрит», в общем-то, не лишены оснований, мягко говоря.

Субъективно? Время покажет…

_______________________________
1.Алексей Козлов. Козел на саксе
http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/KOZLOV/kozel_na_saxe.txt
2.Андрей Кулаков. Учебный план лекционного курса
http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200502209)
3.Защита прав сексуальных меньшинств – приоритет внешней политики США
http://www.voanews.com/russian/news/Obama-gay-rights-2011-12-07-135151108.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: