Пора вспомнить заветы Александра Невского и Исмаила Гаспринского

Исмаил Гаспринский и Александр Невский

Исмаил Гаспринский и Александр Невский

Теги:



0
20 Марта 2008г. (12 Раби аль-авваль)
В наши дни ислам притягивает многих неравнодушных и активных людей, стремящихся к построению общества социальной справедливости. В этой связи, понятно, чрезвычайно велика роль наставников верующих – тех, кто дает им правильное представление о религиозных ценностях, а также о том, как на основе этих ценностей строить свою жизнь и влиять на окружающую действительность.

К сожалению, в нынешней России наблюдается подлинный дефицит настоящих, харизматических руководителей (и это касается не только мусульманской общины!), в качестве лидеров в основном оказываются люди-пустышки, марионетки и манекены, несамостоятельность и ничтожность которых заметна невооруженным глазом. Вряд ли ошибусь, если скажу, что сегодня среди российских мусульман нет ни одного подлинного духовного авторитета. Поэтому-то, как справедливо подметил один эксперт, «энергия социально-религиозного протеста, скопившаяся в душах борцов за «чистый ислам», выплескивается подчас в формах, совершенно неприемлемых для цивилизованного общества».



Между тем в царской России в мусульманской среде были настоящие, а не назначенные правительством лидеры и духовные учителя, ведшие свою паству по Божьему пути и справедливо указывавшие на «близость русских и мусульман», на их «стихийное родство», на присущее им глубокое «неприятие Запада» и верившие в «неизбежность общего будущего». Одним из них, бесспорно, был Исмаил Гаспринский, автор таких работ, как «Русское мусульманство» и «Русско-восточное соглашение». Ряд его мыслей, как представляется, не утратил своей актуальности и теперь. Именно поэтому вполне заслуживают быть приведенными хотя бы несколько высказываний этого незаурядного человека, жившего на рубеже 19-го и 20-го веков:



«…в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских

государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы. (…)



…ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покоренному, вообще чужому племени, как наши старшие братья, русские. Русский человек и простого, и интеллигентного класса смотрит на всех, живущих с ним под одним законом, как на «своих», не выказывая, не имея узкого племенного самолюбия. (…)



(…) Служащий или образованный мусульманин, принятый в интеллигентном обществе, торговец в среде русского купечества, простой извозчик, официант в кругу простого люда – чувствуют себя одинаково хорошо и привольно, как сами русские, не тяготясь ни своим происхождением, ни отношением русского общества, так что образованные мусульмане, имевшие случай знакомиться с разными европейскими обществами наиболее близко, искренне сходятся с русскими людьми. Это не более как следствие едва уловимого качества русского национального характера, которое, я уверен, весьма важно для будущности русских и живущих с ними племен. (…)



Сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять ее истребителем и беспощадным врагом ислама и западной культуры – прямой расчет европейцев. Они ловко и систематически эксплуатируют (…) недоразумения в отношениях между мусульманами и русскими. Недоразумения эти роковые и чрезвычайно выгодные для Европы. Грабить экономически весь Восток, держась на дружеской ноге, и ослаблять Россию периодическими войнами с мусульманами, снаряженными и вооруженными западными друзьями, – вот политика, от которой Запад во всяком случае ничего не теряет, ибо даже освобождаемые Россией мелкие народности, родственные ей, за исключением славной Черногории, тянут свои ручки к Западу, пока не нужна помощь мощной братской России. Это замечание мое, правда, не относится к простому народу, к массе, но ведь она, эта масса, никогда не играет руководящей роли.



Мусульмане, получающие образование на Западе или слушающие лекции профессоров, приглашенных оттуда, или изучающие науки по переводам книг и газет того же Запада, конечно, имеют крайне смутное и неправильное представление о России и о русском народе. (…) К сожалению, и у нас в России изучение и знакомство с Востоком тоже не достигло должного развития. (…) Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их. (…) Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная. Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать: их умение не слишком разнится, но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком, как оно и есть. (…) Культурная, так сказать, стихийная близость народов Востока с русским народом видна из того, что нигде сын Востока так легко не обживется, как в России. (…) …в Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и пр. (…) Что же влечет их в Россию и к России, как не стихийное родство?»



Сегодня, понятно, дело не столько в «стихийном родстве», сколько в экономической выгоде, но все же в наблюдениях Гаспринского, следует признать, остается много верного. Как подмечает Юрий Михайлов в своей книге «Пора понимать Коран»: «Высказываниям И. Гаспринского созвучны мысли нынешнего митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: «Мусульманство, мнимой агрессивностью которого запугивают общество некоторые журналисты, на деле может стать одной из главных державных скреп Российского государства. Знаменитый проповедник Христов архиепископ Дмитрий (Абашидзе), впоследствии схиархиепископ Антоний, в свое время возглавлявший Туркестанскую епархию, свидетельствовал: «Мусульмане всегда были верными подданными Российской державы». Многими веками раньше, во времена Святой Руси, прозвучали как завет потомкам слова святого благоверного князя Александра Невского: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».



Очевидно, можно лишь искренне пожалеть о том, что многие современные руководители России запамятовали, либо просто не хотят знать мудрый завет великого князя, основанный не только на личном опыте, но и на геополитических реалиях.

Автор: Валентин Пруссаков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика