-2°C
24 октября, 07:13

У ливанских христиан найдены гены крестоносцев

art_dev
У ливанских христиан найдены гены крестоносцев

В генетическом коде мужчин из христианской общины Ливана ученые выделили черты, указывающие на их происхождение от средневековых крестоносцев. Об этом говорят результаты исследования, проведенного среди нескольких сотен мужчин в Ливане, являющихся представителями христианской общины.

У мусульман в Ливане генетический код имеет больше общих признаков с жителями Аравийского полуострова. Исследование проводилось в рамках проекта «География гена», призванного выделить направления миграций прошлого через генетический код. Об этом сообщает BBC.

Прежние исследования в странах Ближнего Востока и Северной Африки уже фиксировали признаки масштабных миграций с Аравийского полуострова, которые можно связать с распространением ислама в VII-VIII веках нашей эры.

Однако следов переселенцев из Западной Европы в регионе ранее не наблюдалось; обнаружение их в Ливане, который был одним из основных конечных пунктов Крестовых походов XI-XIII веках, указывает на вероятное время миграции. Исследователи подчеркивают, что в целом генетический код христиан и арабов-мусульман в Ливане почти полностью совпадает, и обнаруженные различия крайне малы.

Предметом исследования был состав Y-хромосомы, которая имеется только у мужчин и является единственным признаком, отличающим мужчин от женщин на генетическом уровне. Y-хромосома воспроизводится от отца к сыну. При копировании случаются небольшие ошибки, которые накапливаются в течение многих поколений, что позволяет выделять среди Y-хромосом так называемые гаплогруппы, до некоторой степени соответствующие месту происхождения.

В Ливане исследователи изучили код 926 мужчин. Оказалось, что у христиан часто можно выделить участок хромосомы, условно обозначаемый как WES1. Прежде он был известен главным образом по жителям Западной Европы.

У мусульман часто встречался код с условным обозначением J1, типичный для потомков выходцев с Аравийского полуострова. У христиан он встречался реже. «Это странно, поскольку, как правило, мы не наблюдаем такого расслоения по религиозному признаку», — прокомментировал директор проекта «География гена» Спенсер Уэллс.

«Целью исследования было привнести научный элемент в историю этой страны, которая сама по себе очень богата», — говорит один из авторов, Пьер Заллоуа из Ливанского американского университета в Бейруте.

«То, что с экспансией из Аравии и миграцией из Европы эти две великие цивилизации сошлись в Ливане и оставили не только свои гены, но и свою культуру и образ жизни, делает нашу страну только богаче», — добавляет он.

Полностью исследование генетического кода ливанцев опубликовано в журнале «American Journal of Human Genetics». Проект «География гена» был запущен журналом «National Geographic» в 2005 году для того, чтобы восстановить картину заселения различных частей земного шара.

Созданный для реализации проекта консорциум продал более 250 тысяч наборов для тестирования ДНК, а региональные центры взяли образцы генетического материала у 31 тысячи человек.