Информационное
агентство России
16°C
24 сентября, 15:22

Театр на страже исламских ценностей

Ahmed
Театр на страже исламских ценностей
Пьеса о жизни М.Буби - одна из лучших постановок сезона

В декабре 2011 года на сцене Татарского государственного академического театра им. Галискара Камала состоялась премьера спектакля «Любовь бессмертная» («Үлеп яратты»).

Спектакль был посвящен жизни и деятельности выдающейся личности, педагога-просветителя, первой в истории ислама женщины-казыи (исламского судьи) Мухлисы Буби.

Судьба этой женщины многогранна, трагична. Спектакль открывается драматической сценой: сотрудники НКВД приходят к ней в дом с обыском, находят золотые украшения, которые она копила всю жизнь для того, чтобы осуществить свою мечту – совершить паломничество в Мекку (хадж), и обвиняют в контрреволюционной деятельности.

В конце XIX – начале XX веков в селе Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) создается уникальный для татарского общества того времени комплекс мужской и женской школы. Историки утверждают, что подобного очага просвещения для женщин не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире. В медресе Иж-Буби обучались многие представители тюркских народов России. Сюда приезжали учиться из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других городов. По типу медресе Буби было реформировано медресе Европейской России, и за ними и часть медресе Средней Азии. По своему уровню Иж-Бубинское медресе достигало тогда уровня знаменитого медресе Аль-Азхар в Каире.

Руководили комплексом, в котором позже появились и педагогические училища, Габдулла и Губайдулла Нигматулины (Буби), их сестра Мухлиса Буби заведовала женским медресе.

Мухлиса в одном ряду с братьями принимает активное участие в создании школы для девочек. К этому делу молодые просветители относятся с особым трепетом, так как считают, что именно воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры – одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Мухлиса, жены ее братьев Насима и Хуснифатима начинают самозабвенно служить благородному делу. Как пишет в своих воспоминаниях Губайдулла Буби, по вечерам они обучаются у мужчин, а днем преподают в медресе. За свою работу не получают ни копейки, трудятся, отдавая всю душу и силы ради процветания татарской нации. В 1905-1908 годы Буби добиваются открытия при своих школах педагогических училищ. В 1907 году им разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Примечательно, что эти свидетельства являлись официальным документом, и признавались административными органами России.

После разгрома женского медресе осенью 1912 года она переехала в Троицк и приступила к обучению девушек в открытой в 1910 году женской начальной школе. Брат Мухлисы Габдулла Буби был арестован в 1911 году и обвинен в пропаганде панисламизма. После освобождения из тюрьмы в 1913 году Габдулла Буби с семьёй выехал в г. Кульджа в Китай, где с женой Хуснифатимой организовал школу, которая имела и женские классы. Школа эта до сих пор стоит на своем месте, более того она является историческим памятником и охраняется китайским государством.

Стоит отметить, что Мухлиса Буби кроме того, что преподавала, являлась еще и первой в исламском мире и единственной в истории татар женщиной-казыей (судья шариатского суда). В народе ее называют «мулла-абыстай», признавая глубокие знания в области исламской теологии, мусульманского права. В 1917 году Мухлиса была избрана членом Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, и стала первой женщиной-кази в мире. Халили писал по этому поводу: «Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого». Назначение судьей шариатского суда женщины – первый случай в истории ислама. В то же время факт ее назначения указывает на уровень цивилизованности российского мусульманского общества того времени. В 1920 году проходят очередные выборы в Центральном духовном управлении мусульман. Мухлиса единогласно снова избирается казыей. К ней в поисках справедливости и защиты, преодолев сотни километров, приезжают женщины. Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди татарских женщин. В мусульманском мире такие личности появились только спустя несколько лет. Только в 1950-х годах мир узнал об Индире Ганди, Беназире Бхутто как о защитницах прав женщин. То, что татары смогли вырастить такую личность, как Мухлиса Буби, свидетельствует о прогрессивном развитии татарской нации уже в начале века.

Репрессии, тяжелым катком проехавшие по судьбам татарских просветителей, не оставили в стороне и Мухлису Буби. В 1930 году ее арестовывают, обвинив в контрреволюционной деятельности. Через семь лет тюрем, издевательств и унижения, 68-летнюю женщину приговаривают к смертной казни. 23 декабря 1937 года приговор приводится в исполнение путем расстрела.

За последние три года в Татарстане в результате оптимизации закрылось 175 татарских школ. Та же участь ожидает сегодня и школу в легендарном селе просветителей братьев Буби, положивших на это дело всю свою сознательную жизнь. Лишь благодаря тому резонансу, который подняли журналисты в начале прошлого года, написав серию статей о необходимости сохранения татарской школы в данном селе, это учебное заведение до сих пор функционирует. Ведь помимо школы это еще и символ всего татарского образования: именно в Иж-Буби было открыто первое медресе для девочек, а впоследствии и первая учительская школа, дипломы которой признавались всеми органами российской власти, т.е. это был фактически педагогический университет. Стоит отметить, что университета, дающего высшее образование на татарском языке и готовящих соответствующих специалистов в Татарстане на сегодняшний день до сих пор нет.

И спектакль, обессмертивший образ Мухлисы Буби, оставшейся верной своим принципам до конца, которая благодаря своей вере смогла противостоять системе и не сломаться, звучит как вызов системе нынешней, противостоять которой поможет лишь вера в торжество справедливости, добра и знаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Abdarrashid10.01.2012 19:27

    Видел я не раз фотографию Мухлисы Буби. Всегда удивлял ее крохотный калфачок без платка на голове. Вот например здесь можно на нее посмотреть:
    http://tatar-congress.org/?category=novosti&altname=chteniya_muhlisy_bubi
    Интересно что женщина без хиджаба была Казыей. Что впрочем не удивительно если вспомнить что казыей она была при большевиках с 1917 года и позже.

    • абдАллах11.01.2012 0:29

      А кто такая Казыя?

      • id-9aeb3a3b11.01.2012 0:30

        шариатский судья, по моему брат

        • абдАллах11.01.2012 0:35

          Здается мне, что это не "указывает на уровень цивилизованности российского мусульманского общества того времени", а скорее на его упадок.

    • абдАллах11.01.2012 0:33

      Извиняюсь, невнимательность. А как такое возможно вобще в Исламском мире? Нет, я понимаю. что в ДУМах нашей страны возможно все, но не является ли этот случай единственным, когда женщина заняла пост Кадия? И какой же халиф, или уполномоченный им человек назначил ее на этот пост? Выбор ДУМа в данной ситуации не является правомерным, т.к. у этой организации нет таких полномочий.

      • id-9aeb3a3b11.01.2012 14:03

        женщина может быть судьей шариатского суда так как судопроизводство не входит в правление.

        • абдАллах11.01.2012 16:37

          Джпзпк Аллаху Хайран.

        • абдАллах11.01.2012 16:38

          Социальную систему не знаю.

        • Abdarrashid11.01.2012 21:15

          Женщина даже свидетелем далеко не всегда может быть. Зачем пишете то что не знаете?

          • id-9aeb3a3b13.01.2012 18:29

            привидите пожалуйста брат доказательства о запрете участвования женщины в судопроизводстве

  2. gid22rr11.01.2012 8:35

    Казыя-название то какаое?! Голая женщина- в исламе,-не "папанятиям"
    как то.Тут наверное не она виновата,-время было такое! Хотя чему удив-
    лятся,если то время"безхозного коммунизма"создовала целые системы
    искажённого восприятия(воровские..,и.т.д.)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: