Информационное
агентство России
12°C
26 сентября, 12:04

Муфтий: Три мечети и палатка – ничтожно мало для Москвы

Rinat
Муфтий: Три мечети и палатка – ничтожно мало для Москвы
Альбир Крганов попросил власти Москвы не ставить мусульманских деятелей в положение Ходжей Насреддинов

Муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов поднял вопрос острой нехватки мусульманских храмов в Москве на заседании Общественной палаты.

«Если в Москве, в столице нашей общей Родины, 170 тысяч мусульман вынуждены молится под дождем на асфальте всего лишь в трех действующих мечетях и палатках, вы что думаете, они в этот радостный день несколько часов после принятия омовения, душа стоят в холоде довольные?» — цитирует муфтия сайт «Интерфакс-Религия«.

По его словам, столичные власти не выполняют обещаний по поводу строительства новых мечетей. Мусульман сегодня «стараются призвать на Болотную и прочие, призывают подписывать хартии, желают использовать их как электорат или массовку».

«Мы, официальное духовенство, призываем быть аполитичными, ни в коем случае не поддаваться провокациям, не быть игрушками в чужих руках. Но чиновники ставят нас в положение Ходжи Насреддина, нам обещают земельные участки, помощь в строительстве мечетей, но их нет, что нам говорить мусульманам?» — задал вопрос А.Крганов.

В этой связи он напомнил, что только в Мадриде и пригороде 300 мечетей, молельных домов, «а в Москве несколько миллионов этнических мусульман вынуждены тесниться в трех мечетях».

Выскажи свое мнение

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. altaec18.01.2012 19:35

    Вот молодца! Впервые дельное сказал… Значит грядёт что-то такое?!

    • юра19.01.2012 16:31

      Да, болтать не делом заниматься. Он думал, что назвал самого себя муфтием, и сразу все получиться. Москва это не деревня, и как говориться — слезам (крокодильим) и пустым заявлениям не верит. К сожалению болтунов много, а делом заняться не кому. А то, что он высказался, так ему просто деваться уже некуда. С самого начала, он просто себя пиарит (не перед мусульманами. и не ради ислама), это его основная цель. А мечеть — это ему до лампочки. Он же понимает, что ему это просто не под силу. Всю жизнь на чужом "горбу" пытается себе карьеру сделать, а в Москве не вышло. В Чувашии многих "кинул" (спросите об этом татарскую, узбекскую и таджикскую диаспору), теперь в Москве "кидаловым" и "разводиловым" занялся.

  2. Sabur18.01.2012 19:56

    То что сказал — молодец. Будем надеяться что последуют и дела. А то поговорка вспомнилась, что балаболить не лопатой ворочать.

    • Абдулла4019.01.2012 1:35

      Пользователи сочли комментарий некорректным

    • юра19.01.2012 21:08

      К стати, Крганов, в Чувашии, всем рассказывает, что скоро власти Москвы у Равиля Гайнутдина отнимут соборную мечеть и передадут ЦДУМ России, и по этому А.Крганова пригласили поработать в Москву, что этот вопрос уже решен на самом верху в Кремле. После наката на Р. Гайнутдина, Крганов, наверное, уже думал, что вот его звездный час. Конечно мечтать не вредно, ведь в ДУМЕР (СМР) есть более "крутые" деятели, которые сами метят в "главкомы", например тот же Д. Мухетдинов или Р. Аббясов. Хотя Мухетдинов и Крганов найдут как договориться между собой против любого из аппонентов, они старые "приятели". Так, что о чем мы говорим??? О каких мечетях. Все хотят быть "командирами".

      • Екатерина19.01.2012 22:08

        Пользователи сочли комментарий некорректным

  3. Sabur18.01.2012 20:06

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • galas18.01.2012 20:13

      Ваш комментарий как раз в тему проблемы строительства мечетей. Как говорится: лучше молчать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.

    • id-8182d50918.01.2012 22:30

      борода у мужчин растёт,а кто он вопрос?

  4. Sabur18.01.2012 20:19

    Ну тогда Вам лучше не писать ничего.

    • Рауль Тухватуллин18.01.2012 21:06

      Пользователи сочли комментарий некорректным

  5. Рауль Тухватуллин18.01.2012 21:09

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • rsi18.01.2012 21:52

      татары тюрки.

  6. impuls18.01.2012 22:16

    Мусульмане Москвы и России не втроросортная нация. Когда призывают в армию, а после присяги, вручают оружие для защиты Родины, никто при этом не спрашивает, ты мусульманин или христианин. А когда касается строительства мечетей в г.Москве, чиновники и всякая национально-фашисткое гадина, начинают делить на своих и на чужих, на титулованную нацию и не титульную, на высшую рассу и на низшую. Грубое нарушение Конституционных прав граждан Российской Федерации, а именно в городе Москве, в столице России. В городе Москве как минимум должно быть 40-50мечетей.

    • رشيد 19.01.2012 11:10

      В РФ все равны перед законом, но некоторые "ровнее"… :)

      • id-8182d50919.01.2012 12:52

        это в твоих понятиях,а факт в РФ нет законов,просто писанина.

  7. Rinat Piterski18.01.2012 22:29

    У Крганова дел в пользу Ислама, как волосы на его голове: шишь-аэродром. А вот чернухи и антиисламизма как у коровы волос на шкуре.

  8. id-8182d50918.01.2012 22:35

    Но чиновники ставят нас в положение Ходжи Насреддина,не нас,а тебя"дорогой"

  9. id-8182d50918.01.2012 22:45

    не быть игрушками в чужих руках,если бы только игрушкой,а не портянкой как ты!

    • Евгений19.01.2012 22:17

      Это точно, теперь он от нашего имени (от имени мусульман) будет еще говорить. Это его опустили, а не мусульман. Молодец брат, прямо в точку.

  10. Абдулла4019.01.2012 1:29

    Да он балабол. в республике Айрат-хазрат более авторитетный, потому что хоть на мужика похож, а этот фантомас зато песни поет хорошо. Голос — оперный. Теперь в москве воду начал мутить. В Чебоксарах самих у него нет мечети — что же не построил?

  11. Абдулла4019.01.2012 1:31

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • timati 19.01.2012 8:40

      Если за 10 лет (первый кирпич с Лужковым закладывали в 2004 году) мечеть все-таки построится, это будет большой шаг вперед. Осталось всего 2 года. За 8 лет построили (как мне видится) только 40%. Я не говорю еще про украшения, сантехнику, отопление и т.д… А вы уже открытие мечети (т.е. полный функционал) в 2014 году пророчите…

  12. Марат Фейзуллов19.01.2012 9:36

    Уважаемые Братья-Мусульмане!
    Не надо брызгать желчью на единоверцев, как бы мы к ним не относились,
    если они говорят на правительственном уровне в защиту наших интересов и потребностей
    — о строительстве Домов Аллаха на Земле!
    Главное наша им Оценка — чтобы их слова не расходились с их делами!

    Муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов
    построил за 2 года в селе Шыгырданы, мусульманскую жемчужину Чувашии —
    огромную красивую мечеть имени "Трех сподвижников”, в честь прибывших 1420 лет тому назад в Волжскую Булгарию трех сахабов Пророка Мухаммеда.

    Уже за это можно верить в его слова и истинность намерений!

    • абдАллах19.01.2012 21:17

      Пользователи сочли комментарий некорректным

    • абдАллах20.01.2012 22:21

      Я, конечно, человек, и могу ошибатся, так что лучше чем минусовать, вы бы указали на мою ошибку и привели далиль, это конечно ваше право, ну лучше просветите меня, а не просто минусуйте.

  13. Rasul A19.01.2012 13:28

    Надо бы уже собрать статистику по городам мира:
    1- население
    2- процент мусульман
    3- количество мечетей
    насчет строитлеьства в москве с 2004 года это просто курам на смех, в Чечне за 2 года построили "Сердце Чечни" (и параллельно с этой еще свыше сотни мечетей), было бы желание и финансирование, турки за год строят.

    • id-9aeb3a3b19.01.2012 13:34

      в чечне строят мечеть за счет российского субсидирования, для того чтобы не развивался так называемый радикальный ислам.

  14. id-9aeb3a3b19.01.2012 13:32

    пустые слова пустого человека. так и они послушались тебя вот мол альбир сказал надо делать. а насчет провакаций, если мусульмане москвы не довольны властью, они могут и выйти, а он говорит обратное, заказное что ли дело

  15. Rasul A19.01.2012 13:58

    Вот навскидку нагуглил за 5 минут

    Лондон

    Население — 7,388 млн (2003г.)
    Мусульмане- 7,8%
    346 мечетей

    Источники
    http://mosques.muslimsinbritain.org/show-browse.php?town=London&expand=1
    Википедия

    Москва
    Население — 11,000 млн.
    Мусульмане- 2 млн (20%?)
    4 мечети

    Источники:
    Совет Муфтиев, говорят реально больше из-за нелегалов и т.п.
    Википедия

    • Абу Ханифа19.01.2012 14:13

      + суммарная квадратура площади всех мечетей.
      Интересная была бы статистике — своеобразный рейтинг отношения властей к Мусульманам как к своим гражданам.

      • Rasul A19.01.2012 14:53

        К сожалению по квадратуре статистики так просто не найти, хотя думаю Совет мУфтиев- бездельников мог бы подготовить какой нибудь доклад конкретный с конкретными предложениями ,а не кидаться общими фразами.
        Еще важный фактор- доступность мечетей, их оборудование и т.п.

        • Абу Ханифа19.01.2012 16:14

          да понимаю, только количество несовсем корректно отражает потребность, хотя площадь, сама по себе так же не корректная величина.
          Думаю можно разделить площадь на количество мечетей и тогда более менее приближенная цифра может выйти — средняя площадь одной мечети, а тогда видно соотношение количества людей на еденицу площади мечети, то есть как раз таки потребность в площади мечетей, что нам и нужно было.
          А по поводу площадей мечетей, можно, в принципе, связаться с братьями из разных городов мира, которые могли бы хоть на вскидку просчитать эту площадь в мечетях.
          И тогда идея брата Расула, могла бы стать глобальным отражением ситуации в мире и стать источником информации для фондов или частных лиц, которые могли бы знать направление работ по вложениям на строительстве мечетей — прекрасная Идея, осталось только осуществить!

  16. Rasul A19.01.2012 14:11

    Продолжаем

    Берлин

    Население — 3,5 млн чел.
    мусульмане — (иммигранты из Исламских стран) 8,1 %
    мечетей 59

    Источник
    http://www.moscheesuche.de/moschee/stadt/Berlin/8858
    Википедия (немецкая)

  17. Rasul A19.01.2012 14:46

    Париж

    Население — 11 млн.чел
    Мусульмане 1,7 млн. (10-15%)
    мечетей 75 (около 20% из них молельные дома)

    http://mosquee.free.fr/Adresses/Ile_de_France/75_Paris/75_Paris.html
    Википедия русская, английская

  18. Rasul A19.01.2012 15:00

    Вена

    Население — 2 млн. чел
    Мусульмане — 7,8 %
    Мечетей — 55

    Википедия
    http://www.derislam.at (точнее http://goo.gl/gO0Dg)

    • Ehl-i hizmet19.01.2012 16:13

      Я раньше тоже слышал, что в европейских странах много мечетей. Но когда побывал во Франции, то увидел, что представляют собой так называемый мечети. Из 5 мечетей, заявленных в городе, реально можно было назвать мечетью только одну (и то без минарета, бывшая церковь, с не очень чистой комнатой для омовения, у нас в сравнении с ними почище). Остальные представляли собой арендованные квартиры или небольшие арендованные здания, за аренду которых надо не хило платить. Поэтому молельные комнаты закрывают после коллективного намаза. При том снаружи эти небольшие дома полностью закрыты кустарниками, деревьями. А настоящих больших мечетей не так и много в европейских столицах. И власти, как и у нас, противятся их строительству. Мечети находятся в местах компактного проживания мусульман, в которых коренных французов очень мало. И при этом в таких местах не особо дают строить полноценные мечети.

      Если вести подсчет мест, где коллективно читают намаз в Москве, то тогда количество мечетей в Москве составит явно не 4, а больше. К тому же, по квадратуре с учетом всех мест, где читают коллективный намаз, статистика была бы другой.

      Конечно, в Москве мест для совершения намаза очень очень мало, но просто решил прокомментировать то, что говорят в Европе все так гладко и гораздо лучше, чем у нас.

      К тому же, нужно сопоставлять цифры сколько мечетей в различных городах Европы и России и сколько людей, соблюдающих предписания Ислама, а не сколько так называемых этнических мусульман (скорее таких данных нет). В Европе среди наших братьев таких людей больше, коммунизм оставил свой отпечаток на наших людях. Когда таких соблюдающих мусульман становится больше, соответственно, они и организуют места для совершения молитвы, дозволенного питания. У нас таких мест постепенно становится больше.

      Интересно было бы сопоставить, сколько действительных мечетей (с минаретами) в России и в какой-нибудь европейской стране и сколько мусульман в данной стране.

      • абдАллах19.01.2012 21:23

        Это лишь показывает двойные стандарты их политики мультикультурализма, и несостоятельности их политического строя.

  19. юра19.01.2012 16:28

    Да, болтать не делом заниматься. Он думал, что назвал самого себя муфтием, и сразу все получиться. Москва это не деревня, и как говориться — слезам (крокодильим) и пустым заявлениям не верит. К сожалению болтунов много, а делом заняться не кому. А то, что он высказался, так ему просто деваться уже некуда. С самого начала, он просто себя пиарит (не перед мусульманами. и не ради ислама), это его основная цель. А мечеть — это ему до лампочки. Он же понимает, что ему это просто не под силу. Всю жизнь на чужом "горбу" пытается себе карьеру сделать, а в Москве не вышло. В Чувашии многих "кинул" (спросите об этом татарскую, узбекскую и таджикскую диаспору), теперь в Москве "кидаловым" и "разводиловым" занялся.

    • абдАллах19.01.2012 21:13

      Надеюсь еще помните ту новость, которую он привез из Израиля, что местным мусульманам отлично живется. В свете этой новости личность Крганова становится более понятной.

  20. абдАллах19.01.2012 21:08

    Он является муфтием, а в России это многое объясняет, это дает кучу привелегий, прав, возможностей, и при этом я даже не в курсе их обязанностей. То, как они работяют на благо "российской уммы" (они еще и умму делят на Российскую и остальную) уже известно многим здравомыслящим людям, в вопросах с нашими сестрами в Москве и Уфе они никак не проявили себя, просто промолчали, хотя было явное нарушение раконов Р.Ф.(что дает возможность официально предпренимать действия) и шариата, про похищения на кавказе они тоже молчат. Неофициальные или запрещенные организации делают куда больше дел не только для Российских мусульман, например гуманитарная помощь в сомали (скорее чисто символическая, т.к. еды хватило на пару дней, но хоть такая), или митинги в Махачкале, в Уфе 25 марта, эти дела были гараздо весомее. Ислам сейчас нуждается не сколько в строительстве мечетей, хотя это не должно останавливатся, сколько в пробуждении и очищении сознания мусульман от традиционализма, наслоившихся традиций предков, прояснения понимания Ислама, шариата, таухида, пробуждения желания исполнять Ислам полностью без упущений и отлагательств! Именно в этом нуждаются мусульмане, и именно этим занимаются некоторые запрещенные и неофициальные организации, о которых вы все знаете, такие как группы саляфитов со своим изучением таухида, братья из хизба со своим стремлением претварить этот таухид на практике в халифате, эти группы так же делают дагват гораздо лучше нежели ДУМ или ЦДУМ.

  21. Palestin19.01.2012 21:22

    «очищении сознания мусульман от традиционализма». Что такое традиционализм? И как от него очищать сознаеие мусульман?

  22. Palestin19.01.2012 21:23

    «очищении сознания мусульман от традиционализма». Что такое традиционализм? И как от него очищать сознаеие мусульман?

    • абдАллах19.01.2012 21:30

      Объяснять, что давать водку тому человеку, кто был имамом во время джанназа намаза- верх глупости, и вобще это харам, объяснять, что в мечеть приходить, чтобы посидеть там, и уходить, заслышав азан- занятие глупое и бесполезное, объяснять, что за одним столом не могут сидеть мужчины и женщины, объяснять, что в мечеть нужно приходить в состоянии тахарата (после совершения гусуля, если недавно был половой акт), что нужно приходит в подобающей одежде, так же нужно объяснять, что бумажка с аятом, или кусочек кожи с аятом никого не защищают, вто нельзя зарядить воду или пищу от хазрата, и что если ваш дальний родственник был муллой не дает вам ничего вобще, и еще куча всего. Я привел лишь бытовые случаи проявления традиционализма.

    • абдАллах19.01.2012 21:30

      Или вы считаете это все нормальным?

      • Palestin19.01.2012 22:12

        Нет,все правильно. Только почему вы называете это традиционализмом?

        • абдАллах19.01.2012 22:23

          Это название закрепилось за этими действиями изза пропоганды так называемого "традиционного" Ислама, и теперь слово "традиционный" имеет такую окраску, так более понятно, на мой взгляд, хотя я могу ошибатся.

          • Palestin19.01.2012 22:53

            Я тоже против подобных негативных явлений (которые Вы перечисляли), вместе с тем, слова «традиционный» или «консервативный» разве являются ругательными или нецензурными? «Исламские традиции»,«исламский консерватизм» : по-моему все в рамках дозволенного,нет?

          • абдАллах19.01.2012 22:59

            Вобще не являются, просто я перечислил все, что называют традиционным наши муфтии, и дал этому название, которое я сам понимаю так, возможно не все понимают все это под этим словом. Тогда, во избежании дальнейших подобных неясностей, предлагаю ввести слово, обозначающее эти явления, и жду вашего предложения, мое вы уже видели в постах по выше.

          • muslim719.01.2012 23:00

            брат в Исламе нет и не было традиций. нельзя следовать тому чему следовали другие подражая им. например мы же не являемся мусульманами потому что наши предки были мусульманами. мы становимся мусульманами только после того как уверуем в Аллаха изходя из разумных доказательств.

          • Palestin19.01.2012 23:13

            Не понял. Для меня исламская традиция — это к примеру , давать салам, угощать гостей, быть приветливым, поцеловать маму- это исламские традиции,т.е. сунны. Я так это понимаю. Сунна и есть наша традиция.

          • абдАллах19.01.2012 23:17

            Я думаю, если мы все поняли друг друга, не стоит разводить спор бессмысленный, всем все понятно, я думаю.

          • Palestin19.01.2012 23:24

            Ну да. Я в общем не поспорить хотел,если честно.

          • абдАллах19.01.2012 23:25

            Джазак Аллаху Хайран, если намерение было донести правильное понимание слова брат, изза неправильного слова может много путаницы развестись.

          • Palestin19.01.2012 23:38

            Согласен,и тебе всего хорошего от Господа Миров!

          • muslim719.01.2012 23:54

            это Сунна брат, это нельзя понимать как традицию.

          • Palestin20.01.2012 7:18

            Пусть будет по-твоему

          • Абу Ханифа22.01.2012 7:29

            Согласен, потому как традиция может включать Сунну, а может и не включать, либо может включать даже запретные вещи, поэтому слово "традиционное" приобретает негативный оттенок. Ведь заявляя о "традиционном Исламе", даже ширк! непорицают некоторые, агзубиЛля!!! Неговоря уже о меньшем этого.

            Поэтому, для ясности, я для себя вывел такое: Сунна — это источник нашего Поклонения и Одобряемых дел,
            Традиция — это действие "мертвое", хотя может соответствовать Сунне, потому как намерения людей выполняющих "традицию" это следование предкам, либо каким-то принятым "нормам", но не Сунне, более того часто не ради АЛЛАХА.
            А Пророк(с.а.с) поклялся Именем АЛЛАХА, в том, что любое дело будет принято, только по Намерению! И в зависимости от Намерения, малое дело может стать Великим, либо Большое дело стать ничтожным!

            Мы и наши дела созданы АЛЛАХОМ! но почему тогда мы отвечаем за грехи и награждаемся за хорошие дела? А потому, что помимо того что АЛЛАХ создал нас неспрашивая у нас, а это когда, где и кем мы рождаемся, попадаем в какие-то неприятности или неожиданно приобретаем что-то, АЛЛАХ Тааля нам что-то ПРЕДПИСАЛ!
            Это ПРЕДПИСАННОЕ, это есть то что Любит ГОСПОДЬ ! А если мы сделаем намерение идти по Пути которое Любимо ГОСПОДОМ, тогда АЛЛАХ и поведет по этому пути Человека и создаст те благие дела, которые мы делаем, а потом еще и Дает Великую Награду за это!!!! АЛЛАХУ АКБАР!!!!

            А во всем этом наше это только НАМЕРЕНИЕ, а все наши слова, дела и благо по их причине — это только по ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ АЛЛАХА СУБХАНАКУ УА ТААЛЯ!!!!!

            А Истина Известна АЛЛАХУ!!!

    • muslim719.01.2012 22:21

      ДУМ России ведет работу по внедрению как они говорят традиционного ислама, для них ислам должен оставаться как традиция предков, а не как идеология. она не должна противоречить законам РФ. но система куфра всегда противоречила и будет противоречить Исламу.
      вот из-за таких муфтиев понятие об исламе у людей искажается, и нам мусульманам приходится объяснять людям что ислам это не только намаз и ураза, что это идеология от Аллаха, и что она для всего человечества.

  23. Rinat Piterski22.01.2012 11:22

    Братья. Зря Крганова обижаете. У него и так в холодную погоду голова мерзнет

  24. Наср7528.01.2012 16:53

    Десять часов утра. Вокруг огороженного флажками Мара растёт
    напряжение ожидания. Но не видно главного архитектора-прораба
    Раськень Озкса Кшуманцянь Пиргужа. Пора начинать! Но…? Как
    ветер проносится весть: "Глава республики Мордовия Меркушкин
    должен вот-вот подъехать…." Ирек Биккинин в чёрной татарской
    тюбетейке и Аношонь Тумай, весь в белом, в эрзянском одеянии
    встали стражей у входа к Мару, сдерживая любопытных, рвущихся
    к свече. Фотокорреспондента-американца Уиллиама Гасперини и
    сына Артура Моро, Руслана, приехавшего из Берлина, пришлось
    вежливо попросить удалиться с места обряда.
    Кшуманцянь Пиргуж в вышитой эрзянской одежде вышел из гущи
    народа, поднялся по крутому склону кургана и объявил о начале
    Раськень Озкса, о его программе.

  25. Марат Фейзуллов14.02.2012 0:50

    Снести нельзя реконструировать.

    Айнур Сибгатуллин , праправнук Салиха Ерзина о варварском сносе Соборной мечети Москвы:

    11 сентября 2011 года московским мусульманам запомнится надолго. В этот день Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Совет муфтиев России (СМР) окончательно решили судьбу Соборной мечети города Москвы. Уникальную мечеть, которой в ноябре 2011 г. должно было исполниться 107 лет, сравняли с землей при помощи строительной техники. Как такое могло произойти, зловеще совпав с небезызвестной трагической датой, до сих пор остается загадкой для многих.

    Последний раз в Москве действующий храм сносили в 1964 г. С тех пор ни у кого не подымалась рука уничтожать религиозные сооружения в Москве. При этом особо стоит отметить, что Московская Соборная мечеть никогда не закрывалась с 1904 года и долгие годы была единственной действующей мечетью в Европейской части России. В советское время мечеть посещали президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи. Саму мечеть построили на деньги татарского купца Салиха Ерзина и других известных татарских предпринимателей начала 20-го века.Долгие годы мечеть была символом татарской — мусульманской общины г.Москвы, наглядным свидетельством ее многовековой истории и традиций, показывающим всем, что татары стояли у истоков мусульманской общины города Москвы и являются коренным населением города, заслужившим уважение других народов трудолюбием и скромностью. Здесь молились в годы страшных репрессий, в войну собирали одежду и продукты для фронта, помогали семья погибших. Чем же провинились московские татары, которых свои же соплеменники в чалмах лишили символа их исторической памяти? Попробуем разобраться в случившемся и, для начала, вспомним, какие события хронологически предшествовали сносу мечети.

    Итак, после того, как в мае 2004 года в московском Колонном зале Дома Союзов прошли пышные торжества по поводу столетнего юбилея Соборной мечети, в сентябре 2005 года началось строительство нового здания мечети. Мусульманам Москвы показали проект и пообещали сохранить старое здание, вписав его в новый архитектурный комплекс. Против этого в принципе никто не возражал и мусульмане только искренне радовались строительству нового просторного архитектурного комплекса, тем более, что СМР пообещал сохранить старую мечеть. В частности, Дамир Гизатуллин, Заместитель Председателя ДУМЕР заявлял, что «Разрушать мечеть никто не собирается и даже более того: ее работа не будет приостановлена ни на один день. Реконструкция будет заключаться в том, что к существующему зданию со стороны михраба сделают большую пристройку (газета «Московский Комсомолец» от 02.05.2006 г.)

    Далее строительство нового комплекса мечети шло с продолжительными перерывами, но все-таки продвигалось вперед. Тем не менее, многие прихожане делали денежные пожертвования не только на строительство нового здания, но и на ремонтно-реставрационные работы действующей соборной мечети, собрав 27 миллионов рублей в 2006 году, а правительство Москвы в одном только 2007 году выделило 3,2 миллиона рублей. Наконец, миллионер Сулейман Керимов сделал широкий жест, пожертвовав по некоторым сведениям свыше 100 миллионов долларов на строительство новой мечети.

    Все эти годы Совет муфтиев постоянно заверял, что «во время строительных работ Большего молельного зала Соборной мечети действующий зал «не будет закрыт ни на один день» до завершения строительства. Только после этого в старом действующем здании московской Соборной мечети предполагается начать работы по капитальному ремонту и реконструкции, заявлял СМР «в связи с распространяемыми провокационными слухами, искажающими истину о строительстве и реконструкции Московской Соборной мечети». «В ходе проектных и предстроительных работ было объявлено о том, что будут произведены исследовательские и укрепительные работы фундамента действующей мечети. Выполняются все проектные требования по предохранению Соборной мечети от повреждений во время строительства Большего молельного зала», уточнялось на официальном сайте СМР.

    8 декабря 2007 года в ходе посещения мэром Москвы Лужковым Соборной мечети впервые стало известно о планах повернуть мечеть на 7 градусов, поскольку при строительстве мечети была допущена ошибка. Это был первый тревожный звонок для мусульманской общественности, которая стала задумываться о том, что же на самом деле ждет старую соборную мечеть?
    Однако на какое–то время показалось, что тревоги беспочвенны, поскольку 30 июня 2008 года Москонаследие приняло решение наделить мечеть охранным статусом памятника культуры. Этот статус полностью защищал в установленном законом порядке мечеть от сноса и гарантировал ее сохранность.
    Но вот в декабре 2008 года ДУМЕР направило официальное письмо Юрию Лужкову, в котором сообщалось, что: «Соборная мечеть столицы по адресу Выползов переулок, дом 7 (метро «Проспект Мира») не является объектом культурного и исторического наследия. Более того, когда в начале XX века строили эту мечеть, то допустили грубую ошибку. Мусульманский храм получился резко отклоненным от направления к Каабе, что по канонам ислама недопустимо». Руководство ДУМЕР просило столичные власти поставить вопрос о демонтаже здания на комиссию при Правительстве Москвы. Письмо было подписано главой ДУМЕР, шейхом Равилем Гайнутдином.

    Мэрия рассмотрела просьбу Гайнутдина и 21 января 2009 года на специальном заседании Москомнаследия было принято решение о лишении мечети статуса объекта культурного наследия, фактически разрешающем снос здания. При голосовании мнения членов экспертного совета разделились поровну и только благодаря голосу В. А. Шевчука, тогдашнего руководителя Москомнаследия, мечеть было решено снести. На заседании тот же самый Дамир Гизатуллин, что три году тому назад божился, что мечеть разрушена не будет, теперь от имени ДУМЕР «высказал мнение Московского муфтията о необходимости разборки здания старой мечети, михраб которой отклонен от направления на Каабу, что является дезориентацией верующих и не соответствует канонам ислама. Обратил внимание на малую вместимость здания, не удовлетворяющего потребности прихожан».

    Здесь надо отметить, что про неправильное направление на Каабу вспомнили лишь тогда, когда потребовалось снести, а все эти годы ДУМЕР проводил службы, не обращая на это абсолютно никакого внимания на это. Да и вообще проблема ориентации мечети характерна не только для России. Недавно, например, специалисты Саудовской Аравии, пользуясь доступным сервисом Google Earth, определили, что большинство мечетей Королевства имеют отклонения в точной ориентации на Киблу, однако о каких-либо проектах по перестройке Саудовских мечетей пока не слышно.

    15 июля 2009 года Соборную мечеть посетил президент России Д.А.Медведев, которому показали старое здание и ни слова не сказали о том, что мечеть лишена статуса памятника по требованию ДУМЕР. Президент тогда сказал на встрече с муфтиями, что «мне доставляет большую радость встретиться с вами, тем более мы встречаемся в особенном месте — на территории комплекса Московской соборной мечети. Она была открыта уже 105 лет назад. И то, что сегодня происходит масштабная реконструкция этой мечети, это, конечно, свидетельство нашего общего интереса и к духовному наследию, и к тому, что, собственно, наша страна является многонациональной, многоконфессиональной, и мусульмане нашей страны пользуются заслуженным уважением и влиянием в нашем государстве».

    Наконец, 8 октября 2009 года на совещании по вопросу реконструкции и строительству комплекса московской Соборной мечети мэр Москвы Ю.М. Лужков заявил, что мечеть разберут, а потом построят заново. С этого момента среди общественности и в средствах массовой информации стал активно обсуждаться вопрос о том удастся ли спасти Соборную мечеть от сноса. Еще в ноябре 2009 года активисты Архнадзора, борющегося за сохранение памятников культуры, прямо сказали, что ошибка в семь градусов просто повод для сноса столетней мечети (газета «Известия» от 25.11.2009 г., Рустам Рахматуллин, «При чем здесь Мекка?»)
    Здесь стоит особое подчеркнуть, что все обращения ДУМЕР о лишении мечети статуса памятника направлялись тайком и о решении Москомнаследия стало известно лишь спустя полгода и все это время наши муфтии скрывали от общественности свои намерения.

    Между тем уже тогда многие религиозные деятели выступили с осуждением сноса соборной мечети. Например, представители Нижегородской Соборной мечети заявили 26 ноября 2009 года, что «поскольку речь идет не просто об одном из мусульманских храмов, а об одной из старейших мечетей в России, в первую очередь хотелось бы отметить, что подобного рода решения не должны приниматься кулуарно. Эта мечеть является культурным и историческим памятником.
    Этот храм, построенный более ста лет назад, является религиозным, историческим и культурным наследием мусульман. С Московской Соборной мечетью связана целая эпоха – она пережила и противостояние с царскими властями, и годы разрушительной, антирелигиозной политики «красного террора», когда по всей стране было разрушено множество храмов.

    Мечеть была открыта даже тогда, когда по всей стране работали лишь единицы храмов. Московская Соборная мечеть отстояла свое право на существование и тогда, когда рядом возводился спорткомплекс «Олимпийский».
    Сегодня, когда часть антиисламских кругов говорит о пришлости российских мусульман «неизвестно откуда», мы с гордостью можем указать на наши древние религиозные храмы, свидетельствующие о нашем историческом прошлом. Но что мы скажем, когда таких храмов не останется (а в Москве их всего два)?
    Что касается направления в сторону Каабы — главной святыни мусульман в Мекке, которое, по мнению некоторых, не соблюдается в случае с Соборной мечетью, то напрашивается вопрос — почему об этом никто не задумывался раньше, и неужели на протяжении более чем ста лет молитвы мусульман не принимались? Не думаем, что из-за нескольких миллиметров отклонения, молитвы мусульман и уважаемого муфтия шейха Равиля Гайнутдина не будут приняты Всевышним Аллахом. Разрушения мечети ни в коем случае нельзя допустить» (Сайт «IslamNN»).

    Тогда же в декабре 2009 года аналогичное заявление в защиту мечети сделали Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ), Российская ассоциация исламского согласия (РАИС), Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ) и ряд других общественных и религиозных организаций. С обращениями в адрес руководства страны и города выступили активисты татарской общины и потомки Салиха Ерзина. Были попытки выяснить у руководства ДУМЕР дальнейшую судьбу здания, но и они также не увенчались успехом. Было только доподлинно установлено, что «разрешение Москомнаследия на производство работ по сносу здания не выдано в связи с отсутствием согласия на снос собственника в лице Департамента имущества города Москвы, а также документов, подтверждающих правопреемственность и переход имущественных прав от Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона России (Московский Муфтият) к Духовному управлению мусульман Европейской части России (Московский Муфтият)» (Ответ Зампредседателя Москомнаследия А.А.Емельянова на обращения Г.А.Искандярова от от 2 апреля 2010 г.).

    Тем временем в 2010 году мечеть стала объектом скандала, который разгорелся из-за проекта по ее реконструкции, предложенного архитектором Игорем Тажиевым. 1 ноября 2010 года СМР обвинил Тажиева в профессиональной некомпетентности. Архитектор подал на СМР в суд и выиграл его.
    В феврале 2011 года Дагир Хасавов, адвокат Тажиева, направил письмо новому столичному мэру Сергею Собянину. В письме адвокат просил московские власти помочь в процессе реконструкции мечети. По словам Хасаева, «строительство мечети не ведется, а консервация объекта в установленном порядке не произведена». Адвокат направлял письмо мэру Москвы и прокурору столицы, в котором призывал помочь нормализовать процесс возведения мечети и указывал на серьезные нарушения Градостроительного и Гражданского кодексов РФ, других строительных и технических регламентов, проектной документации, государственных стандартов в этой области.

    Тогда же в феврале 2011 в очередной раз потомки Салиха Ерзина, активисты татарской общины и движения «Архнадзор» снова выступили в защиту мечети. В этом вопросе большую помощь оказал телеканал «ТНВ» по которому 6 февраля 2011 в передаче «7 дней» показали сюжет по сносу соборной мечети (http://www.tatar-inform.ru/video/2091/)

    Скандал тем временем продолжал набирать обороты. 9 марта 2011 года на сайте «Интерфакса» появилось заявление Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) по поводу мечети, над которой повис дамоклов меч сноса: «…Если московская соборная мечеть не нужна… Совету муфтиев России либо руководство СМР не способно распоряжаться историческим наследием предков, то ее нужно вернуть на баланс Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, которому она изначально и принадлежала». В тот же день в Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России заявили о планах добиваться возвращения двух мечетей в Москве — Соборной и Исторической.

    Первый зампред ЦДУМ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов заявил, что Соборная мечеть Москвы «исторически принадлежала Центральному духовному управлению мусульман, которое ее и строило. Таким образом, мы призываем не к каким-то конфликтам, но к восстановлению исторической справедливости, которая должна проявиться в возвращении Соборной и Исторической мечетей в Москве, как, собственно, и в возвращении в лоно Центрального духовного управления мусульман тех исламских общин, которые некогда от него отпали».
    11 марта 2011 г. ДУМ РТ вновь выступил против сноса мечети. «Если соборную мечеть, которая построена на средства татар, снесут, то это будет незаживающая рана, это будет огромный позор для всего нашего народа, это будет непростительный грех, который ляжет на нас и все последующие поколения мусульман», — сказал агентству «Интерфакс» заместитель муфтия Татарстана по взаимодействию с госструктурами Валиулла Якупов. Якупов назвал спекулятивными мнения тех, кто говорит, что здание мечети слишком старое или «не туда повернуто». «В 2005 году мы торжественно праздновали 100-летие московской соборной мечети, и к тому времени она была приведена в идеальный порядок, отреставрирована «от и до», в том числе на деньги Татарстана. Мечеть в блестящем состоянии», — сказал он.

    Небольшое отклонение мечети от положенного направления на Мекку, считает Якупов, несущественно и легко исправляется поворотом в нужном направлении молельных ковриков.
    «Большинство молельных мест на планете, в том числе старые, дореволюционной постройки, мечети в Казани, построены без ориентации на на Каабув Мекке, ну и что? Что же теперь, разрушать эти мечети? Нужно просто постелить в нужном направлении молельный коврик. Это надуманный, преступный предлог, совершенно не связанный с религией, это просто спекуляция понятиями», — сказал заместитель муфтия.

    В ответ на это 22 марта 2011 г. глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что соборная мечеть Москвы не будет демонтирована в ходе реконструкции, которая в настоящее время ведется. «Московская соборная мечеть не будет разрушена, куда-то вынесена, она будет реконструирована и улучшена», — сказал муфтий на пресс-конференции, состоявшейся в центральном офисе агентства «Интерфакс».

    Летом 2011 года в спорах ситуация вокруг соборной мечети как-будто затихла. Если не считать публикации в газете «Известия» от 8 июля 2011 года, где в очередной раз подымался вопрос об угрозе обрушения нового здания из-за нарушений строительных норм никаких событий не происходило.

    Наконец, 12 августе 2011 г. Правительство Москвы выдало разрешение на продолжение строительства мечети и уже 26 августа Равиль Гайнутдин в интервью газете «Московская правда» заявил, что «Мечеть, во многом повторяющая архитектуру и внутреннее убранство московской Хоральной синагоги… По оценке Москомнаследия наша мечеть не представляет исторической ценности. Нынешнее здание мечети не имеет никакого фундамента, а потолочные перекрытия, и сам потолок сделаны из фанерной дранки. Оштукатуренные и покрашенные, они подобно пороху способны мгновенно воспламениться».

    А 30 августа Равиль Гайнутдин в интервью издаваемой им же газете «Ислам минбаре» сказал: «Еще раз хочу заверить всю мусульманскую общественность, что Московская Соборная мечеть 1904 года постройки не будет уничтожена, а будет реконструирована с учетом требований безопасности молящихся, необходимости замены перекрытий, исправления направленности мечети в сторону Каабы. Реконструкция — это закономерный процесс, который испытывают все старинные здания».

    Страсти продолжали накаляться. 5 сентября Всероссийский муфтият выпустил фетву по поводу возможного сноса мечети и всех причастных к этому, осуждающую тех, кто готовил уничтожение мечети. В этот же день, 5 сентября, мусульманские организации России распространили заявление, подписанное шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином и многими другими религиозными деятелями мусульман. Разрушение Соборной мечети, согласно заявлению, является «попыткой внести раскол в межнациональные отношения в многонациональном мусульманском обществе России».

    8 сентября в мечети побывал с судебными приставами адвокат Дашиг Хасавов, который подтвердил поступающие и от других прихожан сообщения о том, что мечеть отгорожена, с нее снимались окна, двери, шла какая—то суета.

    И вот утром 11 сентября жители соседних с мечетью домов проснулись от грохота — мечеть ковшами сокрушал экскаватор. Фотографии обрушения выложены в сети, вы могли их видеть в показанной по ТНВ в воскресенье 18 сентября передаче «Семь Дней» с Ильшатом Аминовым». Это жуткое зрелище. Как сообщила пресс—служба СМР мечеть снесли из—за угрозы обрушения, якобы одна из стен неожиданно обрушилась и поэтому пришлось срочно пригнать строительную технику и сносить все здание. При этом ни единого доказательства обрушения одной стен мечети общественности представлено не было, власти города не извещались о сносе и разрешения на снос, как полагается по закону, не выдавалось. Так закончилась история Московской Соборной мечети.
    Я попытался кратко изложить хронологию событий, предшествовавших уничтожению памятника татарской—мусульманской архитектуры и культуры. Сейчас, когда трагедия произошла, нас, противников сноса мечети, искусственно пытаются поссорить с другими мусульманами, дескать мы ставим палки в колеса, выступаем на стороне исламофобов и так далее. Что мы безразличны к мусульманам, вынужденным сидеть на асфальте в холод и стужу. Но разве мы против строительства новых мечетей? Это мы довели ситуацию до этого? Разве нельзя было избежать этого вандализма, построив мечеть в другом месте? Полагаю, что возможности спасти мечеть была. В интернете уже не один раз писалось о том, что московские власти выделяли около десяти участков для строительства мечетей, но по каким—то загадочным причинам эти участки не осваивались («Куда сгинули восемь участков, выделенные под мечети властями Москвы», «Ислам News», 12.10.2010 г., «Неразрешимые проблемы московских мечетей», «Ислам News», 16.03.2007 г., «Избавится ли Москва от намазов на асфальте», «Ислам News», 22.10.2010 г., «Ислам в Москве» (Энциклопедический словарь)).

    Как сообщают авторы публикаций и московские чиновники во многих случаях строительству новых мечетей препятствовал СМР. Некоторые авторы, поддержавшие снос мечети, утверждают, что нынешняя ситуация не давала другого выхода, что акции протеста в Текстильщиках показали, что москвичи негативно настроены к мусульманам. Да, это действительно так в части того, что из—за возросшего количества мигрантов отношение к мусульманам изменилось сейчас в худшую сторону. Однако, когда в 90-е годы в Москве строили мечети в Отрадном и на Поклонной горе, никаких акций протеста у местного населения не было. Момент был упущен из-за раскола среди мусульманского духовенства. К слову сказать, сам приход к власти Равиля Гайнутдина, дополнительно усиливший раскол в умме, не был бы возможен без поддержки в начале 90—х татар—мусульман.

    Это именно московские татары выступили в поддержку Гайнутдина, когда он решил вести самостоятельную работу без ЦДУМ и взял под контроль соборную мечеть. И это именно московские татары получили такую оглушительную оплеуху со стороны своего же татарина — духовного лидера общины.

    Но вернемся от истории к дню сегодняшнему. Наверное не нужно особо подробно пояснять, что само здание соборной мечети не подвергнулось бы ни малейшему риску трещин, если бы рядом не велось строительство нового комплекса. Только из-за нового строительства уникальный памятник стал подвергаться опасности. И как здесь не согласиться с Джаннатом Сергеем Маркусом, который сказал: «Ну а много ли у нас памятников татарской культуры? На пальцах одной руки пересчитать можно. Каждая единица – бесценна, над ней, хрупкой, дышать нельзя. И вот случилось! – мечеть пережила самое грозное, разрушительное столетие в истории нашей страны, а мы теперь готовы такой памятник… разрушить. Сначала «объявить памятником», а через пару лет заявлять уже «это вовсе не памятник». Что это – безумие, цинизм, власть золотого тельца… или диверсия против нашей истории, культуры и веры?»

    Тем не менее, до последнего момент была возможность сделать правильный выбор и попытаться найти средства и способы сохранить мечеть, чтобы не преумножать раздоры среди мусульман. Да хотя бы собрать совещание и рассказать правду о проблемах в строительстве и финансировании. К сожалению, тайком, за спиной у московских татар, было принято ошибочное решение, которое внесло раздор в нашу общину. В итоге мы имеем такую болезненную рану, что мы еще долго не сможем от нее оправиться. Это я говорю о тех, кто причисляет себя к людям, для которых понятие культурное наследие не пустой звук.

    Утверждают, что речь идет о реконструкции. Но реконструкция это совсем не то, что мы видели на фотографиях – это аккуратный разбор здания, его фиксация всех параметров, здесь же имел место полное уничтожение мечети. И мы не уверены, что новое здание мечети судя по тому сколько долго простаивала стройка будет завершено. Доподлинно известно одно – памятник культуры уничтожен раз и навсегда.
    Некоторые авторы ссылаются на то, что в Саудовской Аравии неоднократно перестраивали Каабу и старые мечети.

    Но во—первых, в Саудовской Аравии в 20 веке не было того, что было у нас при коммунистах в отношении религии – это здесь убивали священнослужителей и взрывали мечети. Поэтому наша историческая память не может допустить повтора таких трагических событий, при том, что их обуславливают какими-то надуманными поводами, о которых никто не вспоминал последние десятки лет и только сейчас вдруг пришло эти удивительные озарения.

    А во—вторых, в самой Саудовской Аравии растут протесты против подобных подходов, свойственных ваххабитским улемам. В частности, буквально накануне сноса на страницах саудовской газеты «Эказ» была распространено обращение к правительству с призывом прекратить разрушение исторических памятников и мусульманских святынь в Мекке и Медине, передает SalamNews со ссылкой на FarsNews.

    Утверждают также, что ранее Салих Ерзин делал реконструкцию Исторической мечети в 80-х годах 19 века. Это отчасти верно, но тогда речь шла об относительно новом здании, то бишь новоделе, не имеющим исторической ценности, как не имеют ее еще пока иные новоделы-мечети. Эти мечети можно сколько угодно перестраивать, если есть деньги и возможности. А у нас же речь идет о столетнем храме. Кроме того, в те времена в 19 веке не было законодательства, защищающего культурное наследие и само общество еще не осознавало их значение. Но время не стоит на месте. Мы постепенно развиваемся и вместе со всем миром начинаем осознавать насколько важно нам сохранить нашу историческую память, дабы не стать иванами родства не помнящими.

    Так уж исторически сложилось, что мы татары—мусульмане живем в Российской Федерации и подчиняемся ее законам, а не в Саудовской Аравии строго по шариату. И поэтому любые ссылки на шариат, мол в нем нет запрета на снос мечетей, на мой взгляд также неуместны в нашей стране. Не надо применять шариат выборочно, обслуживая коньюктурные сиюминутные интересы.

    Уничтожение памятника стало возможным по множеству причин. В том числе и из-за нашей наивной веры в то, что не подымется рука на то, чтобы снести столетнюю мечеть. Конечно, мы не будем всю дальнейшую жизнь посыпать голову пеплом и орать на всех углах только об этом. Акт вандализма совершился и виновные скорее всего уйдут от ответственности. Мы переживем это с болью в сердце. Обидно, что такое варварство тайком совершили свои же. Эта история нас многому научила. И мы сделали выводы о том кто есть кто в российской умме. Мы старались сделать все возможное, наверное, могли сделать гораздо больше. Но мы не занимались сведением счетов, у нас до этого прецедента не было по большему счету претензий к совету муфтиев. Мы просто боролись за свой народ, за его культурное наследие и историю для наших потомковю

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: