Информационное
агентство России
2°C
18 ноября, 05:47

За мусульманской «часовней» будет и мечеть

muh
За мусульманской «часовней» будет и мечеть
О присутствии в городе мусульман извещает баннер на 5 этаже

Междуреченск называют Жемчужиной Кузбасса, угольной столицей Кемеровской области. Город в окружении тайги и рек стал известен всему миру в мае 2010 года, когда рванул метан на шахте «Распадская» и 360 горняков оказались погребенными под землей. 91 из них уже не суждено было увидеть родных.

Основанный чуть более полувека назад как шахтерское поселение, Междуреченск буквально стоит на угле. Надо ли говорить о том, что градообразующими предприятиями здесь являются шахты. На угольном разрезе работает помощником машиниста и имам местной мусульманской организации «Нур» Фарит Ибрагимов.

Присутствие в городе правоверных может увидеть всякий, кто въезжает в Междуреченск по основной кольцевой дороге. На это указывает баннер с надписью «Мусульманское общество» на одном из балконов девятиэтажного дома. Его видно издалека, и к счастью, надпись никого не раздражает, горожане не требуют убрать ее с видного места, мотивируя это тем, что у въезжающих в город людей якобы «может сложиться впечатление, что здесь мусульманский город». Как, например, заявили некоторые жители Магадана, протестуя против предоставления земли под мечеть на видном месте. Их возмутило, что экипажи прибывающих на порт кораблей будут видеть первым делом на берегу мечеть. Подобные примеры можно приводить еще.

В молитвенном доме общины на улице Кузнецкой. Имам Ибрагимов второй справа во втором рядуВ молитвенном доме общины на улице Кузнецкой. Имам Ибрагимов второй справа во втором ряду

— Шахтеры у нас дружный народ, — говорит Фарит Ибрагимов. – Междуреченск, а до этого Ольжерас, всегда был многонациональным, поликонфессиональным.

Шахтерский поселок был основан в 1948 году и сначала носил название Ольжерас по имени местной реки. В 1955 году поселение переименовали в Междуреченск. Стране, пережившей разруху в годы войны, требовался уголь, причем как можно в большом количестве. Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть!», и тысячи людей приехали к залежам черного золота из разных концов страны. На новое место жительство в южный Кузбасс прибывали, как посланцы западных регионов СССР, в том числе Поволжья, так и жители севера Кемеровской области, среди которых было немало татар, чьи предки переселились в Сибирь еще в период столыпинских реформ.

На новом месте создавались новые семьи, рождались дети, естественным образом возникал вопрос проведения обрядов, связанных с бытием правоверных мусульман — никахов, суннат, жаназа, хатымов, благо, что прокатившееся по стране колесо красного террора не истребило в людях иман, а в годы войны народ еще больше стал обращаться к вере.

Обязанности первого имама в Междуреченске исполнял фронтовик Шаяхмет-бабай. Он приехал с супругой Минкамал аби из Апасовского района Татарии и работал шахтером. Понятное дело, что в тот период истории ислам ограничивался только обрядами.

После ухода ветерана, религиозной жизнью руководил пенсионер Садрислам Абдуллин. Этот человек вместе с супругой Махтума Мирхайдар-кызы, выйдя на пенсию, приехал в Кузбасс из Алексеевского района Татарской АССР к своим детям, да так и остался в Междуреченске на радость местным мусульманам.

— Будучи на пенсии, Садрислам-бабай некоторое время работал «дверовым» на шахте имени Ленина, — рассказывает имам Ибрагимов. – Он запомнился шахтерам веселым бабаем, который всегда провожал горняков, подбадривая их, подшучивая с ними.

Садрислам Абдуллин исполнял обязанности имама татаро-башкиро-казахской мусульманской общины Междуреченска до конца 80-х годов. История умалчивает о том, проводил ли он обряды в доме Амангельды Тулеева, нынешнего главы региона, который с 1973 г. по 1978-й работал начальником железнодорожной станции Междуреченска. Как этнический мусульманин, Аман Гумерович вполне мог однажды присутствовать при чтении аятов Садрисламом-бабаем. В заслугу Абдуллину земляки ставят подготовку молодого имама Абдрашита Самигуллина, который в 1991 году в 21-летнем возрасте возглавил первую официальную мусульманскую организацию Междуреченска «Махалля» при ДУМ Европейской части России и Сибири, имея за плечами три курса бухарского медресе «Мир-араб».
При Самигуллине происходило становление общины, проводились занятия по основам ислама и арабскому языку, действовал молитвенный дом в арендуемой квартире.

Возле могил горняков Замира Мухамедшина (1984 г.р.), Марата Миндибаева (1975 г.р.), трагически погибших на шахте «Распадская» в мае 2010 годаВозле могил горняков Замира Мухамедшина (1984 г.р.), Марата Миндибаева (1975 г.р.), трагически погибших на шахте «Распадская» в мае 2010 года

В середине 90-х с отъездом молодого имама на дальнейшую учебу в Казань новым религиозным лидером мусульман Междуреченска стал пенсионер, бывший шахтер Фагим Кучумов, председателем общины — Закария Морданов, в прошлом занимавший руководящие посты на угледобывающих предприятиях. В этот период община уже не была официально зарегистрирована. Повторное юридическое оформление организации в органах юстиции состоялась в 1999 году в составе ДУМ азиатской части России.

— Не осталось ни одной мусульманской семьи в нашем городе, где бы Фагим-абый за время деятельности на посту имама не проводил хатымы, — говорит имам Фарит Ибрагимов. – Мусульмане города называют его, отца многодетной семьи, деда, а теперь уже и прадеда, «Нашим Бабаем» с большой буквы. Такие слова много стоят, их надо заслужить.

Сам Фарит родом из Анжеро-Судженска, и его можно назвать краеведом-любителем за скрупулезно собранный материал по истории мусульман города. За его плечами казанское медресе «Мухаммадия». Два года назад, когда по состоянию здоровья Фагим-абый попросился на отдых, и встал вопрос о выборе нового имама, Фарит Ибрагимов оказался единственным прихожанином общества «Нур», имеющим мусульманское религиозное образование, и его единогласно избрали духовным лидером мусульман Междуреченска.

После официальной регистрации администрация города предложила мусульманам выбрать помещение под временный молитвенный дом. Так у общины появилась относительно постоянное (до строительства мечети) место для исполнения намазов – 2-комнатная благоустроенная квартира в многоэтажке по улице Кузнецкой, 3, кв. 28, на балконе которой на пятом этаже и висит баннер, напоминающий о присутствии в городе мусульман. Раньше со времен молодого имама Абдрашита приходилось часто переезжать с места на место, из одной арендуемой площади в другу. Квартиру на Кузнецкой улице мэрия предоставила до тех пор, пока в городе не будет построена полноценная мечеть в классическом варианте.

Мусульманская «часовня» на кладбище МеждуреченскаМусульманская «часовня» на кладбище Междуреченска

Есть в Междуреченске еще одна достопримечательность, которую в городе называют «мусульманской часовней». Это небольшое пятиугольное каменное строение с полумесяцем на шпиле, возведенное у входа в мусульманский сектор общегородского кладбища. Построили ее местные власти, как говорят в городе, в знак уважения к похороненной в Междуреченске матери губернатора Муниры Файзовны, имя которой носит соборная мечеть областного центра.

Предоставила мэрия правоверным и участок для строительства мечети. Проект ее уже готов, дело осталось за стройматериалами, которые пока покупать не на что.

Аман Тулеев на встрече с мусульманским активом КузбассаАман Тулеев на встрече с мусульманским активом Кузбасса

— Силами одних верующих мечеть в городе не построить, так, чтобы она строго соответствовала утвержденному архитектурному проекту, — говорит имам Ибрагимов. – Некоторые наши мусульмане, братья, приехавшие на заработки из Средней Азии, предлагают поднять стены из бу материалов, дерева, построить что-то типа кошары. Я говорю им: нет братья, такую мечеть никакая комиссия не примет, мы не сможем ввести ее в эксплуатацию, поэтому все должно соответствовать чертежам рабочего проекта.

В настоящее время община мусульман Междуреченска входит в состав Духовного управления мусульман Кемеровской области. В руководстве централизованной структуры отмечают, что строительство мечети в Жемчужине Кузбасса является одной из приоритетных задач, и уже есть люди, готовые подключиться к решению проблемы. Имена их, инша Аллах, мы узнаем позднее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Сибиряк27.06.2012 10:51

    Очень много фактов в этой статье упущено. Надо давать информацию не однобоко. Самый расцвет Исламского становления в Междуреченске был в конце 90-х, начало 2000-х. Вообще не говориться о Лымаревой Анисе первом председателе МРО…

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: