Информационное
агентство России
13°C
18 октября, 17:58

У кого ключ от "Гроба Господня"

art_dev
У кого ключ от "Гроба Господня"

Он живет в Иерусалиме на улице Ирода по соседству с Яффскими воротами и закусочной "У царя Соломона". Это всего в двух шагах от Старого города. Здесь каждый день в 4 часа утра на протяжении многих веков распахивает свои древние врата храм "Гроба Господня", чтобы тысячи христианских пилигримов со всего света могли преклонить колени перед одной из главных христианских святынь. И изо дня в день мусульманин Ваджих Нусейбе вставляет в замочную скважину полуметровый ключ весом в полтора килограмма, который его древний род передает из поколения в поколение на протяжении 1367 лет.

К своему делу привратник и ключник самого известного христианского храма относится более чем ответственно. За 20 с небольшим лет своего служения он ни разу не покидал Иерусалим, и лишь в прошлом году впервые, по приглашению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, отправился в Россию, страну, которая по духу во многом похожа на его родной Иерусалим.

Впервые в храм "Гроба Господня" Ваджих попал еще мальчишкой. Сюда он приходил вместе с дедом Хусейном и отцом Якубом, которые также были потомственными привратниками и хранителями ключей храма. Дед, несмотря на свой преклонный возраст, не оставлял свое служение ни на день, словно показывая своим сыну и внуку, как нужно относиться к делу. А маленький Ваджих часами выстаивал христианские службы, вбирая в легкие запах ладана, но оставался при этом приверженцем своей веры.

"Мы, правоверные мусульмане, всегда считали, что основные религии – ислам и христианство — происходят от Единого Бога, от Аллаха. Мы всегда шли рядом бок о бок в нашей истории. А если эти религии сосуществуют мирно, то благословение будет для всех. Коран учит нас тому, что Бог — один. Мы говорим, что Солнце – одно, Земля — одна, народ Земли тоже един. И поэтому в единении нам и надо искать возможность для нашего мирного сосуществования. Чтобы знание о единстве Бога было завершенным, каждый верующий должен изучить три важных святых писания – Тору, Евангелие и Коран", — сообщил Нусейбе.

Ваджих — мусульманин из очень древнего рода, корни которого находятся в Медине. Оттуда, из Аравии, его предки перебрались в Иерусалим еще в VII веке. С того времени имя Нусейбе упоминается в исторических хрониках. Этот род одним из первых принял ислам, а пророка Мухаммада (мир ему) признал еще в те времена, когда он бежал от неверных. Предки Ваджиха воевали за Мухаммада и защищали его. И в летописи ислама навечно осталось имя одной легендарной женщины. Звали ее Умма-Умара аль-Маазиния аль-Хузраджия мин Банни-Амир аль-Ансария. От нее и ведет свой отсчет род Нусейбе.

"Это произошло в 638 году. Православный патриарх Сафроний обратился к Умару ибн-Хаттабу, второму после смерти Мухаммада халифу, с просьбой назначить хранителем ключей храма "Гроба Господня" мусульманина. Первым ключарем стал мой далекий предок. Это случилось так. Мои родовые корни уходят к семье, которая проживала на территории Хеджаза Саудовской Аравии, в Мекке. Мои предки спасли жизнь пророку Мухаммаду, когда он в 622 году бежал из Мекки в Медину. Многие мусульманские книги рассказывают о моей семье. Они повествуют о сподвижниках пророка Мухаммада, которые проповедовали веру в единого Бога. Одной из них была Умма-Умара Аль-Ансария. Ансария означает принадлежность к сподвижникам Муххамада.

В то время, когда большинство народа были язычниками, эта женщина вместе со своими детьми уверовала в единого Аллаха. Однажды она направила одного из своих детей в другой город к человеку, который объявил себя пророком. Мальчик предстал перед ним и, усомнившись в истинности его слов, прямо бросил ему: "Ты лжец!". Ребенка зарубили. Другой ее сын после смерти брата отправился в Иерусалим, находившийся во власти Умара ибн-Хаттаба, который пришел на эти земли по призыву патриарха Сафрония. Поскольку сын Уммы-Умара стал одним из ближайших сподвижников Умара ибн-Хаттаба, он получил в знак благодарности должность хранителя ключей. С тех пор ключи из рода в род переходят по наследству", — рассказал Ваджих.

После того, как Умар ибн-Хаттаб, владыка огромной мусульманской империи, взял Иерусалим после двухлетней осады, патриарх Сафроний пригласил халифа и всю его свиту в храм "Гроба Господня". И показал самые сокровенные христианские святыни — Камень помазания и Голгофу. В честь гостей отслужили молебен. Патриарх Сафроний предложил халифу помолиться. Но тот отказался, чтобы избежать раздоров в случае, если мусульмане захотят поклоняться Богу на том месте, где молился халиф. Вышел из храма — и поднял камень, прямо из груды мусора поблизости. Подбросил его вверх. И там, где упал камень, немного южнее, впоследствии возвели деревянную мечеть Умара. А православный владыка передал тогда повелителю правоверных ключи от города. И в придачу — ключ от главной церковной обители христиан.

"В 1099 году, как известно, была война между латинянами-католиками и православными христианами за право владения храмом "Гроба Господня". Это был так называемый крестовый поход. Храм до прихода католиков-рыцарей находился в руках православных. Рыцари-католики захватили все мусульманские и православные святыни. Уничтожили всех иудеев в Иерусалиме. Тогда они убили 35 тысяч человек, находившихся в стенах града Иерусалима. В тот момент, когда крестоносцы вошли в город, произошло очень интересное событие. Сразу после кровавой бойни, в которой они изрубили православных, мусульман и иудеев, будучи по локоть в крови, завоеватели вошли в храм "Гроба Господня" и, как ни в чем не бывало, стали усердно молиться. В тот момент с ними находился один из православных митрополитов и сорок православных священников, которых затем изгнали из Иерусалима и отправили в Хайфу. Священникам пришлось долго скрываться пещере. Они вели только ночной образ жизни. И после того, как им удалось построить лодку, православные направились на Кипр.

Однако счастье было не на их стороне. Лодка перевернулась, и священники стали добычей рыб.

Спустя 88 лет после того, как рыцари-крестоносцы захватили Иерусалим, в 1187 году, Святой город перешел под управление Салахеддина Аюби, египетского правителя. Тогда он, как мусульманский военачальник, поставил условие, чтобы все православные вернулись на свои святые земли, и продолжали обладать ими. С тех пор все христианские святыни – храм "Гроба Господня", часовня "Гроба Господня", Голгофа, храм Рождества Христова в Вифлееме, как и прежде, находятся в руках и под контролем православной общины и православного духовенства. А ключ от храма "Гроба Господня" по традиции находится в руках мусульманина. У многих возникает вопрос, почему так происходит?

Саллахеддин был очень мудрым человеком. Как известно, католики и рыцари-крестоносцы хотели захватить все святые места христиан и передать их под контроль Ватикана, чтобы стать выше восточных православных христиан и подчинить их воле латинской или римской католической церкви. Не случайно, что в последующие годы, когда Иерусалим находился в руках султанов Османской империи, православный патриарх всегда находился под охраной мусульман. Когда он шел по улицам, по бокам и впереди него находились мусульманские стражники. Так что дружба между мусульманами и христианами продолжается уже десяток веков. И от состояния этого взаимопонимания очень многое зависит в современном мире», — подчеркнул ключарь храма "Гроба Господня".

И сегодня хранитель ключей исполняет роль негласного третейского судьи. В моменты, когда между христианами возникают споры, Ваджих, преисполненный чувством сохранения мира в храме, берет на себя миссию миротворца. Успокоившись, лидеры основных христианских конфессий вновь начинают жить по древним правилам. Наивысшее напряжение происходит на Пасху. В такие дни главное, чтобы у входа в храм не возникло давки. Но еще более ответственная задача — опечатать каменную плиту "Гроба Господня" перед тем, как иерусалимский патриарх приступит к молебну о ниспослании "Благодатного огня". И в момент его зажигания перед тысячами верующих предстает истинный свидетель "христианского чуда" — мусульманин Ваджих Нусейбе.

"Раньше, чтобы попасть в храм "Гроба Господня", даже первым лицам государств приходилось стоять в длинных очередях", — рассказывает Ваджих Нусейбе. – "Порой они проводили в ожидании и час, и два. Но это было в прошлом. Сегодня из-за сложной политической ситуации паломников стало меньше, и мы, коренные жители этой святой земли, ждем, когда восстановится мир, и очереди опять возобновятся. Для сравнения — в 2000 году, когда храм "Гроба Господня" посещал папа Иоанн Павел II, паломникам требовалось несколько часов, чтобы попасть внутрь. А сегодня, чтобы посетить это святое место требуется всего несколько секунд, никаких очередей сейчас нет".

Из клана Нусейбе также вышло много крупных деятелей. В основном это иорданцы. В этой стране очень часто можно встретить министров, послов, и крупных руководителей с фамилией Нусейбе.

"По приглашению русских друзей я привез в Москву копии фирманов — особых указов султанов. В этих фирманах говорится о личном назначении султаном на все должности в святом городе, а также о больших земельных угодьях, которые были дарованы султаном местным общинам арабов, проживающим на территориях, ныне захваченных израильтянами. Речь идет о сорока тысячах гектаров. Этими землями управляло правительство транс-Иордании и Иордании до того, как восточный Иерусалим был оккупирован Израилем. И Иордания давала нам возможность распоряжаться этими территориями по нашему усмотрению. И поскольку все земли находились лишь фактически в юрисдикции Иордании, также фактически мы осуществляем свое служение у храма "Гроба Господня" на бесплатной основе".

До 1967 года Нусейбе служили градоначальниками Иерусалима. Это тоже родственники Ваджиха. С тех пор много воды утекло из Иордана, и постепенно полноводные реки христианских паломников все больше напоминают пересыхающие ручейки…

"Для сравнения, в Мекку в Саудовской Аравии отправляются миллионы мусульман-паломников, которые свободно могут посещать мусульманские святые места. А главную христианскую святыню посещают 20 тысяч паломников в год. Это очень мало. И я молю Бога, чтобы вновь настало время, когда паломников опять станет много. Поймите, настоящих верующих из России здесь очень ждут, чтобы и они прикоснулись к той благодати, которая посещает этот благословенный святой город.

Интересно, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, на фоне уменьшения паломников со всего мира, число пилигримов из России, приверженцев Русской православной церкви увеличивается. Так же обстоит дело и с представителями других христианских конфессий из России. Усилиями православных паломников дух России постоянно присутствует на этой земле.

И мы понимаем, что это не случайно. Сейчас в вашей стране происходит возрождение основ православия и увеличивается тяга к религии, к ее истокам, а также к местам, где она зарождалась. И это подпитывает нашу страну, и в этом мы видим благодать для всех нас. Мы очень счастливы, потому что вера в Бога, вера в Аллаха вселяет и в нас радость. Мы благодарим Аллаха, что великий русский народ возвращается к своей вере. И мы с Божьей помощью желаем вам благословения и помощи Бога во всех ваших делах".

Трижды в неделю Ваджих прочищает замки и приводит в порядок каждое колесико в механизмах, чтобы они работали безо всяких проблем. Это удается привратнику легко, так как по образованию он инженер-электронщик и лет пятнадцать успел отработать по специальности. Куда больше его заботит приток верующих из России. «Когда вы приедете, я покажу вам фирманы и камень, на котором написан по-арабски приказ султана, где говорится, что если кто-то посягнет на эти христианские святыни, ему отрубят голову".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: