Юрий Михайлов: Можно любую природную силу превратить во врага

Юрий Михайлов является автором ряда концептуальных трудов по государственно-исламским отношениям

Юрий Михайлов является автором ряда концептуальных трудов по государственно-исламским отношениям

Теги:




8
23 Марта 2012г. (29 Раби ас-сани)
Известный российский мыслитель, глава научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов поделился с ИА IslamNews своими соображениями относительно проблем мусульманского сообщества России.



– Юрий Анатольевич, как вы оцениваете государственную политику в отношении ислама?



– Во властных эшелонах существуют противоположные видения на ислам – от максимальной нейтрализации социальной активности мусульман, до ее поощрения.



– В последние годы произошли некоторые сдвиги в развитии отношений государства с религиозными организациями – муфтиятами. Можно ли говорить о каких-то результатах?



– Социальная активность предполагает определенное воздействие на жизнь общества. Какой конечный продукт мы имеем сегодня? На том же Северном Кавказе ситуация ухудшается. Там огромное количество войск, все больше убивают. На мой взгляд, она становится все менее управляемой. Получается, что никакого реального воздействия те структуры, кого власть поддерживает, не имеют. Поддерживаемые организации не могут оказать решающего влияния на ситуацию. Номинально поддержка как бы есть, а с точки зрения влияния, оно близко к нулю.



– А зачем какому-нибудь местечковому чиновнику религиозная активность?



– Чиновнику, я думаю, никакая активность не интересна. Чиновник должен выполнять те поручения, которые ему дают представители народа. Чем более бездарны эти представители, тем чиновнику удобнее, потому что можно заболтать. А тут движения вперед никакого нет. Речь-то идет о том, что государство должно развиваться. Мы говорим о модернизации, об инновационных предприятиях, а как это может происходить, если социальная активность уходит в свисток? А одним из элементов этой активности является религиозная мотивация этой деятельности. То есть если бы наша власть понимала, что ислам – это религия постоянной модернизации, что только то государство является истинно исламским, которое является передовым в научном отношении, тогда бы и акценты были правильно расставлены. Это же не то государство, где есть некая представленность мечетей на душу населения! Это элемент культа, а образ жизни – это другое. Образ жизни предполагает, что люди должны пользоваться всеми достижениями науки и техники, жить в передовом обществе, иметь передовую медицину, детские сады, где лучшие педагоги. Вот что такое исламское общество. Это – все лучшее во благо человека. А где у нас такое? Мы что, не слышим, что у нас с судебной системой творится. С точки зрения ислама, это разве нормальная система? Где у нас справедливость-то? Если об этом все в Госдуме хором говорят, что она никуда не годная…



– Получается, что мусульманская активность идет снизу, а определенные клерикальные круги ее сдерживают. Здесь общество вступает в какой-то диссонанс.



– Конечно. Но все-таки надо понять, что ислам – это конструктивная сила. Но если этого не понимать и давать этому явлению самопроизвольно развиваться, можно, выражаясь образно, и об гейзер обжечься. Можно гейзером дом отапливать, а можно обжигаться регулярно. Можно любую природную силу превратить в своего врага. От ветра можно затонуть в океане, или добывать электроэнергию. Сегодня у нас позиция, отношение к исламу, как к стихийному бедствию, которое все сильнее охватывает нашу страну и весь мир. Мы, так сказать, в этот потоп погружаемся. Но это же неправильно, вся эта поголовная демонизация ислама! А связано все это с невежеством. Причем в причинах этого невежества мусульмане сами себя должны упрекать, в том, что окружающие иноверцы плохо знают ислам. Значит, надо уметь вести диалог с обществом! Вот Коран. Наиболее наглядный, яркий, показательныйпример, что основной способ достижения социального прогресса – это диалог. Ведь, собственно говоря, Коран – это все время обращение с призывом, но аргументированным призывом задуматься, обращение к разуму. Ну где это в жизни-то?



– А вы не думаете, что в России есть негласный элемент конкуренции между православием и исламом, который, возможно, влияет на тех же чиновников?



– Если вспомнить религиозную терминологию, это называется "конфессиональная ревность". Что ж тут плохого? Надо соревноваться, ведь и в Коране об этом говорится: соревнуйтесь! Что пугаться-то соревновательного элемента в том, у кого позиция более аргументирована, убедительна. Нельзя использовать силовые приемы для доказательства своей правоты, а в остальном я не вижу здесь проблем. Когда это становится проблемой, это значит, что сторона испытывает позицию слабости. Что пугаться своего оппонента, если ты чувствуешь, что твоя позиция более убедительна? Надо возражать, причем таким образом, чтобы сторонний слушатель мог занять определенную позицию в пользу того или иного оппонента. Это нормально!



– Как вы считаете, будет что-то меняться во внутренней политике в связи с начавшимися перестановками во власти?



– Россия – великая страна, и очень крепкая. Ее долго пытаются разрушить, приватизировать… То, что перемены будут – это объективно. Я в этом ни секунды не сомневаюсь. Здесь проблема в другом: то ли это перемены, когда нужно будет спасать тонущий корабль, то ли это перемены, которые помогут кораблю набрать нормальный ход. Вопрос в том, как чиновничество вообще относится к религиям, о роли которых в последнее время очень много говорят: как к элементу культуры, представляющему собой некую музейную ценность, или как к той опоре, которая позволяет человеку преодолевать трудности жизни? Истинная религия сильна тогда, когда человек, оставшись один на один со сложностями, перед лицом жизненного, судьбоносного выбора, может опереться на эту религию и сделать правильный выбор. Не совершить преступление, в частности, не поднять руку на женщину, правильно воспитать ребенка. Не то, чтобы его силой закона это останавливало, а силой внутреннего убеждения, имеющего религиозную мотивацию. Когда религия станет восприниматься властью именно в таком контексте, и эта религия через тех представителей, которые декларируют свою принадлежность к этой религии, станет выполнять эту функцию, точнее говоря, сумеет выполнить эту функцию… Ведь, собственно, что угодно может быть написано на бумаге, но те люди, которые олицетворяют собой эту религию, могут так не жить. И что здесь сделать? Поэтому здесь обоюдное должно быть стремление. Кто-то должен показать: смотрите, я опираюсь на религиозные основания, и насколько мы в таком-то регионе вперед продвинулись. Власть должна это увидеть, захотеть это увидеть. Вот, Татарстан, пожалуйста. Это что, республика, которая себя не позиционирует как преимущественно исламская? И что там творилось в милиции все эти годы? А те, кто в этой милиции находился, они что, не мусульмане, что ли? И после этого найдутся у нас политологи, которые скажут: вот он, истинный ислам.



– А в чем вы видите роль ислама в российской действительности?



– Если брать коранические основания, конструктивная роль ислама заключается в объединении людей. Ислам, по своей природе, это религия консолидации общества на авраамических основаниях, т.е. на принципах единобожия. А это значит, что нужно изживать ширк (поклонение идолам, которые мешают людям двигаться вперед). Идолом что является? Вот взять недавнее обсуждение проблем коррупции. Вот это настоящий идол! Никак не могут сделать решительных шагов, чтобы изжить это явление из жизни общества. Почему? Потому, что в этот коррупционный процесс втянуто очень много высокопоставленных чиновников. Их надо бы всех посадить, но рука не поднимается.



– Видите ли вы какие-то пути взаимодействия между исламом и православием? Цели-то, по большому счету, не особо различаются.



– Не то, что цели, а основы. Ведь если взять объединяющие, то это гораздо шире, чем культовые отличия, они не могут доминировать в жизни общества. А объединяющие – это благоустройство нашей текущей жизни. Прежде всего. Ну что дискутировать, как хорошо на том свете? Мы на этом же живем. И этот свет нужно облагораживать и активно этим заниматься. И не через дележ финансовых потоков – ведь, собственно говоря, здесь самые большие конфликты, кому сколько досталось, кому государство больше дало. Нужно проявлять себя в плане законодательных инициатив, осадить вовремя зарвавшегося правителя, указать депутатам, которые беспринципны… Ну где мы это наблюдаем? Все шепотом, на ухо. А проблемы семьи? Сегодня институт брака перестал работать. Сирот расплодилось невероятное количество. Детский алкоголизм, наркомания. Разве не это почва для объединения усилий? Но где мы это видим? Все это духовенство как на другой планете живет, и с той, и с другой стороны, как будто это их не касается. Получают от государства, мошну набили, и будь здоров! Все хорошо. Так что тут – было бы желание быть настоящими мусульманами и христианами.

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

казах 24 Марта 2012г.
Ответить

Признаки приближения Судного дня - В начале мусульмане не говорили, но делали; затем говорили и делали; затем говорили и не делали; затем настанет время не будут говорить и не будут делать. Мысли автора и его статья активная много пользы. Михайлова я был бы рад видеть своим братом мусульманином. Прошу Аллаха подарить иман, укрепить и углубить понимание ислама Михайлову, укрепить нашу умму ученными из нас.

forrum2008 23 Марта 2012г.
Ответить

Статья понравилась. Правильно излагает.

impuls 23 Марта 2012г.
Ответить

...Абу-ль-Хасан Али Надви: "Мусульмане превратили Ислам в тело без души. Они убрали из него социальное содержание, его целеустремленность и динамизм, и сделали его всего лишь оболочкой веры и обычая"...

impuls 23 Марта 2012г.
Ответить

...Истинно высказывание Посланника Аллаха(С.А.В.): "Изначально был Ислам странным, и вновь станет странным, каким изначально явился. Блаженны же странные!" Его спросили: " А кто они, странные?" Он ответил: " Те, кто исправляет испорченное людьми в моей сунне, и те, кто воскрешает то, что погубили люди из моей сунны".

казах 24 Марта 2012г.
Ответить

Признаки приближения Судного дня - В начале мусульмане не говорили, но делали; затем говорили и делали; затем говорили и не делали; затем настанет время не будут говорить и не будут делать. Мысли автора и его статья активная много пользы. Михайлова я был бы рад видеть своим братом мусульманином. Прошу Аллаха подарить иман, укрепить и углубить понимание ислама Михайлову, укрепить нашу умму ученными из нас.

forrum2008 23 Марта 2012г.
Ответить

Статья понравилась. Правильно излагает.

impuls 23 Марта 2012г.
Ответить

...Абу-ль-Хасан Али Надви: "Мусульмане превратили Ислам в тело без души. Они убрали из него социальное содержание, его целеустремленность и динамизм, и сделали его всего лишь оболочкой веры и обычая"...

impuls 23 Марта 2012г.
Ответить

...Истинно высказывание Посланника Аллаха(С.А.В.): "Изначально был Ислам странным, и вновь станет странным, каким изначально явился. Блаженны же странные!" Его спросили: " А кто они, странные?" Он ответил: " Те, кто исправляет испорченное людьми в моей сунне, и те, кто воскрешает то, что погубили люди из моей сунны".

Яндекс.Метрика