Кузница без кадров

Уровень исламского образования в России оставляет желать лучшего

Уровень исламского образования в России оставляет желать лучшего

Теги:






238
04 Июня 2012г. (14 Раджаб)
Не секрет, что на исламское образование в России выделяется достаточно казенныхсредств, однако на выходе наблюдается парадокс: ни видных исламских ученных, ни особо заметных выпускников российских исламских вузов у нас нет. Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику.



– Юрий Анатольевич, как вы можете объяснить ситуацию: исламские вузы в России есть, госфинансирование – тоже, а на "выхлопе"? Где же великие исламские ученные?



– На днях на конференции в Пятигорске я услышал о том, что на цели исламского образования у нас ежегодно тратится около 900 млн рублей. Но вопрос можно поставить иначе: даже не столько "где великие исламские ученные", а где влияние тех, кто получил это образование, на внутреннюю жизнь страны? Кого мы знаем из тех, кто окончил эти учебные заведения, и привнес что-либо положительное в нашу внутреннюю жизнь? Мы вообще никого не знаем. Видимо, проблема не в исламе, а в том, что от имени ислама преподается. Потому что ислам – это всегда активная жизненная позиция, созидание, позитив, инновации. Что в нашу жизнь вносит высшее образование, которое от имени ислама проводится в исламских вузах, мне совершенно не понятно, я не могу ничего сказать. Выпускников не знаю. Знаю тех, кто там преподает, и тех, кто этим руководит, но продукта этой деятельности я не вижу.



– Что вы можете сказать про наши отечественные исламские образовательные стандарты и учебники? Насколько они отвечают насущным потребностям?



– Опять же, перефразирую: каковы критерии того, что эта деятельность является позитивной по отношению к государству, ведь выпускники этих вузов получают дипломы государственного образца. Но у меня лично на сегодняшний день складывается впечатление, что государство, выдавая эти дипломы, никаким образом не аттестует выпускников этих заведений. Получается так: религия у нас отделена от государства, государство поддерживает исламские вузы, но при этом не вмешивается в их деятельность. Этот парадокс каким-то рациональным способом я объяснить не могу.



– А может быть, государству не очень сподручно вмешиваться в эти процессы, дабы не получить претензии в попытках какого-то давления, обвинения в навязывании каких-то условий?



– Это было бы правомерно в том случае, если бы государство вмешивалось в культовые вопросы. А поскольку ислам это, в частности, исламский образ жизни – то есть социальная активность, которая выражается в желании изменить общество к лучшему, то государство не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в исламских вузах. Вот, например, христианство не является религией социального активизма, это, если говорить о православии, в большей степени мистическое учение. А в исламе этот социальный активизм проявляется в прямом выражении. Поэтому универсального единого критерия оценки образования в системе православных и исламских вузов быть не должно. Может быть, это выглядит избирательно, но это связано с особенностями религии.



– Есть мнение, что уровень и качество образования, в первую очередь, зависят от уровня преподавателей (которые, в частности, обучались за рубежом)… Так ли это, или с нормальными учебниками уровень преподавательского состава – вещь второстепенная?



– Если говорить в самом общем виде, то система национального образования отражает национальные интересы государств, формирующих эти системы. Автоматический перенос системы образования, сложившейся в Египте и отвечающей национальным интересам Египта, на территорию России просто будет отражать на российской земле египетские интересы. Поэтому преподаватели, воспитанные в иной культурной, социальной и политической системе, не могут быть в полной мере адекватными тем реалиям, которые свойственны российской ситуации. Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия.



– И как, на ваш взгляд, нужно решать все эти проблемы?



– Надо вернуться к истокам ислама, представить их на русском языке (я это называю "русификация ядра исламского богословия и права"), подготовить специалистов, которые будут говорить об исламской проблематике на русском языке, компетентно владея фундаментальными основами ислама. И только тогда мы сможем считать эту ситуацию предрасположенной к изменениям. Потому что все, что сегодня происходит – это экспорт национальных школ богословия на территорию РФ. Получается, что духовное поле России открыто для иностранных взглядов, и у нас на сегодняшний день в России отсутствуют те лица, которые выражали бы интересы ислама, соблюдая аксиомы ислама, таким образом, чтобы ислам не искажался и приносил пользу всем россиянам.



– Не кажется ли вам, что вышеуказанные гигантские суммы, выделяемые на исламское образование, не работают потому, что уходят на какие-то иные цели?



– Всегда, когда отсутствует профессионализм, но люди занимают при этом определенные должности в системе исламского образования, и их эти должности в экономическом плане устраивают, они занимаются имитацией работы. Винить дилетантов в том, что они дилетанты, несколько несерьезно. А о разворовывании денег можно говорить в том случае, когда есть какие-то задачи, которые кто-то хочет решать, и есть конкретные цели, ради чего это делается. Я на сегодняшний день практически не знаю людей, которые сказали бы: "вы нам дайте деньги, и мы отправим их на благие цели". В рамках системы исламского образования, которая действует у нас в РФ, я не вижу тех лиц, которые были бы заинтересованы в принципиальном изменении того, что происходит.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

miskin-00 09 Июня 2012г.
Ответить

от исламского образования до Хайама....Даже исламское образование в зачаточной стадии(а светское,судя по орфографии,и того хуже)-куда уж лезть в философию и поэзию Хайама,мальчики!? "Когда Хайама станешь изучать Ты там найдешь иных времен печать Сквозь сито РАЗУМА ту МУДРОСТЬ ты просей Добро и зло ты будешь различать."

impuls 07 Июня 2012г.
Ответить

"Ты при всех на меня накликаешь позор; Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор! Я готов согласиться с твоими словами. Но достоин ли ты выносить приговор?" Омар Хайям

АбуМухаммад 06 Июня 2012г.
Ответить

Хаяму для себя решил так Одни говорят что Хаям писал харамные вещи особенно о вине, другие особенно суфии что это алегория. я придерживаюсь хадиса о сомнительном - и отхожу от этого,для меня достаточно Куран,Сунна и труд алимов, это бы освоить зачем мне Хафиз или Хаям в которых есть сомение достаточно стихов того же Имама Шафия от которых для меня больше пользы

Hanif 05 Июня 2012г.
Ответить

Защитникам Хаяма. Читайте. Стихи наполненные развратом, богохульством и высмеиванием Господа. "Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" "Как живете вы - так и воскреснете-де!" Я с подругой и чашей вина неразлучен, Чтобы так и проснуться на страшном суде. *** Боже, если грехи я большие свершил, То свои же я душу и тело губил! Я в твоем милосердии твердо уверен - Вот пришел с покаяньем... и вновь нагрешил! *** Рай здесь нашел, за чашею вина, я Средь роз, близ милой от любви сго...
Читать дальше

Hanif 05 Июня 2012г.
Ответить

Хайам - грязный кафир. Вино это цветочки. Читал его произведения. Они полны богохульства и высмеивания Аллаха. Есть мнение, что он покаялся. Но от него это нигде не пришло.

gambit 05 Июня 2012г.
Ответить

Кстати при жизни за свои знания по фикху ему дали прозвище Худжатуль-хакк, интересно стали бы его современники давать ему такое прозвище если бы он был мунафиком и пьяницей

gambit 05 Июня 2012г.
Ответить

Извините братья, интернет слабый

Musliminfo 05 Июня 2012г.
Ответить

gambit. Так что он и мусульманином не являеться, раз рекламирует пьянство.

Musliminfo 05 Июня 2012г.
Ответить

Вот стих Омара: Рубаи о вине. "Вино пить - грех". Подумай, не спеши! Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души. *** Вино напитком вечности играет, Испей того, что радость в мир являет, Хоть, как огонь, вино нас обжигает, Но, как вода живая, воскрешает!

impuls 05 Июня 2012г.
Ответить

"Не охотник – о дичи ты речь не веди, О нечитанной книге нигде не суди! Если Истина спросит о собственной сути, - Об увиденном молви, а суть обойди." Амар Хайам.

impuls 05 Июня 2012г.
Ответить

Братья сначала ознакомтесь с академическими трудами на русском языке Юрия Михайлова, которые получили признания мусульманами не только в России, но и во многих мусульманских странах, например его книг " Пора понимать Коран", книга "Жизнь Пророка Мухаммада" и т.д.

АбуМухаммад 04 Июня 2012г.
Ответить

Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия. - что он этим хочет сказать опеть гонит чушь что нам нужен свой россиский ислам?? в каком исламе нужадается Россия? Михайлов хочет сказать дайте мне все эти деньги а я дам тот ислам котрые нужен России? а он спросил нас соблюдающих мусульман нужен ли нам ислам аля Михайлов?

impuls 04 Июня 2012г.
Ответить

Скорее всего слова Юрия Михайлова адресованы некоторым толстокожим муфтиям, которые не торопяться что-то сделать полезного для мусульманской уммы, а отсиживают свои места бездействием.

Rinat Piterski 04 Июня 2012г.
Ответить

Если хотите узнать куда тратятся эти миллионы рублей, пройдитесь по дачам, квартирам, коттеджам и семействам муфтиев, и вы все узнаете. Тратятся до копейки на муфтиеугодные дела. Личные дела я бы сказал.

АбуМухаммад 04 Июня 2012г.
Ответить

так и хочется сказать увж Юрий прими ислам и делай дела на пути Аллаха, если вы считаете что ислам это супер дляы России. а так получается что ислам для вас предмет иследование и попытка на этом делать деньги то вам издательства не нравятся то обучение то братья котрые делают на пути Аллаха но получившие образования за рубежом. наверное вы хоите стать муфтием и ученым без ислама? что касается таких братьев как те же братья Аляуитдиновы, РЮнус братья Авхадиевы и др ратья они не мало сделале в оздоровление и ппросвещение мусульман и не мусульман и это дают свои плоды , когда бывшие нарко...
Читать дальше

Hanif 04 Июня 2012г.
Ответить

"Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику." - дожились, уже кафирам задают такие вопросы? А по-поводу того, что нет ученых: если и есть хоть кто-то, кто подает надежды, то он тут же оказывается экстремистом, или у него находят запрещенную литературу, или вообще наркоту подбрасывают.

miskin-00 09 Июня 2012г.
Ответить

от исламского образования до Хайама....Даже исламское образование в зачаточной стадии(а светское,судя по орфографии,и того хуже)-куда уж лезть в философию и поэзию Хайама,мальчики!? "Когда Хайама станешь изучать Ты там найдешь иных времен печать Сквозь сито РАЗУМА ту МУДРОСТЬ ты просей Добро и зло ты будешь различать."

impuls 07 Июня 2012г.
Ответить

"Ты при всех на меня накликаешь позор; Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор! Я готов согласиться с твоими словами. Но достоин ли ты выносить приговор?" Омар Хайям

АбуМухаммад 06 Июня 2012г.
Ответить

Хаяму для себя решил так Одни говорят что Хаям писал харамные вещи особенно о вине, другие особенно суфии что это алегория. я придерживаюсь хадиса о сомнительном - и отхожу от этого,для меня достаточно Куран,Сунна и труд алимов, это бы освоить зачем мне Хафиз или Хаям в которых есть сомение достаточно стихов того же Имама Шафия от которых для меня больше пользы

Hanif 05 Июня 2012г.
Ответить

Защитникам Хаяма. Читайте. Стихи наполненные развратом, богохульством и высмеиванием Господа. "Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" "Как живете вы - так и воскреснете-де!" Я с подругой и чашей вина неразлучен, Чтобы так и проснуться на страшном суде. *** Боже, если грехи я большие свершил, То свои же я душу и тело губил! Я в твоем милосердии твердо уверен - Вот пришел с покаяньем... и вновь нагрешил! *** Рай здесь нашел, за чашею вина, я Средь роз, близ милой от любви сго...
Читать дальше

Hanif 05 Июня 2012г.
Ответить

Хайам - грязный кафир. Вино это цветочки. Читал его произведения. Они полны богохульства и высмеивания Аллаха. Есть мнение, что он покаялся. Но от него это нигде не пришло.

gambit 05 Июня 2012г.
Ответить

Кстати при жизни за свои знания по фикху ему дали прозвище Худжатуль-хакк, интересно стали бы его современники давать ему такое прозвище если бы он был мунафиком и пьяницей

gambit 05 Июня 2012г.
Ответить

Извините братья, интернет слабый

Musliminfo 05 Июня 2012г.
Ответить

gambit. Так что он и мусульманином не являеться, раз рекламирует пьянство.

Musliminfo 05 Июня 2012г.
Ответить

Вот стих Омара: Рубаи о вине. "Вино пить - грех". Подумай, не спеши! Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души. *** Вино напитком вечности играет, Испей того, что радость в мир являет, Хоть, как огонь, вино нас обжигает, Но, как вода живая, воскрешает!

impuls 05 Июня 2012г.
Ответить

"Не охотник – о дичи ты речь не веди, О нечитанной книге нигде не суди! Если Истина спросит о собственной сути, - Об увиденном молви, а суть обойди." Амар Хайам.

impuls 05 Июня 2012г.
Ответить

Братья сначала ознакомтесь с академическими трудами на русском языке Юрия Михайлова, которые получили признания мусульманами не только в России, но и во многих мусульманских странах, например его книг " Пора понимать Коран", книга "Жизнь Пророка Мухаммада" и т.д.

АбуМухаммад 04 Июня 2012г.
Ответить

Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия. - что он этим хочет сказать опеть гонит чушь что нам нужен свой россиский ислам?? в каком исламе нужадается Россия? Михайлов хочет сказать дайте мне все эти деньги а я дам тот ислам котрые нужен России? а он спросил нас соблюдающих мусульман нужен ли нам ислам аля Михайлов?

impuls 04 Июня 2012г.
Ответить

Скорее всего слова Юрия Михайлова адресованы некоторым толстокожим муфтиям, которые не торопяться что-то сделать полезного для мусульманской уммы, а отсиживают свои места бездействием.

Rinat Piterski 04 Июня 2012г.
Ответить

Если хотите узнать куда тратятся эти миллионы рублей, пройдитесь по дачам, квартирам, коттеджам и семействам муфтиев, и вы все узнаете. Тратятся до копейки на муфтиеугодные дела. Личные дела я бы сказал.

АбуМухаммад 04 Июня 2012г.
Ответить

так и хочется сказать увж Юрий прими ислам и делай дела на пути Аллаха, если вы считаете что ислам это супер дляы России. а так получается что ислам для вас предмет иследование и попытка на этом делать деньги то вам издательства не нравятся то обучение то братья котрые делают на пути Аллаха но получившие образования за рубежом. наверное вы хоите стать муфтием и ученым без ислама? что касается таких братьев как те же братья Аляуитдиновы, РЮнус братья Авхадиевы и др ратья они не мало сделале в оздоровление и ппросвещение мусульман и не мусульман и это дают свои плоды , когда бывшие нарко...
Читать дальше

Hanif 04 Июня 2012г.
Ответить

"Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику." - дожились, уже кафирам задают такие вопросы? А по-поводу того, что нет ученых: если и есть хоть кто-то, кто подает надежды, то он тут же оказывается экстремистом, или у него находят запрещенную литературу, или вообще наркоту подбрасывают.

Яндекс.Метрика