Не секрет, что на исламское образование в России выделяется достаточно казенныхсредств, однако на выходе наблюдается парадокс: ни видных исламских ученных, ни особо заметных выпускников российских исламских вузов у нас нет. Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику.
– Юрий Анатольевич, как вы можете объяснить ситуацию: исламские вузы в России есть, госфинансирование – тоже, а на "выхлопе"? Где же великие исламские ученные?
– На днях на конференции в Пятигорске я услышал о том, что на цели исламского образования у нас ежегодно тратится около 900 млн рублей. Но вопрос можно поставить иначе: даже не столько "где великие исламские ученные", а где влияние тех, кто получил это образование, на внутреннюю жизнь страны? Кого мы знаем из тех, кто окончил эти учебные заведения, и привнес что-либо положительное в нашу внутреннюю жизнь? Мы вообще никого не знаем. Видимо, проблема не в исламе, а в том, что от имени ислама преподается. Потому что ислам – это всегда активная жизненная позиция, созидание, позитив, инновации. Что в нашу жизнь вносит высшее образование, которое от имени ислама проводится в исламских вузах, мне совершенно не понятно, я не могу ничего сказать. Выпускников не знаю. Знаю тех, кто там преподает, и тех, кто этим руководит, но продукта этой деятельности я не вижу.
– Что вы можете сказать про наши отечественные исламские образовательные стандарты и учебники? Насколько они отвечают насущным потребностям?
– Опять же, перефразирую: каковы критерии того, что эта деятельность является позитивной по отношению к государству, ведь выпускники этих вузов получают дипломы государственного образца. Но у меня лично на сегодняшний день складывается впечатление, что государство, выдавая эти дипломы, никаким образом не аттестует выпускников этих заведений. Получается так: религия у нас отделена от государства, государство поддерживает исламские вузы, но при этом не вмешивается в их деятельность. Этот парадокс каким-то рациональным способом я объяснить не могу.
– А может быть, государству не очень сподручно вмешиваться в эти процессы, дабы не получить претензии в попытках какого-то давления, обвинения в навязывании каких-то условий?
– Это было бы правомерно в том случае, если бы государство вмешивалось в культовые вопросы. А поскольку ислам это, в частности, исламский образ жизни – то есть социальная активность, которая выражается в желании изменить общество к лучшему, то государство не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в исламских вузах. Вот, например, христианство не является религией социального активизма, это, если говорить о православии, в большей степени мистическое учение. А в исламе этот социальный активизм проявляется в прямом выражении. Поэтому универсального единого критерия оценки образования в системе православных и исламских вузов быть не должно. Может быть, это выглядит избирательно, но это связано с особенностями религии.
– Есть мнение, что уровень и качество образования, в первую очередь, зависят от уровня преподавателей (которые, в частности, обучались за рубежом)… Так ли это, или с нормальными учебниками уровень преподавательского состава – вещь второстепенная?
– Если говорить в самом общем виде, то система национального образования отражает национальные интересы государств, формирующих эти системы. Автоматический перенос системы образования, сложившейся в Египте и отвечающей национальным интересам Египта, на территорию России просто будет отражать на российской земле египетские интересы. Поэтому преподаватели, воспитанные в иной культурной, социальной и политической системе, не могут быть в полной мере адекватными тем реалиям, которые свойственны российской ситуации. Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия.
– И как, на ваш взгляд, нужно решать все эти проблемы?
– Надо вернуться к истокам ислама, представить их на русском языке (я это называю "русификация ядра исламского богословия и права"), подготовить специалистов, которые будут говорить об исламской проблематике на русском языке, компетентно владея фундаментальными основами ислама. И только тогда мы сможем считать эту ситуацию предрасположенной к изменениям. Потому что все, что сегодня происходит – это экспорт национальных школ богословия на территорию РФ. Получается, что духовное поле России открыто для иностранных взглядов, и у нас на сегодняшний день в России отсутствуют те лица, которые выражали бы интересы ислама, соблюдая аксиомы ислама, таким образом, чтобы ислам не искажался и приносил пользу всем россиянам.
– Не кажется ли вам, что вышеуказанные гигантские суммы, выделяемые на исламское образование, не работают потому, что уходят на какие-то иные цели?
– Всегда, когда отсутствует профессионализм, но люди занимают при этом определенные должности в системе исламского образования, и их эти должности в экономическом плане устраивают, они занимаются имитацией работы. Винить дилетантов в том, что они дилетанты, несколько несерьезно. А о разворовывании денег можно говорить в том случае, когда есть какие-то задачи, которые кто-то хочет решать, и есть конкретные цели, ради чего это делается. Я на сегодняшний день практически не знаю людей, которые сказали бы: "вы нам дайте деньги, и мы отправим их на благие цели". В рамках системы исламского образования, которая действует у нас в РФ, я не вижу тех лиц, которые были бы заинтересованы в принципиальном изменении того, что происходит.
Ответить
от исламского образования до Хайама....Даже исламское образование в зачаточной стадии(а светское,судя по орфографии,и того хуже)-куда уж лезть в философию и поэзию Хайама,мальчики!? "Когда Хайама станешь изучать Ты там найдешь иных времен печать Сквозь сито РАЗУМА ту МУДРОСТЬ ты просей Добро и зло ты будешь различать."
Ответить
"Ты при всех на меня накликаешь позор; Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор! Я готов согласиться с твоими словами. Но достоин ли ты выносить приговор?" Омар Хайям
Ответить
Хаяму для себя решил так Одни говорят что Хаям писал харамные вещи особенно о вине, другие особенно суфии что это алегория. я придерживаюсь хадиса о сомнительном - и отхожу от этого,для меня достаточно Куран,Сунна и труд алимов, это бы освоить зачем мне Хафиз или Хаям в которых есть сомение достаточно стихов того же Имама Шафия от которых для меня больше пользы
Ответить
Защитникам Хаяма. Читайте. Стихи наполненные развратом, богохульством и высмеиванием Господа. "Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" "Как живете вы - так и воскреснете-де!" Я с подругой и чашей вина неразлучен, Чтобы так и проснуться на страшном суде. *** Боже, если грехи я большие свершил, То свои же я душу и тело губил! Я в твоем милосердии твердо уверен - Вот пришел с покаяньем... и вновь нагрешил! *** Рай здесь нашел, за чашею вина, я Средь роз, близ милой от любви сго...
Читать дальше
Ответить
Хайам - грязный кафир. Вино это цветочки. Читал его произведения. Они полны богохульства и высмеивания Аллаха. Есть мнение, что он покаялся. Но от него это нигде не пришло.
Ответить
Кстати при жизни за свои знания по фикху ему дали прозвище Худжатуль-хакк, интересно стали бы его современники давать ему такое прозвище если бы он был мунафиком и пьяницей
Ответить
Извините братья, интернет слабый
Ответить
gambit. Так что он и мусульманином не являеться, раз рекламирует пьянство.
Ответить
Вот стих Омара: Рубаи о вине. "Вино пить - грех". Подумай, не спеши! Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души. *** Вино напитком вечности играет, Испей того, что радость в мир являет, Хоть, как огонь, вино нас обжигает, Но, как вода живая, воскрешает!
Ответить
"Не охотник – о дичи ты речь не веди, О нечитанной книге нигде не суди! Если Истина спросит о собственной сути, - Об увиденном молви, а суть обойди." Амар Хайам.
Ответить
Братья сначала ознакомтесь с академическими трудами на русском языке Юрия Михайлова, которые получили признания мусульманами не только в России, но и во многих мусульманских странах, например его книг " Пора понимать Коран", книга "Жизнь Пророка Мухаммада" и т.д.
Ответить
Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия. - что он этим хочет сказать опеть гонит чушь что нам нужен свой россиский ислам?? в каком исламе нужадается Россия? Михайлов хочет сказать дайте мне все эти деньги а я дам тот ислам котрые нужен России? а он спросил нас соблюдающих мусульман нужен ли нам ислам аля Михайлов?
Ответить
Скорее всего слова Юрия Михайлова адресованы некоторым толстокожим муфтиям, которые не торопяться что-то сделать полезного для мусульманской уммы, а отсиживают свои места бездействием.
Ответить
Если хотите узнать куда тратятся эти миллионы рублей, пройдитесь по дачам, квартирам, коттеджам и семействам муфтиев, и вы все узнаете. Тратятся до копейки на муфтиеугодные дела. Личные дела я бы сказал.
Ответить
так и хочется сказать увж Юрий прими ислам и делай дела на пути Аллаха, если вы считаете что ислам это супер дляы России. а так получается что ислам для вас предмет иследование и попытка на этом делать деньги то вам издательства не нравятся то обучение то братья котрые делают на пути Аллаха но получившие образования за рубежом. наверное вы хоите стать муфтием и ученым без ислама? что касается таких братьев как те же братья Аляуитдиновы, РЮнус братья Авхадиевы и др ратья они не мало сделале в оздоровление и ппросвещение мусульман и не мусульман и это дают свои плоды , когда бывшие нарко...
Читать дальше
Ответить
"Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику." - дожились, уже кафирам задают такие вопросы? А по-поводу того, что нет ученых: если и есть хоть кто-то, кто подает надежды, то он тут же оказывается экстремистом, или у него находят запрещенную литературу, или вообще наркоту подбрасывают.
Ответить
от исламского образования до Хайама....Даже исламское образование в зачаточной стадии(а светское,судя по орфографии,и того хуже)-куда уж лезть в философию и поэзию Хайама,мальчики!? "Когда Хайама станешь изучать Ты там найдешь иных времен печать Сквозь сито РАЗУМА ту МУДРОСТЬ ты просей Добро и зло ты будешь различать."
Ответить
"Ты при всех на меня накликаешь позор; Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор! Я готов согласиться с твоими словами. Но достоин ли ты выносить приговор?" Омар Хайям
Ответить
Хаяму для себя решил так Одни говорят что Хаям писал харамные вещи особенно о вине, другие особенно суфии что это алегория. я придерживаюсь хадиса о сомнительном - и отхожу от этого,для меня достаточно Куран,Сунна и труд алимов, это бы освоить зачем мне Хафиз или Хаям в которых есть сомение достаточно стихов того же Имама Шафия от которых для меня больше пользы
Ответить
Защитникам Хаяма. Читайте. Стихи наполненные развратом, богохульством и высмеиванием Господа. "Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" "Как живете вы - так и воскреснете-де!" Я с подругой и чашей вина неразлучен, Чтобы так и проснуться на страшном суде. *** Боже, если грехи я большие свершил, То свои же я душу и тело губил! Я в твоем милосердии твердо уверен - Вот пришел с покаяньем... и вновь нагрешил! *** Рай здесь нашел, за чашею вина, я Средь роз, близ милой от любви сго...
Читать дальше
Ответить
Хайам - грязный кафир. Вино это цветочки. Читал его произведения. Они полны богохульства и высмеивания Аллаха. Есть мнение, что он покаялся. Но от него это нигде не пришло.
Ответить
Кстати при жизни за свои знания по фикху ему дали прозвище Худжатуль-хакк, интересно стали бы его современники давать ему такое прозвище если бы он был мунафиком и пьяницей
Ответить
Извините братья, интернет слабый
Ответить
gambit. Так что он и мусульманином не являеться, раз рекламирует пьянство.
Ответить
Вот стих Омара: Рубаи о вине. "Вино пить - грех". Подумай, не спеши! Сам против жизни явно не греши. В ад посылать из-за вина и женщин? Тогда в раю, наверно, ни души. *** Вино напитком вечности играет, Испей того, что радость в мир являет, Хоть, как огонь, вино нас обжигает, Но, как вода живая, воскрешает!
Ответить
"Не охотник – о дичи ты речь не веди, О нечитанной книге нигде не суди! Если Истина спросит о собственной сути, - Об увиденном молви, а суть обойди." Амар Хайам.
Ответить
Братья сначала ознакомтесь с академическими трудами на русском языке Юрия Михайлова, которые получили признания мусульманами не только в России, но и во многих мусульманских странах, например его книг " Пора понимать Коран", книга "Жизнь Пророка Мухаммада" и т.д.
Ответить
Пока мы не создадим российскую школу исламского богословия и права, мы обречены постоянно сталкиваться с проблемой неадекватности того, что преподается в исламских вузах, тому, в чем нуждается Россия. - что он этим хочет сказать опеть гонит чушь что нам нужен свой россиский ислам?? в каком исламе нужадается Россия? Михайлов хочет сказать дайте мне все эти деньги а я дам тот ислам котрые нужен России? а он спросил нас соблюдающих мусульман нужен ли нам ислам аля Михайлов?
Ответить
Скорее всего слова Юрия Михайлова адресованы некоторым толстокожим муфтиям, которые не торопяться что-то сделать полезного для мусульманской уммы, а отсиживают свои места бездействием.
Ответить
Если хотите узнать куда тратятся эти миллионы рублей, пройдитесь по дачам, квартирам, коттеджам и семействам муфтиев, и вы все узнаете. Тратятся до копейки на муфтиеугодные дела. Личные дела я бы сказал.
Ответить
так и хочется сказать увж Юрий прими ислам и делай дела на пути Аллаха, если вы считаете что ислам это супер дляы России. а так получается что ислам для вас предмет иследование и попытка на этом делать деньги то вам издательства не нравятся то обучение то братья котрые делают на пути Аллаха но получившие образования за рубежом. наверное вы хоите стать муфтием и ученым без ислама? что касается таких братьев как те же братья Аляуитдиновы, РЮнус братья Авхадиевы и др ратья они не мало сделале в оздоровление и ппросвещение мусульман и не мусульман и это дают свои плоды , когда бывшие нарко...
Читать дальше
Ответить
"Вопросы о том, что творится в сфере отечественного исламского образования, "кто виноват и что делать", ИА IslamNews адресовало руководителю издательства "Ладомир" Юрию Михайлову, известному своими концептуальными трудами на исламскую тематику." - дожились, уже кафирам задают такие вопросы? А по-поводу того, что нет ученых: если и есть хоть кто-то, кто подает надежды, то он тут же оказывается экстремистом, или у него находят запрещенную литературу, или вообще наркоту подбрасывают.