Наша идеологическая основа – плюрализм

Шакиб Бенмахлюф (Chakib Benmakhlouf), Фото IslamNews.

Шакиб Бенмахлюф (Chakib Benmakhlouf), Фото IslamNews.

Теги:



0
11 Июля 2008г. (07 Раджаб)
Глава Федерации исламских организаций в Европе Шакиб Бенмахлюф встретился с российскими единоверцами



В июне нашу страну посетил гражданин Швеции Шакиб Бенмахлюф, руководитель одной из самых крупных и влиятельных европейских мусульманских организаций – "Федерации исламских организаций в Европе" (ФИОЕ). В Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Москве и Саратове прошли встречи шведского гостя с представителями местных мусульманских общин. В Москве на встрече с представителями мусульманских организаций и СМИ Бенмахлюф рассказал об организации, которую он возглавляет в течение последних 2 лет, ответил на вопросы журналистов.



Шакиб Бенмахлюф. Федерация исламских организаций в Европе начала свою деятельность в 70-х годах прошлого века, в 1984 году получила официальную регистрацию. На сегодняшний день она является самой крупной по географическому охвату организацией Старого света, в ее состав входят союзы исламских организаций из 28 европейских стран. Ее руководитель избирается сроком на 4 года. ФИОЕ ставит своей целью ознакомление народов Европы с ценностями исламской культуры и цивилизации, интеграцию мусульман в европейское общество. При этом делается упор на то, что мусульмане должны стать неотъемлемой частью европейского общества и европейской культуры. Штаб-квартира ФИОЕ находится в Брюсселе, что помогает нам поддерживать связи и вести диалог с властями ЕС.



Главные особенности ФИОЕ – горизонтальные связи между фактически равными по уровню организациями на всей территории Европы и интернациональный состав, в то время как существующие союзы и федерации носят, как правило, локальный и узко национальных характер; например, пакистанские организации Великобритании или турецкая федерация "Милли Герюш", действующая на территории лишь четырех европейских стран.



Идеологическая основа нашей организации – плюрализм, так как Европе свойственно многообразие различных культур, национальностей, конфессий и т.д. Мы основываем свое взаимодействие с европейским обществом на принципе открытости и считаем путь диалога действенным для решения всех проблем и разногласий. Мы верим в аль-васатыйю (срединность) как умеренный, далекий от экстремизма и крайностей путь в исламе. Мы открыты для всех организаций, конфессий, властных структур, у нас сложились очень хорошие отношения с властями Евросоюза. Мы стремимся создать общую базу, объединяющую всех мусульман: пакистанцев, арабов, турков и др. по всей Европе…



Кроме организаций-членов ФИОЕ, в Европе есть специализированные организации, как, например, Совет по фетвам и исследованиям, учрежденный в 1997 году. В его состав входят около 50 ученых из разных стран Европы, представляющих разные народы и разные идеологии. Мы учредили Ассамблею имамов Европы (АИЕ) и Всеевропейский форум мусульманских женщин, в который входит ряд союзов и женских организаций со всей Европы. Эти организации исполняют роль послов ислама в Европе, проводя встречи в Европарламенте, сотрудничая с политиками и общественными деятелями.



В нашу федерацию входят и молодежные организации. Центральный офис, занимающийся делами молодежи, расположен недалеко от парламента ЕС. В рамках ФИОЕ действует также Союз мусульманских школ (эти школы официально зарегистрированы и получают поддержку государства), а также мусульманские профсоюзы: врачей, инженеров и пр.



Федерация приняла участие в учреждении четырех институтов (2 во Франции и 2 в Великобритании), которые готовят имамов на уровне бакалавров. Сейчас в них обучается около 1600 студентов со всей Европы.



Однако главным достижением европейского мусульманского сообщества является Хартия мусульман Европы, подписанная в январе этого года. При создании этого документа мы исходили из того, то ислам и исламская идеология едины для всех мусульман. В процессе претворения этой идеологии в жизнь неизбежно возникают разногласия, приводящие к разделению на разные группы. С одной стороны, некоторые мусульмане настолько интегрировались в европейское общество, что полностью потеряли свою идентичность. С другой – часть мусульман ратует за полную изоляцию от европейского общества и запрет политической деятельности. Между этими двумя крайностями существуют разные мнения, богословские решения, школы: салафитская, суфийская, таблиговская и т.д., каждая из которых имеет своих сторонников.



Из-за подобного разнообразия внутри мусульманской общины европейские власти столкнулись с определенными трудностями в ведении диалога с мусульманами. Поэтому 7 лет назад Федерация исламских организаций в Европе выступила с инициативой разработки Хартии мусульман Европы, которая бы стала базисом для диалога и взаимодействия властей с мусульманами. Для реализации этого проекта была создана рабочая группа, которая подготовила текст Хартии и представила ее в Европарламент. В торжественной церемонии подписания Хартии принял участие вице-спикер Европарламента.



Несмотря на все успехи, положение мусульман в Европе далеко не такое хорошее, как кажется на первый взгляд. Определенные силы здесь испытывают неприязнь ко всему неевропейскому: не только к мусульманам, но и ко всем иностранцам. Недавно несколько экстремистских группировок объединились в единый фронт и хотели провести пикет перед Европарламентом под лозунгом "Мы против исламизации Европы". Но мэрия Брюсселя отказалась предоставить им санкцию на проведение пикета. Безусловно, позитивным фактом является то, что вражду к исламу демонстрирует не Европа в целом, а определенные экстремистские группировки. Европа неоднородна, в том числе и по отношению к мусульманам. Например, Франция запретила хиджаб в госучреждениях, но предоставила последователям ислама другие возможности. В Швеции государство оказывает мусульманской общине всестороннюю поддержку, в том числе и финансовую, в парламенте страны есть депутаты-мусульмане. Такие страны, как Дания, Голландия и Швеция, оказывают финансовую поддержку мусульманским школам. В Испании, Бельгии и Австрии ислам получил официальное признание, но, к примеру, в той же Швеции мусульмане имеют больше прав.



В последнее время европейские мусульмане во втором и третьем поколении стали занимать ключевые места в экономической, политической, общественной и культурной жизни, тем самым демонстрируя, что они приехали не только чтобы пользоваться благами жизни в Европе, но и принимать активное участие в развитии своих стран.



Вопросы к господину Бенмахлюфу.



- Возможно ли вступление в Федерацию российских мусульманских организаций?



- Мы считаем Россию частью Европы и выступаем за усиление позиций и влияния России не только в Европе, но и во всем мире. Присутствие России как великой державы будет способствовать сохранению баланса, существовавшего до развала СССР. Независимо от того, станет ли Россия членом ЕС, будет ли она интегрироваться в Европу, двери Федерации открыты для всех российских мусульманских организаций. Мой визит имеет две цели: во-первых, познакомиться с положением мусульман России, а во-вторых, чтобы государственные структуры получили представление о нашей деятельности.



- Как строятся отношения ФИОЕ с европейскими властями, насколько реальна проблема экстремизма в мусульманской среде Европы и как она влияет на эти отношения?



- Во всех странах, где имеются наши филиалы, мы поддерживаем крепкие и теплые отношения с местными властями. Уровень этих отношения зависит от влияния нашей организации в той или иной стране. Мы взаимодействуем с мэриями, различными министерствами, с законодательными органами разных государств по всем волнующим нас вопросам. Наиболее эффективны эти отношения во время выборов, так как голос мусульман стал играть важную роль в политической жизни Европы.



Но эти связи направлены, чтобы служить не только интересам мусульман в Европе, но и интересам европейского сообщества в целом, особенно на пути развития отношений с арабским миром. Например, карикатуры на пророка, которые впервые появились в Дании, оказали большое влияние на экономическую ситуацию в этой стране из-за того, что многие мусульманские страны бойкотировали датскую продукцию. Когда в сентябре прошлого года аналогичные карикатуры появились в Швеции, в ситуацию вмешалась Федерация исламских организаций в Европе. Премьер-министр страны посетил мусульманский культурный центр. В ходе консультаций с властями были достигнуты договоренности о принятии совместных мер против карикатур в Швеции. Мы связались с правительствами мусульманских стран, с руководством боле 400 мусульманских организаций по всему миру, вышли на телеканалы "Аль-Джазира", "Икраа" и др., и объяснили, что нельзя вводить эмбарго в отношении шведских товаров, так как руководство Швеции заняло принципиальную позицию в отношении этих карикатур. Нам удалось свести неблагоприятные последствия к минимуму и тем самым послужить обществу, в котором мы живем. Мы показали, что мусульмане являются мостом для диалога и средством против раскола и столкновения в обществе.



Другой пример – похищение французских журналистов, в освобождении которых активно участвовала Федерация исламских организаций в Европе. Ее представители посетили Ирак, где провели многочисленные переговоры с учеными, лидерами различных группировок и партий. В итоге французские журналисты были освобождены.



Что касается связей с властями Евросоюза, то мы сотрудничаем с разными комитетами Европарламента, на благо всей Европы, укрепления ее связей с арабскими и мусульманскими странами.



Относительно вашего вопроса об экстремизме, хочу отметить, что экстремизм как явление существует в Европе во многих областях и не только среди мусульман. Среди европейцев есть расисты, шовинисты и т.д. Экстремизм – природное качество человека. Часто мы видим, что экстремистские группы находятся в меньшинстве, но их голос слышен сильнее того, что они собой представляют. Те, кто организовал взрывы в Мадриде и в Лондоне, – единицы, а мусульман в Европе миллионы. Автором карикатур на пророка также является один человек, но от его действий пострадало все европейское общество. В Европе стали уже проводить различие между экстремистами и неэкстремистами, понимая, что ни мусульмане, ни европейцы не должны страдать из-за единичных действий экстремистов.



- Европейские мусульмане добились больших успехов в организации своей деятельности и влиянии на различные стороны жизни в Европе. В чем, на ваш взгляд, причина этих успехов?



- У европейских стран есть много общего, в том числе и идеология. В европейском обществе существует плюрализм в различных его проявлениях: национальный, культурный, конфессиональный и т.д. В Европе человек пользуется большим количеством свобод: свободой слова, вероисповедания, демонстраций. Это те свободы, к которым призывает ислам. Поэтому мусульмане нашли себя в этой среде.



Но главная причина, на мой взгляд, заключается в идейной силе ислама. Некоторые обвиняют ислам в том, что он угрожает безопасности и идентичности Европы. Но позвольте: мусульмане приехали из очень отсталого региона, у них нет ни армии, нет спецслужб, нет денег. Почему вы их боитесь? Ответ очевиден: европейцы боятся идей ислама. Например, они обвиняют ислам в нарушении прав женщин. Но большинство принявших эту религию составляю именно женщины. На Западе существует проблема традиционных процентных банков. В разгар ипотечного кризиса многие люди лишились крыши над головой. На этом фоне в Великобратании, Швеции и ряде других стран начали всерьез обсуждать исламскую финансовую систему и открывать исламские банки. Таким образом происходит влияние ислама на общество через политическую, социальную, экономическую интеграцию мусульман. Обратите внимание, в Европу мигрировали представители не только мусульманского мира, но и Латинской Америки. Почему они не оказывают такого влияния? Потому, что дело в идеологии, а не в политике.





Записал Анвар Шарипов (приводится в сокращении)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика