Один на один с Богом

Человека двигает вперед полноценное сочетание в нем духовности, физики и разума

Человека двигает вперед полноценное сочетание в нем духовности, физики и разума

Теги:




22
05 Октября 2012г. (19 Зу-ль-када)
За последний год в умме постсоветского пространства одними из самых часто употребляемых терминов стали "правильный" ("неправильный"), традиционный (нетрадиционный), "чистый" ("нечистый") мусульманин. При этом приверженцы Ислама позволяют себе "браковать" таких же муслимов, как они, по им одним известным причинам.



В этой связи, спрашивается, наделил ли Аллах кого-либо из нас полномочиями судей? Вопрос, конечно же, риторический. Другое дело, насколько мы вообще пытаемся разобраться сами в себе с точки зрения нашего собственного имана? Действительно ли мы настолько чисты (во всех смыслах), что позволяем кого-то не просто молча оценивать, но и вслух прилюдно считать "нечистоплотным" мусульманином? И разве так уж однозначно является золотом то, что блестит?



Такая многовариантная грязь



Один из героев "Драмы на охоте" блестящего Антона Павловича Чехова констатирует: "Был я того убеждения, что нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью"(1).



На одном из интернет-форумов в комментарии к этой фразе некий пользователь Сети написал, что, однако, можно вылепить кувшин из грязи, включающей в себя глину, наделив при этом получившееся великим смыслом. "Многое в наших руках!" – резюмировалось комментом.



Сложно не согласиться, тем более что "Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи" ("Хиджр": 26). Причем, как мы знаем из Откровения, Аллах "превосходно создал все, что сотворил", и после "человека из глины", высветил "его потомство из капли презренной жидкости". Ну а придав своему лучшему творению "соразмерный облик", Всевышний "вдохнул в него от Своего духа", даровав всем нам "слух, зрение и сердца" ("Земной Поклон": 7-9).



Интересно преломил данный фон в художественном формате (устами героя) прекрасный американский писатель ХХ в. Роберт Пенн Уоррен: "Что сделал Господь Бог? Взял пригоршню грязи, подул на нее и сделал вас и меня, Джорджа Вашингтона и весь человеческий род, благословенный мудростью и прочими добродетелями"(2).



Таким образом, главным оттенком в факте создания человека Богом является переданный Им индивидууму дух, также могущий оказаться в любом из Его природных творений. И тогда возможно все. Помните фиксацию Всевишним факта направленный с посланнической миссией "к сынам Исраила (Израиля)" Исы (Иисуса) ("Семейство Имрана": 49), по "соизволению" Всевышнего лепившего "изваяния птиц из глины" и дувшего на них, становящихся птицами ("Трапеза": 110)?



Помимо этого, поддержка Иисуса Святым Духом (Джибрилем) позволила ему исцелить "слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного". То же самое соизволение Господа предоставило Иисусу возможность выводить "покойников живыми из могил" ("Трапеза": 110).



Да, мы знаем из Откровения, что мертвые выйдут из могил лишь по зову Бога на Суд, значит, никто не властен регулировать этот процесс. Следовательно, в аспекте предшествующей фиксации Кораном исцеления слепого (невидящего) и прокаженного, не исключено подразумевание иносказательного смысла, а именно – привода к Истине людей.

Как бы то ни было, факт одухотворенности человека Богом позволяет нам ощущать непознаваемое разумом.



Бороться с собой?



Коран, говоря о сотворении человека, констатирует отказ Иблиса от исполнения наказа Бога пасть "ниц перед человеком". Но, несмотря на это, Всевышний предоставил дьяволу (по его просьбе) "отсрочку" до дня воскрешения (в плане его изгнания и побития) ("Хиджр": 33). За этот период земной жизни человека Иблис, как он сообщил об этом Господу, попытается совратить "всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов". В ответ на что последовавших по следам Сатаны Всевышний назвал заблудшими, "за исключением" которых "ты не властен над Моими рабами"; "воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах" ("Хиджр": 34-46).



Автор отмечал, что предоставленное Создателем Иблису добро на его пожелание сформировало один из важнейших коранических принципов по отношению к человеку: оставить право выбора за личностью. Скажем, двигаться к свету истины прямым путем или оказаться в сетях Сатаны(3). В контексте же просьбы Иблиса отчетливо просматривается намерение Дьявола доказать: будучи сотворенным Всевышним из глины, человек является грязным существом (в прямом и переносном смысле).



Но мы-то знаем, что грязь бывает, скажем, лечебной. Мало этого, здесь можно вспомнить коранический сюжет о почтенных гостях Ибрахима (Авраама), на вопрос об их миссии ответивших, что "посланы к грешным людям" для наслания на "тех, кто излишествовал", камней "из глины" ("Рассеивающие Прах": 31-34). Причем эти каменья были помечены у Господа.



Следовательно, "грязная" глина может быть нескольких "сортов", не так ли? С одной стороны, создание при ее помощи человека, с другой, – скрепление с камнем для наказания отдельной когорты людей.



Аналогичная двойственность оказывается характерной и для человека. Это – борьба мотивов, столкновение внутри нас мрака и света, когда мы нередко пытаемся, прикрываясь какими-то собственными обоснованиями, свернуть "налево" от изложенных Откровением принципов. Т.е. наша внутренняя грязь – есть элемент, привнесенный в нас не со стороны, а "сооруженный" непосредственно нами.



Обнадеживающим в данном векторе является вполне реальная возможность замены "черноты" глины на светлые оттенки. Благодаря выбору нами определенных шагов в тот или иной ситуации – о чем и в каком направлении мы мыслим, как намереваемся осуществить нечто, что совершаем?



Известный мусульманский богослов XIV в. Ибн Кайим аль Джаузия писал в этой связи о нахождении в людях двух "призывающих": первый "зовет его" к "страстям и сладостям этого мира"; второй, – к Всевышнему, к Следующей жизни. Поэтому, по его словам, в основе религии – совершение предписанного и оставление запретного(4).



Полет души?



Наверное, нам всем нужно просто признаться самим себе, что периодически мы сами, без посторонней помощи, тянемся к земным прикрасам. Как говорил один из героев "Драмы на охоте" А. Чехова, "я, сам испорченный до мозга костей, прощал, проповедовал терпимость ко всему порочному, снисходил до слабости".



Значит, дело, все же, в нашей душе. Именно тут вполне уместным представляется произнесение термина "тасаввуф" – духовность. Давайте абстрагируемся от моментального склонения понятий тарикат, братство или орден или сразу оперировать терминами "мистика" и аналогично. Речь сейчас – в корне о другом. Не о формах или группах, а состоянии человека, находящегося один на один с Господом – в мыслях, ощущениях, т.е. духовном. У Арафата, во время хаджа, это ведь чувствуется особо, не так ли? А разве в другое время года данная данность невозможна?



На портале Шамиля Аляутдинова в статье "Тасаввуф (суфизм)", со ссылкой на "Му‘джаму люгати аль-фукаха" [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 133, приводится перевод понятия "ат-Тасаввуф" – правдивость перед Богом; свобода от господства и властного влияния (давления на нас) мирских прелестей и красот. Но при этом снятие с себя "каких-либо обязанностей" и бездеятельное упование на Аллаха называется отклонением и заблуждением(5).



Т.е. главным показателем "правильности" мусульман являются предпринимаемые ими действия. Не одежда, не внешний вид в целом, а именно деяния. Наверняка, лишь наша ненаигранная и цельная духовность поспособствует осуществлению перехода к практической "правильности". Молчаливо-неактивное созерцание же отдалит нас от самих себя и от Бога. Поэтому действенность духовного восприятия веры (через сердце, Любовь к Аллаху) станет реальным исключительно при отражении его отголоска в мирской жизни.



Говоря другими словами, человека двигает вперед полноценное сочетание в нем духовности, физики (физическое) и разума. Согласимся, если дух Всевышнего вдунут Им непосредственно в нас, как же мы можем не чувствовать духовное? Ведь это есть фактически некий "соединительный" дух, когда исчезают границы времени и пространства между верующим и Господом. Разве так не бывает в ряде случаев во время намаза или произнесения дуа? Или в какие-то "обычные" жизненные моменты?



Значит, в этом контексте как раз вполне уместно восприятие словосочетания "полет души". А вот куда и в какую сторону мы "направляемся", зависит от нас. Так что будем уповать на Всевышнего, сстрараясь разбираться в себе, а не оценивать свое окружение.





1.А.П. Чехов. Драма на охоте

http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/sp3/sp3-241-.htm

2.Роберт Пенн Уоррен. Вся королевская рать

http://lib.ru/INPROZ/UORREN/kingsmen.txt

3.О заложенных в Коране правах человека и плюрализме

http://islam.com.ua/articles/meet_islam/sense_of_islam/763/

4.Ибн Кайим аль Джаузий. "Уддату-ссабирин ва захирату-шшакирин"

Цит. по: Запись из ЖЖ

http://alifammara.livejournal.com/123449.html

5.Статья "Тасаввуф (суфизм)"

http://umma.ru/stati/sufizm-radikalizm-i-prochee/7360-tasavvuf-sufizm

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

rauza 07 Октября 2012г.
Ответить

Спасибо большое за статью,прошу не останавливаться и дальше делиться своими мыслями на сайте, очень не хватает в нашем верующем исламском кругу таких посвященных и мыслящих людей.

GID 07 Октября 2012г.
Ответить

Мне хорошо с Богом,особенно по вечерам !!

Guraba01 06 Октября 2012г.
Ответить

Проблема в том что мы любим фитну

Guraba01 05 Октября 2012г.
Ответить

Не надо цитироврать Чехова и прочих Робертов. И без этого можно обойтись.

rauza 07 Октября 2012г.
Ответить

Спасибо большое за статью,прошу не останавливаться и дальше делиться своими мыслями на сайте, очень не хватает в нашем верующем исламском кругу таких посвященных и мыслящих людей.

Guraba01 06 Октября 2012г.
Ответить

Проблема в том что мы любим фитну

Guraba01 05 Октября 2012г.
Ответить

Не надо цитироврать Чехова и прочих Робертов. И без этого можно обойтись.

Яндекс.Метрика