Ганнуши объявил о парламентских и президентских выборах в Тунисе

Ганнуши не стал президентом потому, что предпочитает роль некоего общественного «модератора»

Ганнуши не стал президентом потому, что предпочитает роль некоего общественного «модератора»

Теги:





0
15 Октября 2012г. (29 Зу-ль-када)
Правящая коалиция Туниса, возглавляемая движением "Нахда", назначила парламентские и президентские выборы на 23 июня 2013 года. Как говорится в пресс-релизе, поступившем в агентство Reuters, при этом достигнуто соглашение о том, что выборы президента будут прямыми, а второй тур в случае необходимости пройдет 7 июля.



В октябре 2011 года "Нахда" выиграла выборы в Учредительное собрание Туниса, задачей которого было написание конституции и подготовка к проведению выборов. В декабре 2011 года собрание избрало временного президента Туниса, который сложит свои полномочия после выборов 2013 года.



Как отмечают аналитики, после революции в Тунисе складывается весьма интересная ситуация. На самом деле, идет непростой процесс формирования руководящих институтов – правительства, парламента, президентской власти, но западные (да и отечественные) СМИ часто преподносят происходящее в стране в черно-белых тонах, противопоставляя местных исламистов и либерал-демократов. Исламисты зачастую преподносятся как деструктивный элемент, их присутствие во власти однозначно связывают с неизбежным регрессом, в то время как прозападные либералы позиционируются как источник прогресса и развития.



Тот факт, что "исламисты" (в частности, Ганнуши и его окружение) получили неплохое образование именно на Западе и являются не просто людьми, образованными в соответствии с международными стандартами, но и связующим мостом между инновациями и традициями, западным прогрессом и ценностями мусульманской цивилизации, попросту опускается.



Последний фактор немаловажен. Не следует забывать о том, что исламский мир – это особая цивилизация с собственными понятиями и устоями, существующими на протяжении многих веков. Как показал опыт, переориентация такого общества исключительно на западные ценности ведет к краху. В частности, тунисский народ в последние десятилетия испытал все прелести демократии западного образца на собственном опыте: навязывание ему подобных ценностей ни в социальном, ни в культурном, ни в экономическом плане не улучшило положения народа. Отсюда – коррупция, экономический спад и моральная деградация. Не удивительно, что после революции большинство тунисцев отдали предпочтение исламистам, дав им шанс улучшить ситуацию в различных сферах жизнедеятельности страны.



Однако при том, что основная масса тунисцев, по сути, вручила власть в руки Ганнуши, сам он предпочел иной сценарий, делегировав часть полномочий прозападным либерал-демократам. И это несмотря на то, что народ считает последних явлением неприемлемым и чужеродным, а Ганнуши хотел бы видеть на посту президента.



С одной стороны, полагают эксперты, на такой шаг Ганнуши пошел потому, что желал избежать определенных препятствий со стороны Запада, который не упустил бы повода обрушить на единоличного исламского руководителя всю мощь своих грязных политтехнологий.



С другой стороны, некоторые эксперты все же полагают, что им двигали иные мотивы. По мнению арабского аналитика Рияда Мустафы, Ганнуши не стал президентом потому, что предпочитает роль некоего общественного "модератора", мыслителя и строителя демократии административным функциям.



"Определение даты выборов последовало после многочисленных обвинений в адрес "тройки" (коалиции политических сил страны – прим.ред) в том, что они не хотят отдавать власть и специально затягивают с этой датой. Однако исламисты, являющиеся лидером "тройки", с первого дня проявляли бдительность и не грешили эгоизмом. Выиграв парламентские выборы и получив большинство, они, тем не менее, отказались возглавить все парламентские комитеты ради единства и утверждения демократического строя в обществе, основой которого всегда является компромисс. То же самое касается конституции: хотя исламисты имели все возможности "продавить" свою позицию, они снова пошли на уступки ради консолидации общества и договорились о парламентско-президентском государстве. Исламская партия сочла, что парламентское государство – это лучший способ предотвратить реанимацию диктатуры. "Тройка" доказала, что готова к любым договоренностям во избежание возвращения диктатуры. "Нахда" же, в свою очередь, несмотря на обвинения в создании теологического государства, делает все для того, чтобы не появилась другая диктатура от имени избранного президента или от имени бога", – считает эксперт.



Попутно аналитик отметил, что, несмотря на многочисленные социальные проблемы, с которыми столкнулось правительство, возглавляемое исламистами, опросы сегодня дают "Нахде" 60% голосов, что очень пугает прозападные партии. "Многие секуляристские партии боятся этих выборов, потому что знают: они не особо популярны. Особенно новая партия бывшего премьер-министра Ассебси под названием "Нида Тунис", который собирает под своими знаменами всех обиженных и бывших партийцев изгнанного президента Бен Али. Таким образом, они хотят вернуть власть представителям старого режима, но в нынешней ситуации у реваншистов мало шансов", – подытожил собеседник агентства.



Так или иначе, Россия могла бы грамотно сыграть на всех этих процессах, однако, к сожалению, в отечественных элитах тоже присутствует определенный страх перед исламистами. В силу влиятельности этих расхожих заблуждений Россия не может найти некую "точку входа" в процесс, рискуя в итоге оказаться аутсайдером событий, происходящих в исламском мире. То же самое можно наблюдать на примере Египта. При этом, бесспорно, у РФ гораздо больше шансов наладить отношения с исламистами, чем у Запада, который десятилетиями колонизировал и насиловал как Египет, так и Тунис, пытаясь уничтожить их традиции.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика